Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОСТОК.doc
Скачиваний:
121
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
982.53 Кб
Скачать

27. Окончание национально-освободительного движения. Обретение индией независимости

28. Социально-экономическое положение и политическое устройство Ирана (вторая половина XVII - первая половина XIX в.)

В XVII в. территория Ирана управлялась династией Сефевидов. В границы Сефевидского государства в это время (XVII - нач. XVIII вв.) кроме собственно иранской территории входили Закавказье, часть Кавказа, часть Средней Азии, западная часть Афганистана и почти весь Белуджистан. Верховным правителем Ирана являлся шах. По своей форме Сефевидское государство было теократией, однако фактически носило светский характер. Государственная религия - ислам шиитского толка. Вторым по значению лицом после шаха в нем был везирь. Существовал также высший совет - совещательный орган.

Административно Иран состоял из 30 областей (велаетов) и четырех провинций (эялетов) - Азербайджана, Кермана, Фарса и Хорасана. Во главе провинций находились генерал¬-губернаторы или наместники (валu), а областей - хакимы. Как правило, руководить провинциями и наиболее важными областями шах направлял сыновей (шахзаде), родственников или наиболее приближенных к себе лиц. Генерал-губернато¬ром Азербайджана, самой богатой тогда провинции, по тра¬диции становился наследник престола. Провинции и области делились на округа, и ими управляли местные ханы, имев¬шие своих вазиров, чеканившие медную монету, взимавшие внутренние пошлины, решавшие уголовные дела. Вали и ха¬кимы должны были ежегодно платить в казну шаха часть со¬бираемых налогов и поставлять в его распоряжение в случае объявления войны или борьбы с мятежниками свои войска.

Важные позиции в общественно-политической жизни Ира¬на занимало мусульманское шиитское духовенство. Только ученые-богословы (муджтахuды) обладали правом трак¬товать Коран и шариат применительно к существующим порядкам.

Под их контролем находилось также народ¬ное образование и гражданское судопроизводство (суд шариа¬та), где помимо религиозных дел рассматривались тяжбы о наследстве, правомерность торговых сделок, заключения брака и развода и т. д. Решения выносились религиозными авторитетами, и они были окончательными, если их не отме¬нял более известный и влиятельный муджтахид. Кроме ша¬риатского суда существовал светский суд (суд урф), разбирав¬ший убийства и другие уголовные преступления.

В XVIII - XIX вв. основными формами земельной собственности были следующие: «халисе» (государственные земли); земли шаха и членов его семьи; ханские (пожалован¬ные шахин-шахом в тиул или союргал); вакуфы (находившие¬ся в ведении духовенства и религиозных учреждений); земли племен, которыми фактически распоряжались племенные во¬жди; «арбаби» или «мольк» (являлись частной собственно¬стью феодалов, купцов); «омуми» (общинные земли, главным образом пустоши и выгоны) и принадлежавшие мелким зем¬левладельцам земли «хордемалек». Размер трех последних категорий земель был незначительным.

Иран был аграрной страной. Основными отраслями экономики были земледелие, скотоводство и ремесло. Главными земледельческими культурами являлись пшеница и ячмень. Главная техническая культура - хлопок. Высокого уровня достигло шелководство и виноградарство.

Иранское ремесло было развито очень широко. Особенно славился Иран своим ковроткачеством и изготовлением различных тканей. Широко развита была также внутренняя и внешняя торговля. Значительное распространение в стране, особенно в городах и сельских районах, расположенных вокруг крупных городов, получили товарно-денежные отношения, рост которых приводил к увеличения налогового обложения и ростовщичества, разорявших иранскую деревню.

Со второй трети XVII в. наметились признаки упадка сначала в сельском хозяйстве, а затем в ремесле и торговле. Постепенно стали разрушаться подземные и другие оросительные каналы, уменьшилась площадь обрабатываемых земель, сокращалось население сельских районов. Начала свертываться торговля.

Крестьяне, как правило, своей земли не имели и обрабатывали землю различных феодалов на условиях кабальной аренды. Кроме того, крестьянин обязан был выполнять ряд натуральных повинностей в пользу феодалов, а также бесплатно работать на строительстве дорог, крепостей, каналов, посылать войскам провиант и фураж, содержать проезжающих чиновников, преподносить чиновникам подарки и т.д. Крестьянство было оседлым - райяты и кочевым или полукочевым - иляты, занимавшихся главным образом скотоводством.

