Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UPRGOS / UPRGOS.DOC
Скачиваний:
48
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
1.23 Mб
Скачать

 Местное управление, судопроизводство, полиция

В отличие от высших и центральных учреждений власти местные органы управления в рассматриваемый период кардинальным изменениям не подвергались. Губернское управление оставалось, однако создание министерств усилило процесс централизации власти, губернские органы фактически стали филиалами министерств на местах. Должность генерал-губернатора противоречила главной цели создания министерств - ликвидации всех инстанций между губернским и центральным правлением. Тем не менее проекты ликвидации наместничества реализованы не были. В 1803 г. существовало 48 губерний и три генерал-губернаторства, объединяющих восемь губерний. С созданием министерств губернаторы стали подчиняться Министру внутренних дел.

Органы полиции перешли в ведение Министерства внутренних дел, система судов и прокуратура - к Министерству юстиции, казенная палата и уездные казначейства - Министерству финансов. Местными учреждениями Министерства народного просвещения стали созданные в 1803 г. шесть учебных округов (по нескольку губерний в каждом), Главного управления путей сообщения - округи путей сообщения, Департамента уделов - удельные конторы и отделения, Военного министерства - артиллерийские, инженерный, провиантские и комиссарские округа.

В 1811 г. губернские батальоны и команды служащих инвалидов, находившиеся в ведении губернаторов, были преобразованы во внутреннюю стражу. Вместе с полицией внутренняя стража должна была обеспечивать поддержание правопорядка. В 1816 г. был создан корпус внутренней стражи, возглавляемый инспектором. Корпус внутренней стражи входил в состав армии и подчинялся военному министру. Все губернии делились на восемь округов во главе с окружными генералами. В каждом округе располагались бригады внутренней стражи, которые делились на батальоны и полубатальоны. Кроме охраны правопорядка, внутренняя стража занималась контролем за рекрутскими наборами, обучением рекрутов, караульной службой при военно-арестантских ротах, учрежденных в 1823 г. для осужденных солдат и офицеров.

В апреле 1801 г. манифестом Александра I Городовое положение и грамота 1785 г. были не только подтверждены, но и названы одним из “непреложных и неприкосновенных” постановлений, все нововведения Павла I в сфере городского самоуправления отменены. В январе 1807 г. манифестом императора для высшей части купечества было установлено звание первостатейных купцов, при Министерстве коммерции была открыта “Бархатная книга знатных купеческих родов”. Звание именитых граждан было оставлено только для ученых и художников. Ряд постановлений определял условия перехода представителей иных сословий в городские сословия. В 1824 г. были учреждены торговые депутации и должность смотрителя городских имуществ, в небольших городах вместо дум и магистратов управление передавалось ратушам.

Такие упраздненные Павлом I судебные органы, как верхние и нижние расправы, губернские магистраты, верхние земские суды, Александром I восстановлены не были. По-прежнему функционировали губернские суды: палаты уголовного и гражданского суда, в Петербурге и Москве - надворный суд. Значение совестного суда в силу его малоэффективности неуклонно падало.

В крупных городах в это время начали создаваться коммерческие и словесные суды. В небольших городах судопроизводство было передано ратушам.

В уездах оставался сословный уездный суд для дворян и крестьян, ведущую роль в них играли представители дворян (судьи и заседатели).

Органы прокуратуры, перешедшие в ведение Министерства юстиции, сколько-нибудь решающего значения в процессе судопроизводства не имели, во многом это определялось тем, что не было четкого разделения органов надзора и управления.

Система полицейских органов, созданная на основе “Устава благочиния” 1782 г. в начале ХIХ в. практически не изменилась.

* * *

Изменения в системе высшего и центрального управления России, направленные на повышение эффективности деятельности всего аппарата управления, имели крупный недостаток - отсутствие четкой регламентации Государственного совета, Комитета министров, Сената, министерств, что позволяло императору использовать в своих целях борьбу между этими властными структурами и укрепить личный контроль за деятельностью всех органов власти. Личный надзор императора за работой бюрократической машины не смог повысить ее эффективности и оперативности и не уменьшил произвол и злоупотребления.

Крах всех либеральных начинаний Александра I способствовали росту недовольства в стране действиями власти.