Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kurs_lektsiy_po_kvalifikatsii_prestupleniy.doc
Скачиваний:
186
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
1.43 Mб
Скачать

2.4. Соотношение соучастия в преступлении с некоторыми видами стечения нескольких лиц при совершении одного преступления

Правоприменительная практика показывает, что в определенных случаях к совершению одного преступления могут иметь отношение несколько лиц, деяния которых в той или иной мере связаны друг с другом. В своем внешнем проявлении такого рода стечение нескольких лиц при совершении одного преступления во многом сходно с соучастием в преступлении, что порождает вопросы квалификационно-разграничительного характера.

В объективной действительности стечение нескольких лиц при совершении одного преступления может иметь различные варианты. Но основные из них проявляются в следующих разновидностях:

- посредственное исполнение;

- совершение преступления надлежащим субъектом совместно с ненадлежащим субъектом;

- прикосновенность к преступлению;

- неосторожное сопричинение.

Посредственное исполнение является вариантом посредственного (опосредованного) причинения, при котором одно лицо сознательно использует для совершения преступления другое лицо, которое по определенным обстоятельствам не осознает этот факт либо воля которого подавлена. Посредственный исполнитель действует по принципу «чужими руками жар загребать».

Посредственное исполнение, как правило, имеет место в следующих случаях:

- когда преступление совершается с использованием лица, которое не подлежит в силу закона уголовной ответственности (отсутствуют общие условия уголовной ответственности: вменяемость или достижение лицом соответствующего возраста);

- когда при совершении преступления используется лицо, которое находится в состоянии заблуждения (имеет место фактическая ошибка извинительного характера);

- при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния (физическое принуждение, вызвавшее состояние крайней необходимости, исполнение обязательного приказа и др.).

В таких ситуациях, несмотря на причастность нескольких лиц к совершению уголовно противоправного деяния, содеянное квалифицируется только в отношении одного лица – посредственного исполнителя.

В редких случаях посредственное исполнение может быть выражено в умышленном использовании лица, которое действует по неосторожности. Действия посредственного исполнителя и непосредственного причинителя в таком случае являются виновными, но квалификация их поведения будет различной: фактический причинитель вреда несет ответственность за преступление, совершенное по неосторожности, а посредственный исполнитель – за умышленное преступление.

Посредственное исполнение само по себе не образует соучастия. Однако следует иметь в виду, что оно может быть включено в механизм реализации преступного замысла в рамках соучастия в преступлении. Например, определенное лицо склоняет малолетнее лицо к совершению кражи. Но совершению кражи содействует еще одно лицо – пособник, который знает об использовании малолетнего при непосредственном завладении чужого имущества.

Совершение преступления надлежащим субъектом совместно с ненадлежащим субъектом представляет собой самостоятельное правовое явление, выражающееся в том, что при совместном совершении преступления несколькими лицами признаками субъекта преступления обладает только одно лицо. В отличие от посредственного исполнения лицо в таком случае само непосредственно участвует в выполнении объективной стороны преступления. Вместе с тем оно осознает, что в процессе совершения преступления ему содействует еще одно лицо, которое в силу невменяемости или возраста не подлежит уголовной ответственности. При этом данное лицо понимает, что объективно преступление выполняется совместными усилиями нескольких лиц. В таких случаях нельзя говорить и о соучастии в преступлении, поскольку при соучастии каждое лицо должно соответствовать требованиям главы 5 действующего УК об общих условиях уголовной ответственности, то есть должно достичь на момент совершения деяния соответствующего возраста (ст. 27 УК) и быть вменяемым или уменьшено вменяемым (ст. 29 УК).

При совершении преступления надлежащим субъектом совместно с ненадлежащим субъектом ответственность несет только лицо, обладающее признаками субъекта преступления. При этом факт совместного причинения вреда по действующему уголовному закону не имеет квалифицирующего значения для виновного лица.

Прикосновенность к преступлению – это предусмотренное уголовным законом умышленное, общественно опасное поведение, имеющее косвенное отношение к совершающемуся или совершенному другим лицом преступлению, но заранее не обещанное ему и не состоящее в необходимой причинной связи с эти преступлением.