Со второй половины XVIII Иран вступает в фазу экономического упадка. Происходит разложение государства Сефевидов. Причины ослабления Ирана:

1) Усиление феодального гнета;

2) Рост сопротивления покоренных народов;

Пик кризиса пришелся на правление шаха Султана Хосейна (1694 - 1722 гг.). Увеличились налоги, особенно к кавказским народам. Активизировалась борьба между светскими феодалами и духовенством. Разложением государства Сефевидов воспользовалось кандагарское племя гильзаев. Они в 1722 г. вторглись на территорию Ирана и заняли столицу Исфаган. Афганец Мир Махмуд занял трон и провозгласил себя шахин-шахом. Северными областями страны правил Иране Тахмасп II (1722 - 1732 гг.). А в сентябре 1722 г. русские войска вторглись на территорию Ирана. Петр I помог Тахмаспу в борьбе с афганцами, за что Россия получила прилегающую к Каспийскому морю полосу Дагестана с Дербентом и Баку, а также Гилян, Мазандаран и Астрабад.

В 1726 г. в союз с шахом Тахмаспом II вступил происхо¬дивший из кызылбашского племени афшаров энергичный полководец Надир-хан. В 1729 г. афганские войска были полностью изгнаны из Ирана войсками Надир-хана. Изгнав из страны афганцев, Надир сразу начал готовиться к войне против Турции.

Используя важный психологический момент победы над тур¬ками ( в войне 1730 - 1735 гг.) и имея сведения о готовившемся против него заговоре, в 1736 г. Надир созвал в Муганской степи курултай, пригласив на него всю высшую знать Ирана и предложив ей избрать вместо обанкротившихся Сефевидов нового государя. Курултай про¬возгласил Надира новым шахин~шахом Ирана.

Все его усилия оказались обращены на организацию новых походов и войн с целью восполнить опустошенную государст¬венную казну и примирить феодальную кочевую и оседлую знать с новой династией. Под предлогом преследования афганцев-гильзаев, в 1739 г. он совершил набег на империю Вели¬ких Моголов, где после тотального разграбления Дели и его окрестностей захватил огромную добычу. В 1739-1741 гг. нападениям подверглись Синд, Бухара и Хорезм. На короткий промежуток времени возникла обширная держава, в которую помимо собственно Ирана входили Афганистан, Бухара, Се¬верная Индия и Хива.

Однако довольно скоро захватническая политика Надира перестала быть успешной. Неудачей завершилась попытка по¬корить в 1741-1743 гг. нагорный Дагестан. Безрезультатно закончилась изнурительная трехлетняя война 1743-1746 гг. с Османской империей за Месопотамию, а также предприня¬тые несколько раньше авантюры с целью захвата Омана и юго¬восточной Аравии.

В 1747 г. в результате заговора афшарских, каджарских и других кызылбашских беков Надир был убит в Хорасане. Его держава, не имевшая общей хозяйственной и политиче¬ской базы, быстро раскололась на несколько враждовавших между собой феодальных владений.

В центральном и южном Иране после ожесточенной борь¬бы победителем вышел вождь лурского племени зендов Ка¬рим-хан, сумевший к 1760 г. подчинить почти весь Иран кроме Хорасана, где правил слепой внук Надира Шахрох. Карим-хан отказался от титула шаха и провозгласил себя только «векилем» «наместником», «регентом» государства. Он добился определенного подъема сельского хозяйства и ремесла, особенно заметного на фоне последних лет правления Надира. При нем начала восстанавливаться пришедшая в упадок в предыдущие годы ирригационная сис¬тема, снизились налоги, в городах были установлены твер¬дые цены на продовольственные товары, для безопасности их жителей введено ночное патрулирование. В столице Карим¬хана Ширазе появились крупные мастерские по производству стекла, велись работы по благоустройству города.

Однако после его смерти (1779) в Иране снова разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел жестокий и решительный Ага Мохаммед-хан Каджар, Время его владычества, отмеченное террором и массовы¬ми казнями, оказалось недолгим. После подчинения Хораса¬на и нового вторжения в Закавказье в мае 1797 г. в крепости Шуша он был убит своими же придворными. Шахский трон перешел к его племяннику Фатх Али-шаху (1797-1834).

К 1840-х гг. все острее стала ощущаться необходимость реформ. Но власти не спешили их проводить. Ответом на это стало бабидское движение.

В 1844 г. основатель религиозной секты бабидов Али Мухаммед объявил себя Бабом, т.е. вратами, через которые имам должен спуститься на землю в качестве миссии. Бабиды боролись за реформу судов, за справедливое снижение налогов, осуждали богатство и роскошь. В 1847 г. власти посадили Баба в тюрьму, а в 1850 г. - казнили. Еще около 2-х лет сохранялись очаги восстания. К 1853 г. все восстания были подавлены. Быбиды ушли в подполье или покинули страну.

Причины поражения Бабидов: 1) стихийность, 2) отсутствие единого центра и организации, 3)военно-техническое превосходство правительственных войск, 4)отсутствие единой программы.

