Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г..doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.81 Mб
Скачать

Глава 5. Гений и гениальность

Обзор проблематики личности ученого будет неполным без анализа представлений о гении и гениальности, существующих в психологии науки. До сих пор мы избегали употребления в данном тексте понятия "гений", заменяя его более нейтраль­ным выражением "выдающийся ученый", так как обсуждение того, кто и почему является гением, должно быть предметом особого разговора.

§ 1. Гениальность и психическое здоровье

В середине прошлого — начале XXвека в науке была весьма распространена точка зрения на гения как на душевно больного человека. В современном обыденном сознании ее отголоски нередко встречаются и по сей день. Строится она на весьма простой посылке: раз гениальный человек не такой, как все, стало быть, он ненормальный, т. е. психически нездоровый.

Однако не всегда отношение к гениям было таково. Антич­ное представление подчеркивало "священную одержимость" ге­ния, не имеющую ничего общего с какой бы то ни было патоло­гией. В эпоху Возрождения гений был синонимом душевного здоровья, разумности, гармонии. Вновь появившееся в XIX в. понимание гения как человека, одержимого священной мани­ей, стало подчеркивать именно эту маниакальность, делающую гения сродни безумцу (Лук, 1983).

Впервые наиболее последовательно такой взгляд на гения был представлен в работе Ч. Ломброзо (Lombroso,1895). Выдающи­еся способности ученого рассматривались в ней как проявление психического заболевания, которое позволяет ему видеть вещи не такими, какими их воспринимают все другие люди.

Время от времени психологи, и в особенности психиатры, вновь возвращаются к этой идее, используя для доказательства наличия связи между безумием и высокой одаренностью в науке

16*

243

все более изощренные методы отбора и обработки биографи­ческих данных известных ученых.

В конце 70-х годов И. Карлссон все еще делал попытки дока­зать, что среди людей, способных к высочайшим достижениям мысли, процент носителей "гена шизофрении" намного выше, чем в среднем по популяции, и что именно он является важной предпосылкой их неординарного, самобытного стиля научного мышления (Karlsson,1978). Однако констатация связи между творческим потенциалом и психопатологией еще не объясняет их причинно-следственных взаимоотношений. Не только пси­хопатологические факторы могут — прямо или косвенно — вли­ять на творческий потенциал личности, но и высокое творчес­кое напряжение, самоотдача, свойственные ученым, способству­ют проявлению у них психических отклонений, в частности не­врозов, которые иногда легко спутать с серьезными психичес­кими заболеваниями.

Также не прекращаются попытки найти взаимосвязь между выдающимися достижениями и соматическими заболеваниями ученого, в особенности такими, при которых в результате нару­шения обменных процессов в организме образуется избыток ве­ществ, стимулирующих деятельность головного мозга (напри­мер, подагра), или происходит ускорение обмена веществ (на­пример, туберкулез легких).

Но даже если выводы о взаимосвязи гениальности с психи­ческими или соматическими заболеваниями и являются статис­тически достоверными, они ни на йоту не приближают к пони­манию того, почему одни так и остаются просто безумцами или подагриками, а другие становятся гениальными учеными.