Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_2011.doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Например, субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества (ст. 75 гк), собственник имущества казенного предприятия.

Субсидиарный должник вправе выдвинуть регрессное требование к основному должнику. Однако в данном случае имеется определённое правило (п. 3 ст. 399 ГК): субсидиарный должник должен до удовлетворения требования кредитора предупредить об этом основного должника (либо, если предъявлен иск – привлечь основного должника к участию в деле). В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

Кредитор должен предъявить требование основному должнику, причём, исчерпать все доступные средства для этого (бесспорное, безакцептное взыскание, зачёт взаимных требований и т.п.), и, только после этого предъявить требование к субсидиарному должнику. В частности, как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ№ 6/8 от 01.07.1996 г., порядок предъявления требования кредитора к основному должнику может считаться соблюдённым, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника или не получил ответа в разумный срок.

Субсидиарное обязательство также является разновидностью гражданско-правовой ответственности, почему и структурно находится в главе 25 ГК РФ.

§2. Перемена лиц в обязательстве. Обязательства с участием третьих лиц

Поскольку обязательство – это динамичная категория, в ряде случаев возможна замена одной или нескольких сторон в обязательстве. Гражданское законодательство выделяет две формы замены лица в обязательстве: цессия и перевод долга.

I. Цессия – это уступка права требования, то есть замена кредитора в обязательстве (ст.ст. 382-390 ГК РФ). Механизм уступки права требования таков, что прежний кредитор (он называется цедент) передаёт право требовать исполнения обязательства от должника новому кредитору (он носит название цессионарий), при этом происходит сингулярное правопреемство. Таким образом, прежний кредитор выходит из обязательства, полностью отказываясь от юридических требований к должнику и уступая данные требования цессионарию.

При уступке требования в обязательстве обязательство понимается в узком смысле (т.е. исключительно как правоотношение с простым содержанием, представляющее собой связь кредитора и должника). В силу этого уступка права требования в обязательстве не влечёт одновременной делегации (перевода долга) от этого же лица в данном обязательстве (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 ГК РФ» № 120 от 30.10.2007 г. – далее Обзор № 120). В силу этого цессия представляет собой сингулярное правопреемство, т.е. данная сделка «касается отдельного права требования или отдельной гражданско-правовой обязанности»12.

По своей правовой природе цессия представляет собой распорядительную (транспортную) сделку, так как её целью является не возникновение нового обязательства, а передача («транспортировка») права. Таким образом, цессия является механизмом передачи права.

Основные требования, предъявляемые к цессии:

  1. Для совершения цессии не требуется согласия должника, однако должник должен быть письменно уведомлён о совершённой уступке требования. С уведомлением должника не связывается действительность цессии, в этом случае цессия порождает свойственные ей правовые последствия, но закон устанавливает иные негативные последствия - должник имеет право исполнить обязательство прежнему кредитору (п. 3 ст. 382 ГК), и это будет считаться надлежащим исполнением обязательства. Для должника цессия действительна только с момента его уведомления.

  2. Право требования переходит к цессионарию в том объёме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК). Однако, эта норма диспозитивная, и стороны могут согласовать иное в договоре, предусмотрев, к примеру, переход части прав (п. 5 Обзора № 120 уточняет – только если предмет требования делимый). Но при этом следует иметь в виду, что переход акцессорных обязательств в их отрыве от главных обязательств не допускается (например, право требования исполнения обязательства за счёт заложенного имущества отдельно от прав требования по кредитному договору). Допускается уступка права на взыскание неустойки, убытков, требования поручителей по исполненному ими обязательству, если эти требования стали самостоятельными и капитализированы (п. 16, 17, 18 Обзора № 120).

  3. Форма уступки права требования. Цессия совершается в той же форме, что и сделка, на которой она основана. Исключение составляет цессия прав по ценной бумаге. Согласно п. 3 ст. 389 ГК, уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путём индоссамента (передаточной надписи на оборотной стороне этой ценной бумаги).

  4. Цессия допускается как на основании договора, так и на основании закона. При этом ГК РФ предусматривает открытый перечень случаев перехода права требования на основании закона (ст. 387 ГК).

  5. Цессия является абстрактной сделкой (п. 1 Обзора № 120), в силу чего недействительность основной сделки, из которой уступается право требования, не влечёт недействительность цессии.

  6. Предметом цессии может быть только обязательственное (а не вещное) право. Требование может быть любым, за исключением тех, которые указаны в законе:

  • Требование, связанное с личностью кредитора (ст. 383 ГК)

  • Цессия противоречит закону (ст. 388 ГК)

  • Цессия противоречит договору (например, при соглашении должника и кредитора о недопустимости цессии).

  1. Допускается уступка будущего требования (п. 4 Обзора № 120).

  2. Предмет цессии должен быть идентифицирован (предмет требования, должник, кредитор, содержание требования, основания возникновения требования – п. 13 Обзора № 120). Хотя отсутствие указания на основное обязательство не является безусловным основанием для признания сделки цессии незаключенной (п. 12 Обзора № 120).