Между тем, увидев в бабидских восстаниях проявление обост¬рившихся в стране социальных противоречий, часть представи¬телей господствующего класса попыталась провести некоторые реформы. Первый шахский министр (садр-азам) мирза Таги-хан, являвшийся одновременно командующим войсками и потому носивший титул Амир Незам, предпринял попытку укрепить центральную власть и ограничить влияние иностранных дер¬жав. Сначала он занялся реорганизацией армии и повел борьбу за укрепление дисциплины воинских формирований и их ко¬мандиров. Для улучшения финансового положения Ирана он затем значительно сократил государственный управленческий аппарат, а оставшимся на службе чиновникам в два раза умень¬шил жалованье. Губернаторы и должностные лица, уличенные во взяточничестве и казнокрадстве, строго наказывались. При нем прекратилась широко распространенная прежде продажа постов и должностей, одновременно принимались меры к раз¬витию торговли, местной промышленности, системы образо¬вания. Под руководством Амир Незама был разработан также проект, имевший целью устранить чрезмерные притеснения кре¬стьян ханами.

Однако реформаторская деятельность Амир Незама встре¬тила ожесточенное сопротивление со стороны представителей феодальной элиты, не хотевших терять привилегии. Про¬тивникам Амир Незама удалось внушить молодому Наср эд-Дин-шаху, будто первый вазир намерен захватить престол, а свои преобразования проводит для того, чтобы завоевать по¬пулярность среди населения. В результате в ноябре 1851 г. мирза Таги-хан впал в немилость, его сослали в Кашан, и в январе 1852 г. по приказу шаха он был убит.

Неудача государственных реформ Амир Незама способство¬вала сохранению в Иране феодальных пережитков, что облег¬чало процесс закабаления Ирана иностранными державами.

29. Борьба европейских держав за влияние в Иране в первой половине XIX в.

С первых лет XIX в. Иран стал объектом политических и экономических интересов Англии и Франции. В 1801 г. представитель английского правительства капитан Малькольм подписал с Фатх Али-шахом торговый и политический договор, по которому отдельные ви¬ды товаров Великобритании освобождались от ввозных по¬шлин, ее подданные приобретали право свободно селиться в иранских портах, а в случае нападения французов на Индию Иран обязывался послать свои войска в Афганистан. За¬ключенный договор был направлен не только против Фран¬ции, но и против России. В глазах Тегерана Россия являлась главным препятствием на пути захвата территории Закавка¬зья.

Однако подписание в 1805 г. англо-русской союзной кон¬венции, направленной против Наполеона, не позволило Ве¬ликобритании оказать действенную помощь в борьбе против России. Этим обстоятельством попыталась воспользоваться Франция, планировавшая привлечь Иран к своей антианг¬лийской и антирусской политике. В результате встреч, про¬веденных французскими эмиссарами в Тегеране с Фатх Али¬шахом, в мае 1807 г. в ставке Наполеона в Финкенштейне был заключен оборонительно-наступательный ирано-фран¬цузский договор. За обещанную помощь в реорганизации армии и в установлении иранского господства над всем За¬кавказьем шах обязывался объявить войну Англии, напра¬вить свои войска вместе с наполеоновскими в Индию, открыть для французских кораблей все порты Персидского залива, а также предоставить торговые привилегии Франции.

В связи с заключением в июле 1807 г. Тильзитского дого¬вора и отказом Наполеона от открытой конфронтации с Россией Фатх Али-шах опять пошел на сближение с Англией. В начале 1809 г. по его указанию французская миссия во главе с генералом Гарданом была выслана из Ирана. В марте 1809 г. представитель Великобритании Харфорд Джонс и шах¬ское правительство оформили так называемый «предваритель¬ный договор». По нему Тегеран прекращал отношения с Фран¬цией и другими враждебными Лондону государствами, допус¬кал в страну английских военных инструкторов, соглашался с присутствием английских военных кораблей в Персидском заливе. Британская сторона брала на себя обязательство выплачивать Ирану ежегодную субсидию в размере 160 тыс. туманов (в 1810 г. она увеличилась до 200 тыс. туманов), под¬бивая тем самым шаха к борьбе с Россией.

После того, как в мае 1804 г. Фатх Али-шах потребовал от Александра I вывести русские войска из Грузии и других рай¬онов Закавказья, началась продолжавшаяся до 1813 г. пер¬вая русско-иранская война. В середине июля 1804 г. в битве при Эчмиадзине шахские войска во главе с наместником Азер¬байджана и наследником престола Аббасом-мирзой потерпе¬ли поражение. В 1805 г. русская армия заняла территорию перешедших на ее сторону Карабахского, Шекинского и Шир¬ванского ханств. Спустя год она вступила в Баку, Дербент, Салианы и другие прикаспийские города. В октябре 1812 г. после сражения при Асландузе, когда войска Аббаса-мирзы были разгромлены, а сам он едва не по¬пал в плен.

