Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БЕКАРЕВ_ Учебник по Социологии.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
773.63 Кб
Скачать

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна)

XX век ознаменовался окончанием господства той модели моногамной семьи, которую именуют "патриархальной" и быстрыми темпами становления модернистской (современной) ее модели.

Тенденции изменения как статуса семейно-брачных отношений, так и всех фаз семейного цикла (формирование, становление, трансформация и пр.) неоднозначно оцениваются социологами, демографами, статистиками, правоведами. Этот процесс характеризуют как "институциональный кризис семьи", "упадок семьи", а его призна­ками считают падение рождаемости, снижение статуса брака, рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, рост темпов числа разводов и внебрачных детей и пр. С другой стороны, этот процесс оценивается как "преодоление институциального отставания семьи, ее модернизация, который предстает как расширение свободы выбора мужчин и женщин в семейной и социальной областях, равенство партнерства.

Положение семьи в современном мире - это скорее распутье между обесценившимся прошлым и неопределенным будущим; оно - закономерный результат социокультурного развития человечества, отразивший все противоречия эпохи.

Становление современного типа общественного устройства (индустриального общества) породило комплекс социально-экономических, социально-демографических, духовно-нравственных, политико-правовых и других, факторов, которые обусловили коренное изменение ценностно-нормативной структуры общества в целом и трансформацию социального института семьи (как особого ценностно-нормативного образования, регулирующего внутрисемейную деятельность и определяющего ролевое поведение и статус членов семьи).

Каковы наиболее существенные из цивилизационных факторов, повлиявших на появление новых норм и стандартов семейной жизни и половой морали? Во-первых, индустриализация производственной сферы, повлекшая изменение механизмов социальной стратификации, активизацию социальной мобильности всех видов и форм, массовое вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности. Во-вторых, урбанизация, повлекшая за собой изменение механизмов социального контроля со стороны общества за поведением людей в правовой, нравственной и сексуальной сферах. В-третьих, демократизация всех социальных институтов общества. Именно она привела к отделению сферы личной жизни людей, в том числе и семейной от государственного диктата. Она привела и к "приватизации семьи", превращения ее из производителя моральных ценностей в их потребителя, в "вынужденное убежище" растерянных людей.

Модернистское общество постепенно сформировало новую систему, ценностей и норм, что незамедлительно отразилось на процессах семейных изменений. Так, основу патриархальной семьи образовывали т.н. ценности "фамилизма" (родства), где главенствуют долг, семейная солидарность, самопожертвование, традиционализм, дети, ответственность. Фундаментом модернистской семьи становятся ценности "индивидуализма", где в центре личностная автономия, права индивида, свобода выбора, самоактуализация и самоутверждение человека. Если базовым принципом внутрисемейной организации и ролевого поведения (супругов, родителей и детей) в патриархальной семье является принцип зависимости (жены от мужа, детей от роди­телей), то в основе организации и ролевой стратегии модернистской семьи - принцип эгалитарности (равенство мужа и жены, признание относительной автономии детей от родителей). Если патриархальная семья на всех стадиях семейного цикла регламентируется извне (обычаями и религиозными предписаниями), то модернистская семья формируется и функционирует на основе внутренней избирательности индивидов, интерпретирующих стандарты и социокультурные нормы на базе своих потребностей и интересов как личности. Основу концепции современной семьи составляют современные взгляды на свободу как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении максимально удовлетворить потребность в самоосуществлении каждого члена семьи, на равенстве партнерства (во всех подсистемах семейного целого).

Вражда полов и поколений - неизбежный спутник патриархальной семьи. Современная семья (в идеале) способна создать предпосылки для нового типа взаимоотношения полов и поколений. Но не бывает приобретений без потерь. Разрушение абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания детей (фактически сводившейся к физическому выращиванию) делает возможной демократизацию всей системы социализации и воспитания детей в семье как полно­ценных личностей. С другой стороны, предпочтение индивидуальной свободы ценностям семейной сплоченности и малодетности может привести к разгулу эгоизма (как супругов, так и родителей, и детей) и индивидуализма. В современном обществе уже утвердились стереотипы, закрепляющие стандарты малодетности: наиболее распространенной стала нуклеарная (или простая) семья, состоящая только из супру­гов и их детей; либерализация воспитания иногда приводит к тому, что внимание детей к своему внутреннему миру вытесняет авторитет родителей.

Главную причину изменений, происходящих в современной семье, социологи усматривают в автономизации принятых в обществе морально-правовых норм, культурных ценностей и стандартов полоролевого поведения людей. С другой стороны, на характер изменений влияют многообразные формы "личной практики" взаимоотношений полов и интерпретация норм, ценностей и стандартов на личном уровне. Эта тенденция является более динамичной и активной.

Истоки процесса следует искать в величайшем открытии человечества в XX веке, а именно - в открытии личности (признание ценности индивидуальной автономии и индивидуального права выбора людей, например, стиля жизни, форм полового поведения и семейной стратегии).