  3. Цессия не должна нарушать права должника и ухудшать его положение. Момент перехода права по договору цессии в теории и практике спорный:

  • Момент заключения договора (И.Б.Новицкий)

  • Момент уведомления должника (О.Ломидзе)

  • Момент составления особого акта передачи (Л.А.Новосёлова)

  • Момент передачи права (по аналогии со ст. 223 ГК).

В Обзоре № 120 (п. 11) указано, что момент перехода прав по цессии определяется судом в зависимости от того, каким образом стороны выразили свою волю на передачу права.

Права должника при уступке требования в обязательстве:

1. Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК).

В частности, должник вправе заявлять о ненадлежащем исполнении первоначальным кредитором договора, на основании которого возникли уступленные права; о пропуске срока исковой давности по заявленному требованию; о недействительности договора, из которого выводится требование; о прекращении обязательства по основаниям, предусмотренным законом

2. Вправе требования подтверждения состоявшейся уступки (согласно п. 1 ст. 385, должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода требования к этой лицу).

3. Вправе признать цессию недействительной (например, по причине личного характера требования, нарушение условий об ограничении или недопустимости уступки).

Ответственность цедента перед цессионарием. Согласно ст. 390 ГК, первоначальный кредитор отвечает перед новым кредитором только за недействительность переданного требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случаев, когда новый кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором. Таким образом, следует учесть, что цедент, выбывая из обязательства, не несёт ответственность за дальнейшую судьбу этого обязательства, кроме случаев, когда он поручился за должника, а также в случае передачи недействительного требования. Недействительным считается требование, если: а) требование не существует в действительности (например, никогда не существовало или уже исполнено должником); б) кредитору на момент уступки известны обстоятельства, по которым должник не может исполнить обязательство (например, в случае начала процедуры банкротства в отношении должника).

II. Перевод долга – это замена в обязательстве должника.

Основные требования, предъявляемые к переводу долга:

  1. В отличие от цессии, перевод долга совершается только с согласия кредитора (за исключением наследственного преемства).

  2. Прежний должник несёт ответственность за неиспрошение согласия кредитора.

  3. Форма перевода долга. Перевод долга совершается в той же форме, что и сделка, на которой он основан.

  4. Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст. 392 ГК).

  5. Объём обязанностей, передаваемых новому должнику, определяется в соответствии с правилами о цессии.

Обязательства с участием третьих лиц

В обязательственных правоотношениях возможна ситуация, когда в исполнении обязательства участвует третье лицо. Третье лицо – это лицо, не являющееся стороной обязательства, которое своими действиями воздействует на динамику обязательственного правоотношения, оказываясь в юридической связи с одним из субъектов обязательства. В отличие от ранее рассмотренных отношений, участие третьего лица в обязательстве не является заменой лица в обязательстве. Об этом свидетельствует и терминология, используемая законодателем: третье лицо не называется им ни должником, ни кредитором, поскольку стороны обязательства неизменны, но при этом на третье лицо может возлагаться исполнение всех или части обязанностей в обязательстве либо третье лицо приобретает права требования в обязательстве. Но при этом ни в том ни в другом случае третье лицо не становится соответственно ни должником, ни кредитором.

Различают две формы участия третьего лица в обязательстве:

I. Перепоручение исполнения обязательства (ст. 313 ГК). В этом случае исполнение обязательства может быть возложено на третье лицо, при этом должник остаётся ответственным перед кредитором за действия третьего лица, а кредитор не имеет право отказаться от предложенного третьим лицом исполнения.

Например, перепоручение исполнение допустимо в договоре подряда, когда генеральный подрядчик может передать весь объём работ или их часть субподрядчику, оставаясь ответственным за его действия перед заказчиком. Аналогичная ситуация складывается и в договоре комиссии, поручения и в ряде других обязательств.

Следует подчеркнуть, что в отличие от перевода долга, перепоручение исполнения представляет собой фактическое, а не юридическое исполнение обязательства, поскольку третье лицо не заменяет должника.

Ст. 313 ГК предусматривает возможность принудительного исполнения обязательства третьим лицом помимо воли должника – в случае, когда третье лицо опасается утраты своего права на имущество (право залога, аренды и др.). В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора в порядке цессии

II. Переадресовка исполнения обязательства (ст. 312 ГК). В этом случае третье лицо приобретает право требования исполнения обязательства, однако не являясь при этом кредитором.

Например, организация, осуществляющая закупку товара, требует продавца поставить товар не ей самой, а передать товар непосредственно магазинам, которые принадлежат организации. В этом случае магазин будет третьим лицом, который вправе требовать исполнения обязательства. Такая же ситуация возможна в случае, когда осуществляется страхование лица, не являющегося стороной договора страхования (к примеру, родители страхуют здоровье своего ребёнка). Застрахованное лицо, не являясь кредитором, имеет право требовать осуществить страховую выплату в его пользу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]