Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г..doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.81 Mб
Скачать

Данное издание представляет собой авторскую работу, подготовленную в рамках программы "Об­новление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным комите­том РФ по высшему образованию и Международ­ным Фондом "Культурная инициатива".

Спонсором программы является известный аме­риканский предприниматель и общественный дея­тель Джордж Сорос.

Редакционный совет программы:

В. И. Бахмин я. М. Бергер е. Ю. Гениева г. Г. Дилигенский в. Д. Шадриков а. Г. Аллахвердян г. Ю. Мошкова а. В. Юревич м. Г. Ярошевский

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ

Учебное пособие

Москва

Московский психолого-социальный институт Издательство "Флинта" 1998

ББК88 А 50

Рецензенты:

член-корреспондент РАО М. Ю. Кондратьев, кандидат психологических наукЛ. А. Дергачева

Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г.

Психология науки. Учебное пособие. — М.: Московский психо­лого-социальный институт: Флинта, 1998. — 312 с.

ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)

Книга представляет собой первое учебное пособие по психологии науки. В ней нашли отражение как события и факты, накопленные историей науки, так и результаты ее современного психологического исследования, а также методы управления коллективным творческим процессом. Рассмотрены такие ключе­вые проблемы этой новой области знания, как механизмы научного мышле­ния, закономерности коллективного творческого процесса, логико-психологи­ческие и социальные условия научных открытий, межличностные отношения ученых и др.

Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое научное знание.

ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)

© Московский психолого-социальный институт, 1998

Предисловие

Психология науки — одно из молодых ответвлений общего дре­ва психологического познания. И если основные понятия и мето­ды психологической науки уже нашли эффективное приложение в таких сферах социальной практики, как бизнес, политика, реклама и т. д., то в психологическом изучении самой науки сделаны лишь первые несмелые шаги.

Современная система научного познания — наука Нового вре­мени — родилась на рубеже XVI—XVII веков, хотя и античный мир, и арабский Восток, и более древние культуры могли гордить­ся мыслителями, достойными считаться учеными. Рождение науч­ной психологии принято датировать 70-ми годами прошлого столе­тия. Что же касается психологии науки,то она складывается только сейчас, хотя вряд ли существовал ученый, которому удалось избе­жать психологических наблюдений (и обобщений) над собой и сво­ими коллегами.

В науке, как и в любой сфере человеческой деятельности, есть свои обычаи. Один из них состоит в том, что дату рождения новой дисциплины определяет не первое исследование в соответствую­щей области и даже не появление обозначающего ее термина, а издание первого учебника.В принципе, эта традиция сколь условна, столь и оправданна: издание учебника знаменует собой, во-первых, признание существования новой области знания, во-вторых, осоз­нание необходимости обучения ему студентов, в-третьих, оформле­ниесистемызнания, которую можно более или менее упорядочен­ие изложить. Психология науки, накопив немало сведений о лич­ности и деятельности людей науки, еще не выработала устоявшей­ся системы нормативного знания, способного служить основой учеб­ника. Поэтому авторы, решившись написать первое учебное посо­бие по психологии науки, не сочли себя вправе назвать его учебни­ком.

У психологии науки много "родителей". Это не только ее мате­ринская дисциплина — психология, но также социология, филосо­фия, история науки, общее науковедение, которые, изучая мир науки и жизнедеятельность его "обитателей", не могли обойти про­блемы психологического своеобразия их труда. Этими проблемами заняты также другие дисциплины, как, например, психология орга­низаций, которая, изучая психологическую организацию различ­ных профессиональных сообществ, рассматривает и сообщество уче­ных.

Психология науки приобретает значение "территории", где психологи, социологи, историки науки и философы способны объединить свои усилия — хотя бы потому, что психология на­уки исследует также и ихпсихологию и психологические аспек­ты тех проблем, которыми они занимаются. Собственно, здесь и заключен ответ на традиционный для предисловия к любой книге вопрос о том, кому она может быть полезной. Всем, кто занимается наукой или планирует ею заниматься. А также тем, кто, не имея таких планов, считает для себя полезным узнать, каким образом благодаря средствам, созидаемым наукой, чело­веческий ум проникает в неисчерпаемый для познания мир. Наряду с этим перед читателем откроются коллизии и противо­речия, скрытые за поиском научной истины, их зависимость от личностного фактора. В книге собраны также малоизвестные факты и "разоблачения", свидетельствующие, в частности, что корифеи науки не были небожителями, а активно вовлекались в шумные конфликты с другими корифеями, часто грешили под­тасовкой данных и т. д., что, впрочем, не помешало им оставить яркий след в истории науки.

Современная психология науки — пока еще аморфная и пло­хо очерченная область знания, что естественно на нынешней стадии ее формирования. Поэтому одна из главных задач, сто­явших перед авторами, заключалась в селекции и структурирова­нииматериала. Способ ее решения, к которому они прибегли, далеко не единственный и не самоочевидный. Поэтому имеет смысл пояснить читателю логику изложения материала и, соот­ветственно, построения книги.

Во-первых, научное познание, научное общение и личность ученого являются главными центрами притяжения исследова­тельских интересов в психологии науки, вокруг которых сосре­доточена львиная доля исследований. Соответственно, этим те­мам посвящены три наиболее объемные (I, II и III) части кни­ги, а IV часть является в определенном смысле результирую­щей, демонстрирующей, как психологические факторы проявля­ютсяв научной деятельности, порождая поучительные парадок­сы.

Во-вторых, авторы отдали должное старой науковедческой традиции различать в науке когнитивное, относящееся к науч­ному познанию(I часть), и социальное, относимое к сфере науч­ногообщения(II часть), и соответствующим образом "препари­ровали" научную деятельность.

В-третьих, в книге реализовано вычленение трех уровней со­циальногов науке: уровня группы (II часть), уровня личности (III часть) и уровня научного сообщества (IV часть), в рамках

которых и упорядочены основные социально-психологические феномены научной деятельности.

В-четвертых, авторы стремились двигаться от более общих проблем к более частным, являющимся их конкретизации, от более известных фактов к менее известным. Совмещение этих ориентиров и породило ту логику изложения материала, кото­рая воплощена в структуре работы.

Авторы, предлагая читателю коллективную работу и неся пол­ную ответственность за написанное, все же не хотели бы, чтобы ее конкретные фрагменты выглядели обезличенными. Поэтому они считают целесообразным указать, что главы "Общение и творчество", "Школы в науке", "Психология и информатика", "Параметры личности исследователя" и "Мотивация научного творчества" написаны М. Г. Ярошевским, главы "Малая группа в науке: групповая интеграция" и "Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых" — А. Г. Аллахвердяном, гла­вы "Творческий процесс в науке и его стадии", "Методы стиму­ляции научного мышления", "Интеллектуальные способности в структуре личности ученого", "Психологические особенности личности ученого и их формирование", "Гений и гениаль­ность" — Г. Ю. Мошковой, глава "Научное мышление" и часть IV — "Скрытое лицо науки" — А. В. Юревичем.