Деяния, образующие прикосновенность преступлению, рассматриваются в качестве преступных, если они предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК. Действующий уголовный закон выделяет следующие виды прикосновенности к преступлению:

- укрывательство преступления;

- недонесение о преступлении;

- попустительство преступлению.

Согласно ст. 405 УК укрывательство преступления представляет собой заранее не обещанное преступнику действие, создающее правоприменительным органам препятствия в розыске и установлении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, либо в обнаружении орудий и средств совершения таких преступлений, в выявлении их следов или установлении предметов, добытых в результате совершения этих преступлений.

Укрывательство посягает на интересы правосудия и может быть выражено в совершении различных действий: предоставление преступнику транспортного средства, жилища; изменение его внешнего вида; снабжение фальшивыми документами; хранение предметов, посредством которых совершалось соответствующее преступление; уничтожение, повреждение, изменение или сокрытие от органов правосудия предметов, которые могут стать вещественными доказательствами и т.д.

При привлечении к уголовной ответственности за укрывательство необходимо учитывать следующее:

- укрывательство как самостоятельное преступление может иметь место только в отношении совершенных тяжких или особо тяжких преступлений;

- укрывательство преступления не должно быть заранее обещанным;

- укрывательство должно быть выражено только в совершении физических действий. Интеллектуальное содействие сокрытию тяжкого или особо тяжкого преступления, в том числе самооговор (ложное самообвинение с целью освобождения от уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления), не является укрывательством преступления;

- психическое отношение укрывателя к совершаемым им действиям характеризуется умышленной виной.

В случае если лицо заранее обещало скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем содеянное должно квалифицироваться как соучастие - пособничество в совершении преступления.

Недонесение о преступлении представляет собой несообщение уполномоченным государственным органам о совершенном особо тяжком преступлении, лице, его совершившем, или месте нахождения этого лица (ч. 1 ст. 406 УК) либо о готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении (ч. 2 ст. 406 УК).

Недонесение о преступлении посягает на интересы правосудия и имеет место при наличии следующих условий:

- лицо обладает достоверными сведениями о совершенном или готовящемся преступлении соответствующей категории, что порождает вытекающую из смысла ст. 406 УК обязанность сообщить об этом преступлении;

- лицо имеет реальную возможность сделать это сообщение;

- лицо не выполняет названную обязанность (бездействует) в течение времени, достаточного для соответствующего сообщения;

- лицо бездействует умышленно.

Попустительство преступлению выражается в невоспрепятствовании совершению преступления в случаях, когда лицо обязано было противодействовать преступлению.

Ответственность за попустительство наступает только в случаях, специально предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК (например, ст. 425 УК). При любом варианте уголовно-наказуемого попустительства должны соблюдаться следующие общие требования:

- на попустительствующее лицо в установленном порядке возложена специальная обязанность противодействовать совершению преступления (преступлений);

- лицо имеет реальную возможность воспрепятствовать совершению преступления;

- попустительство преступлению должно быть заранее не обещанным;

- попустительство совершается умышленно.

Обязанность совершать по службе действия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению, относится непосредственно к компетенции представителей власти, проходящих государственную службу в правоохранительных органах. Например, согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» каждый сотрудник органов внутренних дел на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан принять возможные меры по пресечению преступления, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление.

Необходимость воспрепятствования готовящемуся или совершаемому преступлению вытекает и из служебных обязанностей должностных лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Так, в соответствии с трудовым законодательством уполномоченное должностное лицо нанимателя при организации труда работников обязано обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, осуществлять постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов, обеспечивать сохранность имущества нанимателя и т.д. Формы воспрепятствования в зависимости от характера начавшегося преступления и компетенции соответствующего должностного лица в таких случаях могут быть самыми разными (например, принятие решения о временном приостановлении производства работ). Обязанность противодействовать не исключает применения должностным лицом принудительных мер, необходимых для задержания лица, совершающего преступление, в рамках реализации права на захват, предоставленного гражданам ст. 109 УПК.

Формой воспрепятствования может быть сообщение в правоохранительные органы о готовящемся или совершаемом преступлении. В некоторых случаях такого рода обязанность непосредственно возлагается на должностное лицо соответствующим нормативным правовым актом. Если реализация достоверно готовящегося тяжкого или особо тяжкого преступления предполагается в сфере деятельности организации, в которой должностное лицо выполняет свои функциональные обязанности, то недонесение им о таком готовящемся преступлении охватывается попустительством преступлению и не требует дополнительной квалификации за недонесение (ч. 2 ст. 406 УК).