Внутренний мир - это, прежде всего эмоциональное доверительное общение человека с самим собой и другими людьми в контексте межличностного равенства. Здесь эмансипация мужчин и женщин от власти государства и традиций означает "радикальную демократизацию личности". Изменение статуса внутреннего мира человека имеет важнейшее значение для присущих современному обществу типов семейных отношений по двум основным причинам. Во-первых, в результате появления эмоциональной избирательности (любви) и, во-вторых, вследствие превращения эротизма (сексуальности) в ведущую основу взаимодействия полов и семейной стратегии.

Современный брак - это союз равных в своем праве выбора, свободных от принуждения традиции и давления третьих лиц, мужчин и женщин. Ведущим фактором мотивации семейно-брачного поведения людей становится любовь, т.е. взаимные чувства "участников рискованного предприятия". Изменение брачной мотивации (уже в прошлом веке) влечет за собой существенные изменения в семейной жизни, такие как, во-первых, превращение дома в эмоциональную нишу и, следовательно, выделение эмоциональной функции в качестве внутренней, семейной функции; во-вторых, изменение принципов взаимоотношения родителей и детей, что связано с ослаблением власти отца и мужа, "изобретением материнства" как личностной характеристики женщины (т.е. меняется ее внутрисемейный статус), возложение на женщину обязанностей по контролю за воспитанием детей.

"Романтическая любовь" XVIII-XIX века в веке XX (по Э.Гидденсу) сменяется новым типом любви - "любовью-слиянием". Это активная любовь, зависящая от случайностей, порывающая с установками романтической любви на вечность и уникальность. "Любовь-слияние" впервые вводит эротизм (и сексуальность) как ключевой момент брака. Данный тип любви представляет собой идеальную модель для общества, где социально-статусные, профессиональные, образовательные и пр. шансы людей значительно расширяются: где укрепляются и возрастают полномочия демократических институтов, где развитие и внедрение новых технологий контроля за рождаемостью начинает определять демографическую ситуацию и пр. Этот тип любви основан на признании человеческой автономии и свободы, что безусловно относится к числу величайших достижений человеческой истории: но эта любовь приводит и к появлению "разделяющегося и разводящегося общества". Чем реальнее этот тип любви, тем менее значим поиск ''особого человека" в ситуации, где практически каждый имеет свой шанс на сексуальное удовлетворение.

В XX веке значение сексуальности, как в личной жизни человека, так и в семейной активно переосмысливается. Во-первых, становится тривиальной несводимость супружеской сексуальности к деторождению (в патриархальной культуре нормой считалась лишь связанная с деторождением и освященная браком сексуальность); во-вторых, сексуальность расширяет границы своего распространения за пределы супружеских отношений (за пределы брака) и приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Такие метаморфозы сексуальности в XX веке связывают с т.н. "сексуальной революцией" (середина 60-х годов). К причинам сексуальной революции относятся экономическое процветание западного общества, превращение урбанизации в суперурбанизацию, рост пропаганды свободной любви в средствах массовой информации и изобретение надежных контрацептивов.

Важнейшим последствием изменения стандартов сексуальности для семьи было зарождение углубляющейся в настоящее время тенденции отделения "матримониального (брачного), сексуального и прокреационного (рождение детей) повеления людей. Это привело к тому, что значительная часть мужчин и женщин или состоят в сексуальных связях, не заключая при этом брака (сожительство или "альтернативный брак"), в некоторых семьях супруги сознательно не обзаводятся детьми, и, наконец, женщины рожают детей не будучи замужем (неполная или материнская семья). Эта тенденция, с одной стороны, знаменует положительный фактор сознательного регулирования своего сексуального и прокреационного поведения супругами в модернистской семье в отличие от традиционной, но, с другой - санкционирует факт существования гомосексуальности (как мужской, так и женской), резко снижает сексуальную ответственность, стимулирует появление различного рода форм до- и внебрачного поведения молодых людей (например, "молодежные союзы" в Скандинавии, Германии, США, а так же "Годвин-брак").

В современном обществе организованном на принципах демократии, создаются предпосылки для совершенствования возникающих в его рамках семейных типов. организованных на принципах эгалитарности, где не умалялись бы человеческие достоинства и мужчин, и женщин, где бы поощрялись стремления к профессиональному и духовному росту всех членов семьи. У семьи этого типа много различных названий, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином аспекте ее функционирования: "бикарьерная семья", "супружеская семья", "семья-партнерство" и пр. Решающим фактором появления современной семьи социологи считают изменение социального и культурного статуса женщин (как следствие их массового вовлечения в сферу профессиональной деятельности).

Выход женщины за рамки приватного мира семьи дает ей возможность личностного развития и экономическую самостоятельность, меняет характер взаимоотношений в семье и роль в воспитании детей. Если раньше семья и брак были главными статусными характеристиками женщины, то теперь они все чаще определяются ее экономическими и образовательными характеристиками. Как и мужчины, женщины все чаще ориентируются в своих поведенческих стратегиях на "достигаемый статус", т.е. на карьеру в избранной профессии. В основном эта тактика присуща представителям среднего класса. Семья, где супруги успешно сочетают семейные ценности и профессиональные интересы и получила название "бикарьерной семьи". Именно ценностное единство партнеров создает предпосылки для равномерного и симметричного распределения обязанностей и ответственности супругов при распределении внутрисемейных ролей, в том числе по отношению к детям.

