Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Marchenko_M_N_2001_Sravnitelnoe_pravovedenie_Obschaya_chast.doc
Скачиваний:
186
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.74 Mб
Скачать

Инициатива изменения или дополнения Конституции, соглас­но ст. 154 Конституции, может исходить либо от "одной четверти народных представителей", либо от президента1.

В соответствии с Конституцией России предложения о поправ­ках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Рос­сии, законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).

В отличие от конституционных законов, для принятия или из­менения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифицированного (в 2/з, 3А или же как в Конституции Греции — 3А) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституцион­ными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую гло­бальность, функциональность и стабильность как регулятора обще­ственных отношений.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а так­же от территории, на которую распространяется его действие, за­коны в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти фе­дерации и распространяются на всю территорию. Вторые — высши­ми органами государственной власти субъектов федерации и, соот­ветственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общем правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации действуют федеральные законы.

Так, согласно Конституции России, "законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут про­тиворечить федеральным законам", принятым по предметам исклю­чительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. "В случае противоречия между феде­ральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон" (ст. 76, п. 5).

В случае же противоречия между законами и нормативно-пра­вовыми актами субъектов РФ, изданными по предметам исключи-

тельного ведения последних, "действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации" (ст. 76, п. 6).

4. Законы как основные, главенствующие в социалистических и постсоциалистических странах нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовы­ми актами.

На примере законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются та­кие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социаль­ного и культурного строительства, и, согласно Конституции, наря­ду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, ин­дивидуальный характер, "обязательны к исполнению в Российской Федерации" (ст. 115 п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции РФ, федеральным за­конам и указам Президента России они "могут быть отменены Пре­зидентом Российской Федерации" (ст. 115 п. 3).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе прави­ла общего характера. Вместе с другими актами Президента — рас­поряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согла­сно Конституции, "обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации" (ст. 90 п. 2). Они издаются по вопросам, от­несенным Конституцией к компетенции Президента РФ (ст. 80—89).

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на осно­ве действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации — это акты цент­ральных органов государственного управления (министерств, госу­дарственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федера­ции — это республиканские законы, акты президентов (в президен­тских республиках), постановления правительств республик, а так­же нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов фе­дерации, а также нормативные акты, издаваемые органами госу­дарственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

В условиях социализма и постсоциализма законы тесно связа­ны и взаимодействуют также и с другими источниками права. Все они возникают и функционируют не иначе, как на основе закона и в строгом соответствии с законом. Среди них особо выделяются пра­вовой обычай и правовой договор.

Правовой обычай представляет собой санкционированное госу­дарством правило поведения, сложившееся в обществе в результате

1 Конституция Республики Болгарии // "Държавен вестник", 1991, № 56.

его многократного и длительного применения1. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источником права. Признается он как источник также в условиях социалистического и постсоциалистического права.

Характерные черты и особенности правовых обычаев в основ­ном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционирова­ны государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же время как неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

Каким требованиям должен отвечать правовой обычай? Каков он должен быть, чтобы эффективно воздействовать на обществен­ное отношение? Существуют несколько в той или иной степени от­личающихся друг от друга, но в целом сходных между собой отве­тов на данные вопросы.

Так, по мнению Г. Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям;

а) содержать в себе нормы, которые "основываются на право- вом убеждении" и проявляются "в более или менее частом приме- нении";

б) не противоречить разумности;

в) не нарушать добрых нравов; и

г) "не иметь в своем основании заблуждения".

О наличности правового обычая можно говорить лишь тогда, когда "в основании однообразно повторяемой нормы лежит право­вое сознание или народное убеждение..."2.

В условиях социализма и постсоциализма правовой обычай имеет довольно ограниченное применение по сравнению с другими источниками права.

Однако в последние годы, с расширением сферы частного права в странах бывшего социализма сфера его воздействия значительно возросла.

В России это нашло свое непосредственное отражение, напри­мер, в гражданском законодательстве (ст. 5—6 ГК РФ, часть 1), где закрепляется понятие обычая делового оборота, понимаемого как "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области пред­принимательской деятельности правило поведения, не предусмот­ренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе" (ст. 5).

Здесь же закрепляется положение, в соответствии с которым "обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для уча­стников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются"1.

Определенную роль в правовых системах социалистических и постсоциалистических стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной дея­тельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.

В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государ­ственными образованиями — субъектами федерации. Всегда — между государствами, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно сослаться на Договор об образова­нии СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказ­ской советской республики, заключенный в марте 1922 г., и на дру­гие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 мар­та 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами современ­ной Российской Федерации.

Действующая Конституция РФ устанавливает также, что с помощью договора могут регулироваться, кроме того, взаимоотно­шения внутри субъектов федерации. Так, согласно статье 66 (п. 4), с помощью федерального закона и договора могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав субъектов федерации (края или области) автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с од­ной стороны, и, соответственно, органами государственной власти края или области — с другой.

Допуская широкую возможность регулирования отношений, возникающих между различными субъектами федерации и внутри самих субъектов с помощью договоров, российский законодатель в то же время официально закрепляет положение, согласно которо­му в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, а также "других до­говоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации, договоров между органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации — действуют поло­жения Конституции Российской Федерации"2.

1 См.: Сергеева Т. В. Обычай как источник права // Правоведение, 1997, № 1. С. 79—86.

2 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. С. 440.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. С постатейным прило­жением материалов судебной практики. М., 1999. С. 21.

2 Конституция Российской Федерации. Раздел второй. П. 1. С. 56—57.