Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Выпускная работа бакалавра (Александр А.Солонки....doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.55 Mб
Скачать

5.7.3. Синтаксическая структура

Таким образом, при более пристальном рассмотрении закрытых вопросов оказывается, что их "закрытость" — это не такая уж жесткая и неотъемлемая характеристика. При этом она может зависеть не только от интонационных, но также от структурных (синтаксических) факторов. К примеру, сравним два закрытых вопроса на одну тему: (1) Вы испытываете неприятные ощущения? (2) Вы испытываете какие-то ощущения?

В первом вопросе был предложен определенный вариант ответа, а во втором он был заменен неопределенным местоимением. Это не замедлило сказаться на ощущении открытости вопроса: неопределенное местоимение "приоткрывает" закрытый вопрос и побуждает собеседника не ограничиваться лишь ответами "да" или "нет", а развивать свою мысль дальше. В каком-то смысле неопределенный закрытый вопрос Вы испытываете какие-то ощущения? (с интонацией "вопросительного утверждения") является более открытым и более предпочтительным, чем обычный открытый вопрос на эту тему: Какие вы испытываете ощущения?

Помимо определенных и неопределенных закрытых вопросов существует еще один вид закрытых вопросов, о котором нельзя не упомянуть. Это — альтернативные вопросы. В них обычно предлагаются сразу два варианта ответа. Однако, вопреки ожиданиям, альтернативные вопросы оказываются еще более закрытыми, чем определенные закрытые вопросы (то есть вопросы с одним вариантом ответа), поскольку они предлагают отвечающему принять один из двух вариантов, не оставляя место возможному третьему. Например: Вы испытываете приятные или неприятные ощущения? Подчиняясь принципам контрарности и "исключенного третьего", эти вопросы бывают не всегда адекватны иррациональной и противоречивой по своей природе психической реальности. Несмотря на это, однако, при умелом использовании альтернативных вопросов можно получить прекрасное средство для уточнения информации. Достаточно слегка смягчить категоричность формулировки, чтобы помочь человеку более точно определить свой психический опыт: Это больше приятные или неприятные ощущения?

Что касается структуры открытых вопросов, то заменять там можно, пожалуй, лишь место вопросительного слова. Такая перестановка вопросительного местоимения из привычного для него положения (обычно в начале предложения) в другое (например, в конец) — не праздное занятие; это разрушает стереотипные сочетания слов и стереотипный интонационный рисунок, которые, в свою очередь, вызывают стереотипную реакцию собеседника (ср.: Кто вам это сказал? и Вам это сказал кто?). Подобную дестереотипизацию выполняет также замена в вопросах некоторых стандартных формулировок, которые вызывают стойкие ассоциации, заслоняющие собственную цель вопроса. Например, вопрос Как вы себя вели в тот момент? напоминает "родительский" риторический вопрос Как ты себя ведешь? и соответственно вызывает прежде всего "детские" реакции.

5.7.4. Вопросы и ситуация общения

Любой вопрос противопоставляет собеседников друг другу как "спрашивающего" и "отвечающего". Однако открытый вопрос усиливает это неравенство собеседников, поскольку он заставляет раскрыться одного из них и дает возможность оставаться закрытым другому; отвечающий здесь — объект исследования для спрашивающего, который, в свою очередь, остается таинственным "черным ящиком" для первого. Напротив, закрытый вопрос не только дает возможность интонационно создавать принимающие и эмпатические варианты, он кроме этого сближает и выравнивает позиции собеседников, поскольку формулирование закрытого вопроса, а именно — предложение вариантов ответа, требует самораскрытия спрашивающего, что, в свою очередь, создает условия для раскрытия себя отвечающим.

В открытом вопросе вопросительное слово несет на себе основную "припирающую к стенке" нагрузку, оно активно принуждает человека к ответу, то есть требует вынести в общее для собеседников пространство новую информацию. Поэтому во всех социальных ситуациях, когда ответчик находится перед лицом призывающей к ответу фигуры (родитель, учитель, следователь и пр.), мы, в первую очередь, слышим открытые вопросы; а если закрытые вопросы здесь и встречаются, то звучат они в "жесткой" интонационной форме, функционально направленной на получение односложного ответа.

Я думаю, широкое распространение открытых вопросов (особенно в житейских ситуациях) связано, в частности, с тем, что открытый вопрос есть действие более спонтанное и менее энергоемкое, чем закрытый вопрос. Вопросительное слово — это естественная и непосредственная реакция на информационный вакуум; оно автоматически возникает в сознании и тут же формирует вокруг себя вопросительное высказывание. Следовательно, использование открытого вопроса требует гораздо меньше времени, мыслительных и эмоциональных затрат, чем вопрошание с помощью закрытого вопроса. В первом случае достаточно просто спросить пришедшее в голову само собой: что... кто... где... когда.. почему... и т.д., а во втором — необходимо совершить ряд последовательных действий: (1) задать этот спонтанный вопрос сначала себе; (2) ответить на него так, как это мог бы сделать собеседник; (3) сформулировать этот вариант в виде достаточно корректного закрытого вопроса и (4) предложить его собеседнику для проверки. В связи с этим закрытый вопрос требует от спрашивающего наличия некоторых профессиональных навыков. Например, чтобы выполнить действие (1), необходимо обладать своего рода сдержанностью, уберегающей спрашивающего от торопливого задавания первого приходящего на ум вопроса без его предварительного осмысления. Действие (2) требует от спрашивающего эмпатической включенности и способности занять позицию собеседника51. Действия (3) и (4) опираются на достаточно богатые ресурсы соответственно вербальных и невербальных речевых средств спрашивающего.