Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Marchenko_M_N_2001_Sravnitelnoe_pravovedenie_Obschaya_chast.doc
Скачиваний:
186
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.74 Mб
Скачать

лять великие национальные замыслы и на связанной с этим дове­рием ответственности"1.

С широким использованием сравнительного метода были напи­саны также работы И. В. Михайловского "Очерки философии пра­ва" (Томск, 1914), Е. Н. Трубецкого "Энциклопедия права" (Киев, 1906), Лекции по общей теории права Н. М. Коркунова (Спб., 1898), Лекции по общему государственному праву Ф. Н. Кистяковского (М., 1912) и многие другие.

Довольно широкое и интенсивное проведение сравнительно-правовых исследований и начало преподавания сравнительного пра­воведения в России в конце XIX — начале XX в. дало возможность отечественным юристам принимать активное участие в работе I Меж­дународного конгресса по сравнительному праву, а некоторым ис­следователям сделать вывод о том, что хотя в России формально нет дисциплины сравнительного правоведения, но уже с 60-х гг. все юридические дисциплины, "как исторические, так и догматические, преподаются в наших университетах сравнительно"2. В этом, на первый взгляд довольно спорном и противоречивом выводе содер­жится огромная доля правды.

§ 6. Сравнительное правоведение в советской и постсоветской России

С победой Октябрьской революции и установлением Советской власти в России в развитии отечественного сравнительного право­ведения произошел резкий поворот. Суть его заключается в том, как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, что полный разрыв нарож­дающейся советской юриспруденции с идеями, принципами и нор­мами прежнего буржуазного права привел юристов — ученых и практиков — к отходу от позитивного анализа зарубежных право­вых систем. Если в 20-е гг. еще можно было встретить "благожела­тельные" оценки отдельных иностранных правовых институтов, осо­бенно гражданского права, юридической техники, то в дальнейшем они исчезают3.

На протяжении всей истории развития сравнительного право­ведения в СССР над данным процессом постоянно доминировали два основных взаимосвязанных между собой обстоятельства. Они каса­лись, с одной стороны, непримиримости фундаментальных ценнос­тей и интересов Советского государства, материализованных в про­водимой им политике и официальной идеологии, с интересами и ценностями окружавших его капиталистических государств. Срав­нительное правоведение особенно в первые годы Советской власти,

рассматривалось как неотъемлемая составная часть всей системы буржуазного права. Этим уже определялось негативное отношение к нему в нашей стране.

А с другой стороны, они касались изначально отрицательно­го, а зачастую и враждебного отношения капиталистических стран к Советскому государству. Иностранная интервенция "цивилизо­ванных" государств — членов Антанты по отношению к "нециви­лизованной" России, потакание силам, развязавшим гражданскую войну в стране, Великая Отечественная война, а затем и "холод­ная" война — все это отнюдь не способствовало созданию благопри­ятной обстановки для развития в России сравнительного правове­дения, не вызывало ни особой теоретической, ни практической не­обходимости в его осмыслении, а тем более применении. Изучение и использование зарубежных правовых институтов, в особенности государственно-правовых, гражданско-правовых, торговых, кредит­но-финансовых и иных, имело далеко нерегулярный систематичес­кий характер и осуществлялось, как правило, лишь на эмпириче­ском уровне.

Последнее усугублялось также попытками западных государств установления вокруг СССР режима дипломатического и иного не­признания, изоляции нашей страны от всего остального мира вскоре после провала иностранной интервенции, введения всякого рода эмбарго или частичных ограничений на торговлю, поставки высоко­технологичного оборудования и других "запретных" товаров (напри­мер, через КОКОМ) в нашу страну.

Сочетание такого рода далеко не самых дружелюбных акций в отношении СССР со стороны западных государств с проводимой в стране вследствие этого жесткой "антиимпериалистической" поли­тикой настраивало советских юристов — теоретиков и практиков на соответствующий политический и идеологический лад, мешало ус­тановлению контактов между ними и их западными коллегами, со­здавало труднопреодолимые препятствия на пути развития в нашей стране идей сравнительного правоведения.

В чрезмерно политизированной и идеологизированной отече­ственной юридической науке при рассмотрении зарубежного зако­нодательства и проблем развития сравнительного правоведения значительное внимание зачастую, особенно на ранних этапах суще­ствования Советской власти, уделялось не столько академическим вопросам (понятия, структуры, основных функций или содержания сравнительного правоведения), сколько его политической и идеоло­гической роли.