В октябре 1813 г. был подписан Гюлистанский договор, по которому Иран отказывался от притязаний на Грузию, Даге¬стан и значительной части Азербайджана. России предостав¬лялось исключительное право иметь военный флот на Каспий¬ском море, русские и иранские купцы могли свободно торговать на территории другой стороны, ввозные пошлины при этом устанавливались в размере 5% от стоимости товаров.

Гюлистанский договор срывал агрессивные планы Англии по установлению контроля над землями южной части каспий¬ского бассейна. Однако в ноябре 1814 г. на основе «предва¬рительного договора» 1809 г. был заключен новый англо¬-иранский договор. По нему шах брал на себя обязательства объявить недействительными соглашения и союзы со всеми враждебными Великобритании европейскими государствами, не пропускать через Иран их вооруженные силы в направле¬нии Индии, послать иранские войска на помощь англичанам в случае начала войны между Афганистаном и Британской Индией, привлекать военных специалистов только из Англии и дружественных ей стран. Помимо ежегодной денежной суб¬сидии английское правительство обещало Тегерану добиться пересмотра условий Гюлистана. Договор 1814 г. не только ста¬вил внешнюю политику шаха в зависимость от Англии, но и подталкивал его к новой войне с Россией.

В июле 1826 г. войска под командованием Аббаса-мирзы внезапно напали на русских, и началась вторая русско-иран¬ская война. Оставив на начальном этапе Ленкоран, Салианы, Ширван, Ганджу, в сентябре-октябре 1826 г., русская армия разгромила иранцев при Шамхоре и Гандже, 1827 г. перешла р. Аракс и заняла города Хой, Маранд, Тебриз, Урмию и Ар¬дебиль. Реорганизованная Аббасом-мирзой с помощью анг¬лийских советников иранская армия почти полностью распа¬лась. По Туркманчайскому договору 1828 г., заменившему Гюлистан¬ский и завершившему русско-иранские войны, граница уста¬навливалась в основном по р. Аракс. К России отходили не только Грузия и Северный Азербайджан, но и Восточная Ар¬мения - ханства Ереванское и Нахичеванское с Ордубадским округом. Подтверждалось исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. На Иран возлага¬лась контрибуция в размере 20 млн рублей. Одновременно с мирным договором был подписан особый трактат о торгов¬ле, закреплявший за подданными России право экстерритори¬альности и иные экономические и политические привилегии, обеспечивавшие им более благоприятный статус по сравнению с представителями других стран.

Проблема Герата и проникновение иностранного капитала в Иран. Во время русско-иранских войн на территории Хорасана систематически происходили восстания местных ханов, ко¬торые, отказываясь повиноваться центральной власти, неред¬ко получали поддержку из Герата, входившего при Сефеви¬дах в состав Ирана. Большое значение Герату придавала и Англия, поскольку последний прикрывал северо-западные проходы в Британскую Индию и мог быть использован в качес¬тве стратегического плацдарма для утверждения господства над Ираном и Туркестаном. После вступления на шахский престол Мохаммеда (1834-1848), внука Фатх Али-шаха и сына Аббаса-мирзы, проблема Герата резко обострилась.

Предпринимая поход на Герат, Мохаммед-шах стремился не толь¬ко умерить строптивость хорасанских ханов, но и покончить с притязаниями афганцев на Систан. Но осада Герата, начав¬шаяся в ноябре 1837 г., вызвала недовольство Англии. В Пер¬сидском заливе появились ее военные корабли и захватили остров Харг неподалеку от порта Бушира. В ноябре 1838 г. Великобритания пошла на разрыв с Тегераном дипломатиче¬ских отношений. Давление и постоянные угрозы Лондона вы¬нудили шаха Мохаммеда снять осаду и полностью вывести в марте 1841 г. свои войска из Афганистана.

Вскоре после восстановления дипломатических отношений в 1841 г. между Англией и Ираном был подписан договор об экстерриториальности британских подданных, освобождении их товаров от внутренних иранских пошлин. На ввозимые английские товары таможенная пошлина устанавливалась в размере 5%. Спустя 14 лет аналогичные права и привилегии получили сначала Франция, а вслед за ней - Австрия, Бель¬гия, Голландия, Дания, Норвегия и Швеция. В 1856 г. нерав¬ноправный договор с Ираном, называвшийся «договором О дружбе и торговле», заключили также США.

Позиции иностранных держав, прежде всего Англии и Рос¬сии, после заключенных договоров в Иране заметно укрепи¬лись. Иран приобретал теперь для них значение не только стратегическое, но экономическое - как рынок сбыта про¬мышленных товаров.