Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОСТОК.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
982.53 Кб
Скачать

7. Внутрення и внешняя политика Цинской династии во второй половине XVII - XVIII вв.

Со второй половины XVII в. Китаем правит маньчжурская династия Цин (1644 - 1911) , свернувшая династию Мин.

Причины поражения династии Мин:

1) Слабость державы, находящейся в обстановке многолетней внутренней смуты и народных восстаний;

2) Часть господствующего класса ступила на путь предательства и поддержала завоевателей;

3) Гибкость политики маньчжуров (они не вмешивались в аграрные отношения).

Придя к власти, маньчжуры в общих чертах сохранили принципы государственного устройства Китая, сложившиеся ранее. Изменения коснулись, в основном, социальной структуры общества, которая теперь состояла из пяти основных групп .

Император, формально обладая неограниченными полномочиями, сам непосредственно страной не управлял. Высшим органом, решавшим наиболее важные дела, был Верховный императорский совет, куда входили родственники императора. За ним следовали исполнительные структуры - Императорский секретариат, ведомства иност¬ранных дел, налогов, церемоний, военных дел, уголовное, общественных работ, цензоров и т.д. Евнухи, пользовавшие¬ся огромной властью при прежней династии, до конца XIX в. практически отошли на вторые роли и не могли уже влиять на процесс принятия государственных решений.

Маньчжуры стали на территории Китая господствующей народностью, из состава которой формировалась высшая эли¬та как гражданская, так и военная. Маньчжуры считали для себя унизительным заниматься производительным трудом и торговлей. Поэтому главной сферой их деятельности стала государственная и военная служба. По достижении совершен¬нолетия сыновья военнослужащих-маньчжур, получали го¬сударственное жалование. За одно и тоже преступление мань¬чжурам и китайцам устанавливались различные виды наказания. Поскольку к 1644 г. маньчжур было всего 300 ты¬сяч, а китайцев - 300 миллионов, то, опасаясь быстрой асси¬миляции и поглощения, маньчжурам и китайцам было зап¬рещено вступать в смешанные браки.

Китай был разделен на наместничества, внутри которых создавалась собственная финансовая система и вооруженные формирования. Это делалось, прежде всего, для раздробле¬ния и разделения населения.

Для укрепления своей власти в глазах исповедовавших кон¬фуцианство, маньчжуры, до этого в своем большинстве испо¬ведовавшие шаманизм, сохранили в качестве официальной государственной идеологии это учение, а маньчжурский бог¬дыхан (правитель) стал выполнять те же ритуальные функции, что и его китайские предшественники.

Счет лет в китайском календаре велся от года восшествия на престол очередного императора и вплоть до окончания его правления. Престолонаследие шло только по мужской линии, наследник трона заранее не объявлялся, и он не обязательно должен был быть старшим сыном императора. Женщина име¬ла лишь право быть регентшей при императоре, не достиг¬шем совершеннолетия.

Император имел, кроме главной (старшей) жены, двух младших (второстепенных), а также большое количество на¬ложниц (в отдельные годы их число доходило до двухсот вось¬мидесяти). Они составляли императорский гарем, за которым, как и в минский период, продолжали следить евнухи. При маньчжурах, вплоть до второй половины XIX в. их влияние сильно ослабло и главной их функцией стало наблюдение за гаремом.

Внешнеполитическая деятельность Цинского двора отли¬чалась двумя противоречивыми тенденциями. С одной сторо¬ны, ярко выраженным было желание «самоизолироваться», по примеру Японии, от остального мира, а с другой, - обо¬значилось стремление к захвату территорий соседних госу¬дарств.

Вначале в вассальную зависимость от цинского Китая по¬падает Корея, затем Западная и Северная Монголия и Вьет¬нам (1789). Что касается связей с европейскими державами, то сна¬чала Цины к ним относились достаточно позитивно, видя в иностранцах союзников в борьбе за установление своего пол¬ного контроля над Китаем. Это выразилось прежде всего в предоставлении католическим миссионерам права проводить свою пропаганду среди китайского населения, а европейским торговым судам заходить в порты для продажи там своих то¬варов и покупки продукции китайских производителей.

В 70-е гг. XVIII в. предпринимались попытки установить взаимовыгодные отношения с Китаем и со стороны России. Однако Противоречия из-за влияния на Дальнем Востоке и в Центральной Азии в тот период не позволили это сделать. Затем между двумя странами начались военные столкнове¬ния. В результате которых цинские войска осадили г. Алба¬зин на р. Амур и в 1689 г. был подписан русско-китайский договор, получивший название Нерчинский. По этому догово¬ру между Россией и Китаемустанавливались торговые свя¬зи, но Россия. вынуждена была уступить Китаю левобереж¬ную часть по р. Амур, а г. Албазин подлежал разрушению.

В 1727-1728 гг. было подписано еще два соглашения - Бу¬ринский трактат и Кяхтинский договор, вновь приведшие к территориальным уступкам со стороны России, дальнейше¬му расширению русско-китайских торговых связей и разре¬шению русской духовной миссии постоянно находиться в Пе¬кине. Ее члены изучали там китайский язык, культурные традиции, одновременно выполняя и некоторые дипломати¬ческие функции.

Попытки западноевропейских государств открыть свои миссии в Китае в тот период так и не увенчались успехом. Более того, в середине XVIII в. китайские власти запретили иностранцам торговлю на своей территории, за исключением порта Кацтон (Гуанчжоу).

Большим внешнеполитическим успехом цинского Китая стала военная победа над Джунгарией и Кашгарией (1759 они вошли в состав империи), а также включение в состав Китая Тибета (конец XVIII в.). В конце 60-х гг. XVIII в. свою вассальную зависимость от Китая признала и Бирма.

В конце XVIII н. наибольшую активность в Китае проявля¬ла Великобритания, прежде всего, в лице своей Ост-Индской компании. В 1793 г. Китай посетило посольство, возглавляв¬шееся лордом Макартни. Его целями было установление между двумя странами дипломатических связей, стремление расширить английскую торговлю, ликвидация монополии на внешнеэкономические связи компании «Гунхан», а также разрешение свободы действий английских подданных на тер¬ритории Китая. Однако император Цзянлун, находившийся в тот период на китайском престоле, отверг эти притязания, передав через английского посланника английскому монар¬ху Георгу III свой ответ, заканчивающегося словами - «Трепеща, повинуйтесь и не высказывайте небрежения».

Иностранцы тогда еще не вполне осознавали тот факт, что любые их попытки установить с Китаем отношения рассмат¬ривались его правителями как желание «варваров» быть «преобразованными» китайской цивилизацией, а также при¬знание ими себя «фань» (вассалом) Срединной империи. Это уже, в принципе, исключало возможность установления рав¬ноправных отношений Китая с другими государствами. Тоже самое касалось и подношения подарков. Обычные в диплома¬тическом церемониале других стран подарки в том случае, если они подносились китайскому императору, рассматрива¬лись им не столько как знак вежливости, а как подношение дани вассалами. В свою очередь, император, в качестве ответ¬ного шага, также щедро одаривал своих подлинных или мни¬мых вассалов.