При исследовании истории юридической науки, констатировал В. А. Туманов, не может не привлечь особого внимания критика бур­жуазных учений в трудах первых советских юристов. Эта критика выступает в качестве "одного из конструктивных факторов в про­цессе становления социалистической науки права". Выработка марк-

1 Котляревский с. А. Указ. Соч. С. 20.

2 Тарановский ф. В. Указ. Соч. С. 25.

3 Тихомиров ю. А. Указ. Соч. С. 25.

систских понятий и положений молодой советской юридической науки и критика буржуазных воззрений "выступали по суще'ству как единый научный процесс"1.

Критике, причем в большинстве случаев вполне обоснованной и оправданной с точки зрения защиты своих национальных интере­сов, подвергались такие довольно популярные в довоенный и пос­левоенный период западные концепции, как теории создания еди­ного "мирового государства", "мирового" национального правитель­ства, "всемирной федерации", "мирового права" и др. Критическо­му анализу они подвергались не в силу их политической или юри­дической несостоятельности или же "принадлежности" к сравни­тельному правоведению, а в силу их определенной целевой направ­ленности, не всегда согласующейся с национальными интересами России установками.

В частности, эти теории, полностью отрицающие или же суще­ственно принижающие значение государственного суверенитета, оправдывали вмешательство "сверхдержав" во внутренние дела малых стран, "экспансию международных монополий и агрессию. Они также противодействовали борьбе колониальных стран за на­циональную независимость и суверенитет"2.

Рассмотрение сравнительного правоведения и иных связанных с ним теорий с политических и идеологических позиций продолжа­лось в нашей стране и в последующие годы. Характерными в этом плане были работы С. Л. Зивса, в которых подвергались резкой кри­тике "реакционные" тенденции "буржуазного компаративизма", рас­ценивавшиеся как антикоммунизм и антисоветизм, стремление под­чинить компаративизм целям неоколониализма, продолжающееся муссирование идей "мирового государства", мирового правительства и права3. Выделялись работы В. А. Туманова, А. А. Мишина, Л. С. Яви-ча, И. Сабо (Венгрия), В. Кнаппа (Чехословакия), С. Розмарин (Поль­ша) и многих других отечественных и зарубежных ученых из соци­алистических стран4. Ряд этих работ переводились на иностранные языки и предназначались для юристов-теоретиков и практиков не только своих, но и других стран. К таковым можно отнести работу "Социалистический подход к сравнительному праву" под редакци­ей И. Сабо и 3. Петери, опубликованную на английском языке5, мо­нографию И. Сабо "Сравнительное правоведение. Критика современ-

ной буржуазной теории права", опубликованную на русском языке1; статьи болгарского ученого Ж. Сталева, венгерского.— 3. Петери и других авторов, опубликованные на русском языке, в сборнике ста­тей "Сравнительное правоведение"2.

В них, наряду с критикой западных политических и правовых теорий "капиталистической компаративистики", вырабатывалось и свое видение рассматриваемой проблемы. В частности, особое вни­мание уделялось определению статуса сравнительного правоведе­ния, его месту и роли среди других общественных наук, выявлению особенностей "социалистического сравнительного правоведения" и социалистической правовой семьи.

Понимая под сравнительным правоведением главным образом применение сравнительного метода в изучении права и в правовой практике, а также "сравнительное изучение советского и иностран­ного государства и права", многие советские и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами сравнительного правоведения, особен­но подчеркивали, что сравнительное правоведение в СССР и дру­гих социалистических странах "развивалось особым путем, отлич­ным от буржуазной компаративистики"3.

В частности, в истории развития советского сравнительного правоведения выделялись две основные стадии: довоенная (с 1917 г. до начала второй мировой войны) и послевоенная.

Некоторые отечественные авторы в последние годы, учитывая огромные перемены, произошедшие со времени начала "перестрой­ки" и разрушения СССР, стали выделять в самостоятельную (третью) стадию процесс развития сравнительного правоведения в нашей стра­не с середины или конца 30-х гг. и вплоть до настоящего времени.

Первая стадия характеризовалась тем, что в мире существова­ло одно социалистическое государство — СССР, которое находилось во враждебном капиталистическом окружении. Западный мир ор­ганизовал против Советской власти вооруженную интервенцию, а когда интервенция провалилась — блокаду. Лишь в последние пред­военные годы изоляция СССР и блокада решительно прерываются.

Такая социально-экономическая и политическая обстановка, конечно, не вызывала необходимости "в интенсификации изучения иностранного права и буржуазного права вообще, включая изуче­ние права царской России". Но такие исследования все же велись4.