Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gosyyy / билеты_с_1по_25..doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Билет 7

33.Особенности директивной и недирективной психотерапии. Недерективный тип психотерапии (гуманистическая, гештальт, психоанализ). 1. У каждого человека есть ресурсы для самоизучения. 2. У клиента и терапевта свое поле. 3 Клиент-терапевт - партнерские отношения. Создание климата самораскрытия. Клиента побуждают к экспериментированию (в гештальттерапии). Терапевт большую часть времени слушает, он гибок, с уважением относится к жалобам клиента. Создает атмосферу безопасности. Он эмпатичен. Здесь нужна не поддержка, а коррекция личности в сторону ответственности. Темпы задает клиент в отличие от директивной. Приемы общие независимо от школ (парафраз, прояснение смысла, выделение эмоционального переживания). Недирективная триада по Роджерсу: принятие, эмпатия, аутентичность. Психотерапевт в недитективной терапии - партнер, консультант, помощник, эксперт.

Директивная психотерапия (бихевиоризм, когнитивная, НЛП, гипноз). Психотерапевт в директивной психотерапии - руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста. Стиль работы - влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов. Механизм идентификации в терапевтическом процессе.

0собенности директивной и недирективной психотерапии. Психотерапия - особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у пациента затруднений психического хар-ра. Директивная психотерапия включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руков-ля психотерапевтического процесса, возложением на себя ответственности за достижение психотерап-их целей и дидактичность. Директивная позиция психотер-та может сочетаться с авторитарностью или партнерством в выборе психотерап-их целей. К дир-ой психотер-ии относятся методики поведенческой психотер-ии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии. Директивные формы психотер-ии преимущ-но исп-ся в работе с регрессивными дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и с детьми. Преимуществом дир-ой психотерап-ии явл-ся то, что психотерапевт может прогнозировать время и качество терапевтических изменений у пациента и более конструктивно, планомерно реализовывать и контролировать их, а также имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме. В дир-ой психотерапии психотерапевт выступает в роли руководителя, учителя организатора.

В недериктивной - в роли партнера, консультанта, помощника, эксперта.

39.Общая характеристика теории деятельности А.Н.Леонтьева. Понятие деятельность, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. _В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив_которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операция. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления_действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельность как^ действия, получившего самостоятельный мотив._В этом, и только__в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - _акт отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.

Уже в своих первых работах А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий, - пишет А. Н. Леонтьев, - этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания». Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к сдвигу мотива на цель и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека». Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт.

Так же как и деятельность, сознание не есть простая сумма элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность, свою логику. И если жизнь человека есть система сменяющих друг друга и сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание есть то, что их объединяет, что обеспечивает их воспроизведение, варьирование, развитие, их иерархию.

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный_мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который_несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности, оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия - не особые «отдельности» в составе деятельности, человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один_и_тот_же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей. Вводится понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общеи цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива, выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».

Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто). Отсюда несколько иное определение операции - это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личность как внутренний момент деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество - становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием, развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания -сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

Уже после выхода в свет «Деятельность. Сознание. Личность.» А Н Леонтьевым были написаны две новые работы о деятельности. Первая - это доклад на Всесоюзном психологическом съезде от 27 июня 1977 г, опубликованный посмертно. Здесь акценты расставлены наиболее четко и, кстати, столь же четко намечены направления дальнейшего развития. Речь идет о проблеме дятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Основная идея всей публикации состоит в том, что «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс, необходимо включающий в себя экстрацеребральные звенья, которые являются решающими. Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г), и она не была закончена. Это статья «О дальнейшем психологическом анализе деятельности» (рукопись). Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить» жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения. « Не только отношения индивидов к предметному миру не существуют вне общения, но и само их общение порождается развитием этих отношений» Еще два направления работ Леонтьева в последние годы жизни особенно тесно связаны с проблемами личности. Обращение Алексея Николаевича к проблемам психологии искусства не случайно трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой человек как целостная личность реализовал бы себя более полно и всесторонне. Поэтому интерес А Н Леонтьева к искусству не угасал до самого последнего времени. К сожалению, он почти не оставил публикаций по психологии искусства, хотя часто и охотно выступал на эти темы.

Определяя предмет психологической науки как порождение и функционирование в деятельности психического отражения реальности, А Н Леонтьев не мог не обратиться к детальной разработке того и другого - и психологических механизмов чувственного отражения, и сущности и структуры деятельности. Уже в статьях 50-х годов, А Н Леонтьев, опираясь, в частности, на проведенные под его руководством исследования формирования звуковысотного слуха, а затем - деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления». Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия - как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др), так и в теоретическом плане. Основные положения А Н Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие: Во-первых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении» Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира». Это нечто большее, чем «непосредственная чувственная картинка», образ мира «выступает в значении», и вся совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира». Здесь в высшей степени важны два момента: а) предзаданность этого означенного, осмысленного предметного мира каждому конкретному акту восприятия, необходимость «вписывания» этого акта в уже готовую картину мира, б) эта картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Со всеми этими идеями связано положение об амодальности предметного восприятия. Как известно, при жизни А Н Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Им была задумана в начале 70-х годов книга под названием «Психология образа», позже Алексей Николаевич нашел другое название-«Образ мира», но она так и осталась не написанной.

Общая характеристика теории деятельности Лeoнтьeвa-(1903 -l979). Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет то же строение. Изучая практическую деятельность мы изучаем психическую деятельность. На основании чего можно судить обладает ли организм психикой? В особенностях поведения организма Леонтьев видит водораздел между психическим и допсихическим в переходе от раздражимости к чувственности. Раздражимость-реакция на биологически значимые воздействия. Чувственность - реакция на воздействия, которые сами по себе не несут биологической значимости (Пример: рычание зверя само по себе не разрушительно, но сигнализирует об опасности). Новые ступени психического отражения возникли в связи с усложнением деятельности Отличительная черта сознания - возможность отражения безотносительно к биологическому смыслу этого отражения. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности - коллективного труда.

Структура деятельности (деятельность – это форма активности). Активность побуждается потребностью. Потребность - состояние нужды организма, которое представлено на уровне дискомфорта. Предмет - в ходе поиска (активности) происходит встреча потребности с предметом. С этого момента активность становится направленной, потребность опредмечивается и становится мотивом. Мотив - то, ради чего совершается деятельность. Деятельность — совокупность действий, вызываемых мотивом. Деятельность полимотивирована, где один из мотивов является ведущим (смыслообразующим). Действие - структурная единица деятельности. Это процесс, направленный на достижение цели. Операции- являются составляющими действий, т е способами выполнения действия. Операции обусловлены условиями. Цель - осознаваемый образ желаемого результата. Сдвиг мотива на цель (превращение цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности. В психологии Леонтьев ввел понятие «ведущей деятельности» -та деятельность, с которой, на данном_этапе связано возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды деятедьности.

7. соц псих. основные установки личности закладываются на уровне социальной реальности и этноса, культуры. Какаи жизненные, религиозные принципы проповедует разные национальности по таким и надо вести работу. Масульманина – не направлять на консультацию к женщине, европейца мужчину – лучше к женщине?. К манголам – не заходить за спину и не трогать за плечи и выше.