Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г..doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.81 Mб
Скачать

§ 4. Новые подходы к изучению творческого интеллекта ученых

Психологи, занимающиеся проблемой творческого интеллекта, ищут новые критерии креативности. Один из них был предло­жен Д. Б. Богоявленской, которая выделила комплексную еди­ницу изучения творческого потенциала, названную ею "интел­лектуальной активностью"(Богоявленская, 1983). По мнению исследовательницы, творческая способность является резуль­тирующей двух факторов, одинаково необходимых для нее: соб­ственно интеллектуального (уровня умственных способностей) и мотивационного. Роль последнего состоит, в частности, в том, чтобы активизировать, заряжать энергией познавательные фун­кции, включая их в контекст значимой для личности деятельно­сти и придавая им тем самым цель и смысл. Ведь интеллект и мышление — лишь средства, инструменты реализации личност­ных целей, значит, и мыслительный процесс инициируется и регламентируется на уровне личности, в частности через систе­му присущих ей мотивов.

; Интеллектуальная активность (ИА) определяется Богоявлен­ской как интеллект, преломленный через мотивационную струк­туру, которая либо тормозит, либо стимулирует проявление ум­ственных способностей. Ею были разработаны специальные за­дачи и процедура эксперимента, которые в определенной сте­пени моделировали исследовательский процесс, поскольку в скрытом виде содержали в себе 3 возможных варианта действий:

1) простое многократное решение предлагавшихся задач (сти-мульно-продуктивный уровень ИА); 2) выделение обобщенных способов решения разных типов задач и в дальнейшем действие с ними "по схеме" (эвристический уровень ИА); 3) выявление закономерности, ответ на вопрос о том, какой принцип лежит в основе всех задач и почему (креативный уровень ИА).

Надо отметить, что в инструкции испытуемых просили ре­шить задачу и не более того. Переход к обобщениям и поиску закономерностей никак не стимулировался извне и мог быть исключительно собственной инициативой испытуемых. По харак­теру действий с задачами испытуемые достаточно четко распре­делились по трем указанным группам. При этом внутри одной и той же группы оказались люди с разными показателями умствен­ных способностей, измеренными традиционными способами.

По мнению Богоявленской, уровень ИА, свойственный чело­веку, является относительно постоянной характеристикой и отра­жает степень креативности субъекта. Уровень интеллектуальной активности, выявленный в эксперименте, хорошо коррелирует с творческими достижениями испытуемых в реальной жизни.

167

Помимо того, что данный подход акцентирует и наглядно показывает роль мотивационно-целевого фактора в творческом мышлении, он обращает внимание на еще один очень важный момент. Творческая способность в науке проявляет себя не только в умении решить задачу, но и в умении ее увидеть, поставить, корректно сформулировать.

У людей наиболее творческих ИА принимает форму интел­лектуальной инициативы,когда мыслительная деятельность про­должается за пределами, необходимыми для решения задачи. Если вспомнить определение творчества, согласно которому его отличает внутренняя, исходящая от субъекта заданность целей, средств и способов осуществления (Яценко, 1991), то становит­ся ясно, что эта на первый взгляд избыточная, "лишняя" актив­ность действительно может служить одним из критериев твор­ческой работы ученого (Богоявленская, 1990).

Однако и в этих экспериментах ученый все же оказывается вырванным из естественного, жизненного контекста своей дея­тельности.

Но постепенно и эмпирические, и философские исследова­ния творчества выходят на новые уровни понимания проблемы, связывая его с личностным, предметным и социальным контек­стом научной деятельности. Комплексное изучение творчества требует не только новых подходов, но и методов, которые по­зволили бы исследовать его в естественной среде, так сказать, invivo.Heслучайно в последние годы все чаще раздаются голоса в пользу применения в психологии науки метода анализа случаев (case-studymethod), суть которого состоит в тщательном анали­зе жизни и личности ученого во взаимосвязи всех ее аспектов, реконструкции всех обстоятельств какого-либо открытия или иного научного события.

Горячим сторонником такого подхода является американс­кий психолог X. Грубер. Он считает, что сила эксперименталь­ного метода состоит в установлении закономерных отношений между небольшими группами переменных, а преимущества ме­тода случаев — в возможности изучения взаимодействия между сложными группами факторов (Gruber, 1977).

В отечественной психологии науки метод такой реконструк­ции биографии ученого давно и успешно применяется М. Г. Ярошевским (Ярошевский, 1981; 1993; Ярошевский, Чеснокова, 1976). В качестве основополагающих принципов анализа твор­чества М. Г. Ярошевский вводит историзм и предметность.

Предметность означает введение в контекст психологическо­го анализа творчества особенностей научной дисциплины, в ко­торой действует субъект: уровня знания, накопленного данной

168

наукой, способов его построения, наличных средств познания. Традиционно анализ содержательной стороны творчества при­ходился на долю истории науки, которая изгоняла из своих ис­следований психологию, объясняя феномены науки почти ис­ключительно логикой развития познания. Психология науки пла­тила ей той же монетой, пренебрегая содержательным аспектом научной деятельности и выводя появление идей или открытий непосредственно из особенностей личности, творческого мыш­ления, интеллекта и т. д.

Принцип историзма акцентирует временную изменчивость не только научного знания и методов, но и внутренней структуры личности, свойств ее ума и характера, способов восприятия лич­ностью окружающего мира и своего места в нем (Ярошевский, 1969).

Приложение этих принципов к изучению психологии твор­чества таких ученых, как И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, привело к открытию ряда новых феноменов: идеогенеза, надсознательного, категориальной апперцепции, оппонентного круга и др., позволяющих по-новому взглянуть на движу­щие силы творческого мышления, его внешние и внутренние детерминанты.

Расшифровка данных понятий и опыт их приложения к изу­чению творческого мышления, личности и структур интеллекта конкретных ученых представлены в главе "Параметры личности исследователя" настоящего пособия.