Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Marchenko_M_N_2001_Sravnitelnoe_pravovedenie_Obschaya_chast.doc
Скачиваний:
186
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.74 Mб
Скачать

1 История государства и права зарубежных стран. Ч. П. Кн. 1 / Сост. проф. Н. А. Крашенинникова. М., 1994. С. 52.

2 Там же. С. 61—62.

3 Там же. С. 63—64.

1 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. I / Под ред. О. А. Жидкова й н: а. Крашенинниковой. М., 1996. С. 101—105.

2 Там же. С. 102—103.

24

Гл. I. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения

§ 2. Зарождение и развитие идей срав. Правоведения в древнем мире 25

Общие черты и особенности экономического, политического и общественного строя Афин и Спарты не могли не сказаться соответ­ствующим образом на их правовой культуре и правовых системах. В процессе взаимосвязи и взаимодействия, тесного сотрудничества и противоборства происходил своеобразный "взаимообмен" право­выми идеями и институтами различных городов-государств, их вза­имопроникновение в правовые системы друг друга.

Анализируя данный процесс и особенности воспринимаемых различными греческими городами-полисами правовых институтов и идей друг от друга, современные зарубежные авторы по-разно­му оценивают их характер.

Одни из них считают, например, что в данном случае имеет место обмен идеями и институтами, принадлежащими хотя и близ­ким друг другу, но тем не менее значительно отличающимся друг от друга, вполне самостоятельным правовым системам. Другие же, наоборот, рассматривают данный процесс как процесс развития правовых идей, явлений, институтов и учреждений, происходящий в рамках одной и той же правовой системы, а именно — некоего единого правового пространства, вбирающего в себя общность и осо­бенности правовых систем различных греческих городов-полисов.

Как пишет в связи с этим В. Хуг, несмотря на то, что сейчас общепризнанным считается тот факт, что греческие города-государ­ства весьма активно воспринимали друг у друга правовые идеи,

институты и учреждения, причем иногда — полностью, чаще — ча-^-

стично, тем не менее нельзя преувеличивать данный процесс. А кро-'

ме того, его нельзя рассматривать как обмен сравнительно-право­

выми идеями и учреждениями, осуществляющийся между правовы­

ми системами разных стран. Это, по мнению автора, есть процесс,

происходящий в рамках одной и той же правовой системы. Это —г

процесс поиска и восприятия правовой системой и ее отдельными институтами своих собственных, но более совершенных форм1.

Не вдаваясь в подробности данного вопроса, тем не менее сле­дует отметить, что рассмотрение правовых систем разных городовт полисов в качестве единой системы неоправданно игнорирует их

порой весьма существенные особенности, а также их вполне реаль­ную, хотя и относительно самостоятельную жизнь. Кроме того, при этом не учитывается тот факт, как верно подмечено в отечествен­ной литературе, что полисная система была одной из самых значи­

тельных, "практически уникальных черт государственности, харак­терных не только для Греции, но и для всего античного мира"2. Эта'

практически может означать, что развитие сравнительно-правовых

идей происходило в результате взаимосвязи и взаимодействия не"-

только греческих городов-полисов, но и городов-полисов других регионов античного мира.

В связи с этим нельзя не обратить внимание еще на одно, сви­детельство существования и широкого применения идей сравни­тельного правоведения в Древней Греции и Риме, заключающее­ся в непрерывном влиянии греческого права на такую составную часть римского права, как право народов, или jus gentium.

Право народов (jus gentium) представляло собой систему норм или правил поведения, регулировавших взаимоотношения, возни­кавшие между всеми слоями свободного римского населения.

Известный исследователь римского права И. Б. Новицкий от­мечал в связи с этим, что jus gentium как составная часть римско­го права в определенном смысле противостояла другой его состав­ной части — jus civile — "исконному национальному древнеримско­му праву", распространявшему свое действие исключительно на римских граждан — квиритов. Поэтому его еще называли квирит-ским правом.

Что же касается jus gentium, отмечал автор, то с помощью этой "разновидности" римского права регулировались прежде всего иму­щественные отношения, возникавшие и между перегринами (ино­странцами), и между римскими гражданами, и между теми и дру­гими. Термином jus gentium римские юристы обозначали также и представляюшуюся им более широкой философскую категорию — право общее для всех народов1.

С помощью права народов римлянами были введены также такие установления, которые касались вопросов войны и мира, раб­ства, международной торговли, "оснований царства" и др.

Влияние греческого права на jus gentium осуществлялось раз­ными путями: через воспринятие правом народов отдельных гречес­ких правовых институтов и норм, через воспринятие им греческих правовых идей и доктрин и т. д. Но наиболее распространенным и влиятельным был второй путь. Это особенно проявилось, согласно выводам немецких исследователей, на ранних стадиях формирова­ния и развития римского права. Именно в этот период правовые идеи и доктрины греков в наибольшей степени проявлялись и ока­зывали влияние на jus gentium, нежели какие бы то ни было их правовые институты или нормы2.

По мере развития римского общества и государства влияние греческих правовых идей и доктрин не только сохранялось, но и совершенствовалось. Расширялась сфера воздействия греческого права на римское, совершенствовались его формы. Римские юрис­ты, по замечанию исследователей, будучи в гораздо большей степе-