Именно супружество как подсистема семейной триады становится в рамках современной семьи ведущим и определяющим, в отличие от традиционной патриархальной семьи, где центральной была подсистема родства. Выше уже было отмечено, что перераспределение центров семейной структуры есть результат изменения доминирующих семейных ценностей. Данный факт свидетельствует о возрастании значения личностного характера взаимодействия не только между брачными партнерами, но между родителями и детьми. Уважение человеческого достоинства как принцип организации супружества неразрывно связан с необходимостью разумно-дистанцированного взаимоотношения поколений (отказ от давления и силовых методов воспитания).

В рамках "супружеской семьи" формируются внутрисемейные ценности соответствующие изменившимся жизненным ориентациям личности. Исследования показывают отсутствие четкой зависимости стабильности брака от любви, что свидетельствует о сложности и многоуровневости процесса становления и развития семейной жизни. Выделяют два основных уровня внешний (поведенческий) и внутренний (ценностный). Комплекс факторов формирующих приспособительные отношения между супругами называют "адаптационным синдромом" (С.Голод), а в его структуре выделяют семь адаптационных ниш: духовную, психологическую, сексуальную, культурную, информационную, родственную и бытовую. Эта структура подвижна и иерархизирована; сдвиги в ней связаны определенными стадиями семейного цикла (молодожены, стадия до появления первого ребенка, прекращение репродуктивного поведения и т.д.). В отсутствие закрепленных традиций, ожиданий и ролей (как это было раньше), адаптация индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга, в значительной степени оказывает воздействие на стабильность брака.

Адаптация - необходимый, но недостаточный фактор для формирования прочной основы семейных отношений. Более того, "застревание" супругов на стадии поведенческого приспособления друг к другу может превратиться в "навязчивую созависимость" (Э.Гивденс). Главенство общих для партнеров рутинных обязательств или фетишизация женщиной своей роли в доме разрушительны для супружеского союза. Внутренний, глубинный, ценностный слой супружеских отношений образуют доверительность, задушевность, близость (не сводимая к сексуальности), интимность супружеского союза является атрибутом и нейтральной ценностью семьи партнерско­го типа. На житейско-практическом уровне - это взаимные симпатии, признательность и эротическая привязанность мужа и жены. Супружеская интимность предполагает целевую "интимизацию" каждого из супругов. На индивидуальном уровне интимность означает усложнение внутреннего мира и интерес к нему, стремление к самоконструированию и самоактуализации. Здесь она предстает как автономность. Супружеская интимность и индивидуальная автономность контрастны и одновременно сопряжены, т.к. автономность предполагается и предопределяется интимностью. Это величайшее завоевание семейной жизни: возможность сочетания индивидуальной автономии и чувство безопасности, защищенности (Э.Гидденс). Ценностный комплекс супружества (интимность-автономность) предполагает отношение равенства как друг к Другу, так и к детям, что играет решающую роль в преодолении насилия и унижения в сексуальной сфере (и в сфере взаимоотношений с детьми).

Однако, партнерская семья таит проблемы. Так уже с конца XIX века установлена прямая зависимость между ростом профессиональной занятости женщин разводимостью и падением рождаемости. Возможности примирения семейных и внесемейных ценностей ограничены, например, несовершенством трудового законодательства и дискриминацией женщин на рынке труда, в общественном сознании и т.д.,

В результате развития социальных институтов "перехватывающих" функции семьи (хозяйственную, воспитательную, образовательную, досуговую и пр.) нуклеарная семья оказывается в изоляции. В значительной степени повреждаются родственные (межпоколенные) отношения. Рационализация всех сфер общественной жизни (ориентация на максимизацию выгоды) поражает и семью. Весь объем семейных отношений становится объектом договоренности: от доверия к договоренности о доверии и обязательствах двух сторон как в родственных, так и в сексуальных отношениях. Многие родители ведут себя как приемные, т.е. принимают на себя обязательства и дают права детям. Попечение о детях передается не только социальным институтам, но и различного рода "специалистам'' (платные услуги). Ребенок зачастую становится "товаром" или объектом родительских амбиций. В результате - резкое падение родительского авторитета, связанное в том числе и с нежеланием или неспособностью нести ответственность за ребенка.

Очевидно, что ценностная реконструкция семьи как малой группы, как "единства взаимодействующих личностей" таит в себе и деструктивные тенденции. Стремление супругов к эмоциональной защищенности, к удовлетворению потребностей в "стабильном признании" личного тождества таит в себе опасность превращения этих стремлений в самоцель, перерождению их в эгоизм, индивидуализм и инфантицид, которые способны разрушить как личность, так и семью и общество в целом.

Главная проблема модернистской семьи сегодня, прямо связанная с ее будущим, заключается в том, в какой мере семья с зауженным кругом социальных функций и с аффектированным пристрастием к своим сугубо внутренним проблемам способна эффективно осуществлять свои специфические функции рождения, содержания и социализации подрастающего поколения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]