Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
314
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
2.85 Mб
Скачать

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

с глубокими обменными нарушениями и больных с нарушениями функций различных органов. В развитых странах в каждой большой больнице есть реанимационное отделение, располагающее самыми совершенными средствами жизнеобеспечения.

Как следствие этого, больные оказываются в новых ситуациях, когда можно искусственно поддерживать жизнь в серьезно пострадавшем человеке, абсолютно не надеясь привести его в сознание и вернуть к нормальной жизни. Это послужило причиной горячих дискуссий по поводу ненужной реанимации и права на смерть. Пищей для таких дискуссий служили также некоторые известные случаи необоснованно затянутой реанимации. Так, например, случай с Карен Квинлан (которая впала в коматозное состояние в 1975 году, выжила, ей была отключена вся аппаратная поддержка, умерла в 1985 году, все еще находясь в коме). Или другой параллельно имевший место случай (Пол Бейли, который умер в 1982 году, пробыв 25 лет в коматозном состоянии). Такая затянутая реанимация пациентов при отсутствии какой-либо надежды на выздоровление послужила причиной того, что эвтаназия, равно как и "право на достойную смерть", становятся все более приемлемыми.

Возможность продления жизни детям с серьезными физическими недостатками также породила серьезные этические проблемы. Сегодня есть возможность поддерживать жизнь новорожденных с такими серьезными пороками развития, которые какое-то время назад не позволили бы им выжить, а именно: неврологические пороки типа гидроцефалии, миеломенингоцеле, spina bifida79. Не было бы лучше позволить таким детям умереть при рождении? Эта мысль послужила поводом для споров об эвтаназии другого рода.

ГЛАВА 6. ДЕФИНИЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕРТИ.

В 60-ых усовершенствование технологий для поддержания жизни и различные вызовы, которые они обусловили, вызвали рост биомедицинской этики как отдельной сферы деятельности. Одним из заметных вызов была потребность определить смерть новым способом. В течение многих столетий, смерть была ясно обозначена отсутствием пульса или признаков дыхания. Однако, поскольку новые технологии типа аппарата искусственной вентиляции легких и аппарата искусственного кровообращения позволили врачам искусственно сохранять функции в сердце и легком, ясные признаки смерти стали более расплывчатыми. Медицинские этики прилагали усилия опреде-

79 Spina bifida – расщелина позвоночника. Ограниченный дефект позвоночного столба с отсутствием дуг позвонков, через которые могут выступать оболочки спинного мозга со спинным мозгом или без него.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 101

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

лить смерть новым способом, чтобы серьезно больные имели право жить, поддерживаемые технологией, в то время как те, кто в техническом отношении уже умерли, не сохранялись бы при помощи механизмов жизнеобеспечения. Большинство Европейских стран, в том числе Россия, Канада, Австралия, Центральные и Южноамериканские страны определяют смерть или как потерю всех независимых функций сердца и легкого, или как постоянную и необратимую потерю всей мозговой функции. В Соединенных Штатах, многие штаты приняли законодательство, формально признающее смерть мозга (потеря мозговой функции, которая управляет дыханием и сердечным сокращением) как свидетельство о смерти.

Сдревних времен считалось очевидным, что через несколько минут после остановки сердца и дыхания жизнь прекращается. Однако при внезапной остановке дыхания, вызванной удушением, утоплением или другими механическими факторами, дыхательные движения, как было установлено, можно восстановить и сохранить жизнь, пока бьется сердце. Таким образом, главным органом считалось сердце, и прекращение его деятельности отождествлялось со смертью. В середине XX в. развитие методов кардиореспираторной реанимации обеспечило возможность восстановления функций сердца и легкого, чего нельзя сказать о более чувствительном органе, каким является мозг. Итак, у человека, не способного самостоятельно дышать и реагировать на раздражители, благодаря работе механического респиратора может биться сердце. Считается ли такой человек живым? Отдельные аспекты этого вопроса имеют важное моральное, психологическое, религиозное и правовое значение. Если больных в коматозном состоянии с отсутствующим дыханием неопределенно долго держат в отделениях интенсивной терапии, расходы на их содержание становятся столь большими, что лишь немногие семьи могут себе позволить подобные затраты, особенно при отсутствии перспектив возвращения больного к профессиональной деятельности и прежней жизни. Оказание помощи этим лицам обременительно и для больниц.

Сучетом этих противоречий введено новое представление о смерти, ос-

нованное на доказательствах устойчивого отсутствия функций мозга.

Формирование такого представления кажется вполне оправданным. Действительно, по существу старые кардио-респираторные критерии смерти также косвенно свидетельствовали об утрате функций мозга. После прекращения сердечной деятельности и дыхания активность мозга неизбежно исчезала (до развития современных эффективных методов оживления и поддержания жизни, позволяющих восстановить деятельность сердца). Новые принципы констатации смерти привели к возникновению множества вопросов у врачей, теологов, юристов и широкой общественности. Через судебные постановления и правовые нормы новая концепция постепенно стала основой для ус-

тановления факта смерти при определенных условиях. Поскольку широ-

кие слои населения имели лишь общие представления о возможности установления факта смерти на основании отсутствия функций мозга в безнадежных случаях и у больных в коматозном состоянии, признания таких критериев удалось добиться с большим трудом. Многие все еще относятся с подоз-

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 102

Соседние файлы в папке Учебник по биоэтике