Для практики квалификации преступлений интерес представляет уголовно-правовая оценка бездействия государственного должностного лица, в служебные обязанности которого входит совершение действий по выявлению и раскрытию совершённых преступлений. Сознательное непринятие должностным лицом мер по выявлению и раскрытию совершённых преступлений является грубейшим нарушением законности (непринятие мер ответственным должностным лицом по регистрации заявления о совершённом преступлении; непринятие должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мер по задержанию преступника; уклонение от выполнения обязанностей по собиранию и установлению фактических обстоятельств дела и др.). Сознательное заранее не обещанное бездействие должностного лица по выявлению и раскрытию совершённого преступления ставит его в один ряд с укрывателями преступлений, в том числе тяжких или особо тяжких преступлений. Вместе с тем дополнительной квалификации по ст. 405 УК в данном случае не требуется. В ст. 405 УК предусмотрена ответственность за физические активные по своему характеру действия виновного лица, направленные на сокрытие тяжкого или особо тяжкого преступления (предоставление преступнику транспортного средства, обеспечение поддельными документами, сокрытие орудий совершения преступления и т.п.). В таком случае содеянное охватывается ст. 425 УК.

Квалификация поведения должностного лица, бездействовавшего во исполнение приказа или распоряжения своего руководителя (начальника), которое было сопряжено с попустительством преступлению должна осуществляться на основании положений ст. 40 или ч. 3 примечаний к главе 37 УК. Вместе с тем следует иметь в виду, что посредственное причинение в таких случаях возможно при условии, если бездействующее по приказу или распоряжению должностное лицо в рамках служебных отношений находилось в субординационной зависимости от лица, отдавшего незаконный приказ или распоряжение. Кроме того, при расследовании такого рода дел следует учитывать, что в системе строгого служебного подчинения должна соблюдаться определенная процедура разрешения сомнений по содержанию поступившего приказа. Например, пункт 7 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 29.05.2003 г. № 218 предписывает, что сотрудник органов внутренних дел в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, а в его отсутствие - вышестоящему начальнику. Если непосредственный начальник или вышестоящий начальник письменно подтверждает этот приказ, сотрудник органов внутренних дел обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа повлечет совершение преступления или административного правонарушения. Ответственность за исполнение сотрудником органов внутренних дел неправомерного приказа несет начальник, письменно подтвердивший этот приказ.

Попустительство совершению преступления должно быть заранее не обещанным. Если попустительство было заранее обещанным со стороны должностного лица, то оно квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица (ст. 425 УК) и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления.

Неосторожное сопричинение выражается в причинении по неосторожности преступного последствия в результате сочетания связанных между собой деяний нескольких лиц.

Неосторожное сопричинение становится достаточно распространенным явлением в сфере нарушений правил безопасности при эксплуатации техники и технологических систем. При этом может причиняться огромный имущественный или физический вред. Иногда причиненный вред невозможно зафиксировать в полном объеме. Например, взрыв на Чернобыльской АЭС произошел в результате нарушения правил эксплуатации атомного реактора несколькими лицами. Но результаты этого взрыва население Республики Беларусь и сопредельных государств испытывает до сих пор.

При неосторожном сопричинении нарушение определенных правил безопасности соответствующими лицами может быть осуществлено осознанно, что существенно увеличивает характер и степень общественной опасности совершаемых причинителями деяний.

В доктрине уголовного права выделяют следующие общие признаки неосторожного сопричинения:

- преступление совершается двумя или более лицами (сопричинителями);

- допускаемые сопричинителями нарушения соответствующих правил взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- наступивший преступный результат является единым для сопричинителей;

- между каждым нарушением правил, совершенным соответствующим сопричинителем, и наступившим последствием существует причинная связь;

- психическое отношение к наступившему последствию каждого сопричинителя выражается только в неосторожности.

Действующий УК не содержит специальных норм, регламентирующих ответственность за причинение вреда при неосторожном сопричинении. В судебной практике деяние каждого из сопричинителей квалифицируются самостоятельно, как преступление, совершенное одним лицом.