Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
314
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
2.85 Mб
Скачать

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

являются наиболее подходящими и какие должны иметь доминирование в дебатах об аборте? Должны ли мы превозносить рациональность и хладнокровный контроль или нежность и участие к слабому?

Эти вопросы настолько глубоки, и так трудно на них ответить, что дебаты по абортам не скоро закончатся. Следует подчеркнуть, однако, два пункта. Во-первых, проблемы слишком важные, чтобы оправдать поношение и рассчитанные на чувства, а не на разум, аргументы. Мужчины и женщины интеллекта и доброй воли выстраиваются по обеим сторонам дебатов. Их следует уважать, даже если мы находим их позицию отвратительной или глупой. Если мы потеряем из виду потребность уважать других как условие для продолжения диалога, никто никогда не выиграет дебаты, так как это разрушит достоинство участников и затруднит поиски необходимых социальных усовершенствований, которые могли бы облегчить некоторые из рассмотренных трагических ситуаций.

Во-вторых, проблема может быть решена, в лучшем случае, только частичным образом в соответствии с относительным согласием в обществе. Неясность моральных дилемм, выделенных в этой главе, делает невозможной формулировку ясного и несомненного философского принципа. Даже "практические" решения, появляющиеся из относительного согласия, будут временными. Материальные условия, внутри которых появляется относительное согласие, станут устаревшими. Общество будет менять свою поддержку беременным женщинам, а новые методы ограничения рождаемости могут даже исключить искушение обдумывать аборт. Мы можем только надеяться, что наша способность ассимилировать эти изменения этически позволит нам сдерживать трагедию и зло до минимума. Трагедия, однако, будет всегда оставаться.

10.5. Аборт и поставщик медицинской услуги.

Введение.

Поставщик медицинской услуги должен столкнуться с тремя группами проблем. Первая касается его личной позиции по моральности аборта и конфликта между матерью и плодом. Вторая включает институциональные политики здравоохранения в отношении персонала. Третья касается вопросов профессиональной этики, которая существуют даже для тех, кто не имеет никакой личной этической проблемы в отношении любой проблемы. Эта третья группа проблем включает такие вопросы как принудительные аборты, принудительное лечение и профессиональное участие в немедицинских абортах.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 224

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

10.5.1. Аборт и персональная этика.

Поставщик медицинской услуги должен определить, является ли специфический аборт этическим и в процессе решить, будет ли он сотрудничать с женщиной, которая нуждается в аборте. Когда поставщик решает, что специфический аборт неэтичен, он обычно должен отказаться от участия. Время от времени, однако, вопрос сотрудничества не является простым вопросом. Должна ли отказаться медсестра, которая иногда ухаживает за женщинами в послеоперационной палате после аборта? Может ли врач продолжать практиковать в больнице, которая делает много абортов, которые он считает неэтичными? Классические принципы можно применять к сотрудничеству в ситуациях подобно этим. Так, хотя поставщик не должен делать или непосредственно участвовать в аборте, который он считает неэтичным, могут иметься пропорциональные причины для заботы о пациентах при лечении результатов аборта. Наиболее очевидная причина – предотвратить дальнейший вред пациенту. Имеются даже пропорциональные причины, чтобы продолжать работать в больнице, которая делает большое количество абортов, что профессионал здравоохранения оценивает неэтичным. Таким образом, данное согласие, в результате которого продолжается связь с больницей, не принимается как одобрение неэтичного поведения, так как потребности профессии и пациентов в этой сфере часто могут оправдывать продолжающуюся связь.

Те, кто не видят никакой проблемы с абортом, не будут иметь никаких проблем совести в этой области. Те, кто считает все аборты убийством, будут чувствовать себя вынужденными бороться против аборта в любых обстоятельствах. Лица, придерживающиеся обеих позиций, должны, однако, столкнуться с проблемой институциональной политики и своего отношения к совести тех, кто не соглашаются с ними.

10.5.2. Аборт и институциональная политика.

Сильные чувства, связанные с вопросом аборта могут подталкивать индивидуумов поддерживать институциональные политики, которые налагают запрет на тех, кто не соглашается с ними. Католические больницы, например, могли бы быть соблазнены возможностью наложить запрет не только на врачей, которые делают аборты, но также и тех, кто публично не осуждает аборт. Правления больниц, которые видят обеспечение абортов как обязательное обслуживание женщин, желающих их, могут иметь соблазн не давать привилегии или работу профессионалам здравоохранения, которые или против аборта или видят потребность в решении каждого случая по собственному усмотрению. Короче говоря, все категории поставщиков могут быть исключены учреждениями здравоохранения, которые полагают, что они имеют обоснованные причины для своих политик.

Мы допускаем, что, как личности, администраторы и члены институциональных правлений должны следовать за их совестью. Однако как админист-

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 225

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

раторы или члены правления, они должны принять во внимание четыре пункта. Во-первых, учреждение должно иметь письменную общественную политику. Короче говоря, не должно существовать никакой тайной дискриминации потенциальных служащих и врачей, которые желают штатных привилегий. Во-вторых, политика должна основываться на публично установленной и тщательно сформулированной философии учреждения. Другими словами, политика должна быть релевантной установленным целям учреждения. В-третьих, политика, поскольку она согласуется с философией учреждения, должна уважать совесть поставщиков медицинской услуги, которых она нанимает. В-четвертых, она должна быть также в соответствии с государственными законами, которые защищают совесть профессионалов здравоохранения. В плюралистическом обществе, по крайней мере, требуется сильное обоснование, чтобы исключить тех, кто – против аборта, если они никогда не будут вовлечены в аборты. Одинаково сильное обоснование требуется, чтобы исключить тех, кто – в пользу абортов, если они никогда не будут вовлечены в аборты.

10.5.3. Немедицинский аборт.

Даже если персональная этика поставщика медицинской услуги допускает аборт, все еще следует спросить профессионала здравоохранения и учреждение, является ли аборт в медицинском отношении показанным и находится ли он в пределах этики исцеления. Короче говоря, является уместным вопрос о том, является ли немедицинский аборт подходящей деятельностью для врача или медсестры, или для больницы, или другого учреждения здравоохранения.

Медицинские аборты (аборты, связанные с сохранением жизни и физического здоровья женщины) находятся в компетенции поставщиков медицинской услуги. Если аборт медицински показан, врач или медсестра, чья совесть в других отношениях допускает, может участвовать. Когда аборт медицински не показан, как с абортами, выполненными по социальным показаниям, по евгеническим причинам или для удобства женщины, участие поставщика медицинской услуги этически сомнительно. Поставщики медицинских услуг обязаны лечить, не делая оценки качества жизни или блага общества, намного меньше помогая немедицинским целям некоторых пациентов. Традиционно профессиональному поставщику медицинской услуги вверяется здоровье, а не предоставление того, что клиент хочет и оплатит независимо от потребности. Точно также как врачи отказались действовать в качестве палачей в тех государствах, которые передают под их мандат смерть в результате смертельной инъекции, которые только врачи могут прописывать, так должны они отказываться размывать их профессиональную роль, участвуя в немедицинских абортах. Однако традиция, кажется, ослабляется, и нравы современного общества изменились, делая профессионала здравоохранения мелким торгашом, который может делать почти все, что пациент оплатит.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 226

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

Практически, существует много дискуссий о том, что составляет медицинский аборт. Некоторые врачи доказывают, что аборт является медицинским, если он предотвращает или облегчает серьезную физическую или серьезную психическую болезнь, и даже тогда, когда он облегчает временные эмоциональные расстройства. Короче говоря, здоровью беременной женщины дают такое широкое толкование, что очень большое количество абортов может быть классифицировано как "медицинский" аборт. Даже с таким широким толкованием здоровья и медицинского аборта, много абортов все еще остаются немедицинскими. Аборты, чтобы сохранить образ жизни или планы карьеры едва являются медицинскими или медицински показанными. Евгенические аборты любого типа также являются немедицинскими.

Проблема аборта – только один пример области, в отношении которой существует потребность в серьезном обсуждении роли профессионала здравоохранения в обществе, которое часто действует так, как будто оно имеет право купить любое удобство. Является ли правильным делать восстановительную хирургию на людях, которые не будут извлекать выгоду из этого? Является ли правильным наложить швы атлетам и посылать их назад в игру, рискуя их здоровьем и возможно их жизнью? Является ли правильным для профессионала здравоохранения абортировать плод для удобства здоровой беременной женщины? Короче говоря, является ли правильным использовать профессиональную экспертизу не в лечебных целях?

Мы полагаем, что ответ на все эти вопросы – ясное нет. По нашему мнению, профессионал здравоохранения теряет профессиональный статус и превращается в простого торговца, когда избавляется от медицинских показаний, а удобство пациента или прибыль поставщика делает доминирующим критерием практики. Таким образом, немедицинские аборты остаются этической проблемой даже для профессионалов здравоохранения, чья персональная этика не осуждает такие аборты. Возможно, существует потребность в отдельной группе профессионалов здравоохранения, которые не претендуют на исцеление, но имеют дело с немедицинскими абортами, казнями и другими услугами, которые публика желает оплачивать. Такое разделение не решило бы проблему аборта, но оно ясно даст понять, что профессионалы здравоохранения специализированы на исцеление, а не на смерть или простое стяжательство.

10.5.4. Принуждение и аборт.

Принципы информированного согласия применяются в аборте как во всех медицинских процедурах. Действительно, они должны, вероятно, применяться более строго, не только потому, что такие высокие блага находятся под угрозой, но также и потому что имеется так много соблазнов, чтобы злоупотребить свободой беременной женщины. Действительно, ситуации таковы, что группы и «За свободный выбор» («Pro-Choice») и «За жизнь» («Pro-Life») беспокоятся о них. Две ситуации, которые требуют специального рассмотрения:

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 227

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

(1)случаи, когда родители оказывают давление на молодых женщин, делать или не делать аборт, и

(2)случаи, в которых правительственные служащие обманывают или даже шантажируют бедных женщин, принуждая к абортам.

Родительское давление понятно во многих случаях. Семья часто находится в очень эмоциональном состоянии, так как она видит позор, расходы и разрушение их мечты, если их дочь будет иметь ребенка прежде, чем она станет способной заботиться о нем, и прежде, чем она вырастет. В то же самое время, ребенок часто понимает последствия только в неопределенном отношении. Чувства семьи могут быть похожими даже, когда случай вовлекает не ребенка, а молодого взрослого. Чувства семьи могут приводить к сильному давлению в сторону аборта. Молодая личность находится под угрозой потери любви и изгнания из семьи, если отказывается от аборта. Давление может стать настолько сильным, что мы, вероятно, имеем дело с принуждением, когда компетентность молодой женщины делать выбор становится сомнительной. Профессионал здравоохранения должен быть понастоящему осторожным, удостоверяясь, что информированное согласие действительно дается.

Те семьи, которые выступают против аборта абсолютно и которые расценивают аборт как убийство, могут создавать одинаково сильное давление против аборта. Когда эти семьи угрожают изгнанием и потерей любви, если будет иметь место аборт, мы находимся еще раз в области принуждения. Мы сталкиваемся, затем, с классом случаев, в которых слишком часто ни клиент, ни заместители не являются особенно компетентными. Случай даже больше усложняется тем, что посторонние часто склоняются в пользу рождения или аборта, так что нет никакого простого и удовлетворительного обращения к адвокатам или судам.

В данных обстоятельствах, поставщик медицинской услуги, чья совесть допускает аборт в этом случае, должен попытаться уменьшить давление и получить решение, принимаемое по мере того, как утихают чувства. Когда имеет место относительное спокойствие, пациента следует честно информировать относительно процедур, их альтернатив, их рисков и затрат. Если поставщик пытается делать значительно больше, помимо простого успокоения и информирования пациента, он может стать силой, уменьшающей свободу.

Те, чья совесть запрещает сотрудничество в рассматриваемом аборте, должны, конечно, отказаться от пациента, если последний выбирает аборт. Прежде, чем пациент принял решение, они также должны пытаться увеличить компетентность пациента и дать соответствующую медицинскую информацию, которая необходима для информированного согласия. Поскольку они избегают принудительного поведения, поставщики могут в соответствии с их совестью объяснить их моральную позицию в отношении процедуры. Те, кто не могут воздержаться от принудительного поведения, профессионально не должны быть вовлечены в такие случаи вообще.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 228

Соседние файлы в папке Учебник по биоэтике