Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г..doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.81 Mб
Скачать

§ 5. Индивидуальный когнитивный стиль

Логика науки движет мыслью ученых не иначе как посред­ством "сетей общения", открытых или скрытых (не вписанных в тексты публикаций) диалогов как на теоретическом уровне, так и на тесно связанном с ним эмпирическом.

Из этого не следует, что отдельный ум представляет собой лишенный самостоятельного значения субстрат, где сплетаются когнитивные "сети" (категории логики науки) с коммуникатив­ными (оппонентные круги и др.). Столь же неотъемлемой детерминантой результатов, обретших объективную (стало быть, независимую от неповторимой жизни человека науки) ценность, является личностное начало творчества. По словам Эйнштейна, "содержание той или иной науки можно понять и оценить, не вдаваясь в процесс индивидуального развития тех, кто ее со­здал. Однако при таком одностороннем представлении отдель­ные шаги иногда кажутся случайными. Понять, почему эти шаги

210

стали возможными вообще, можно лишь после того как просле­дишь духовное развитие тех индивидуумов, которые проделали решающую работу".

В когнитивном стиле интегрируются: историологическое начало творчества, безразличное к уникальности личности, с од­ной стороны, и присущие этой личности способы выбора и об­думывания проблем, поисков решений и их презентации науч­ному сообществу — с другой.

Так, например, для А. А. Ухтомского, как и для других стро­ителей науки о поведении, основной метафорой служит термин "механизм". Однако от технического механизма та система, под знаком которой трактовалось поведение, отличается множеством степеней свободы и способностью к саморазвитию. Такой по­тенциал был заложен уже в преобладании множества афферен­тных, идущих от рецепторных аппаратов путей над весьма огра­ниченным количеством рабочих, исполнительных органов. До­минанта создается благодаря выбору одной степени свободы. Но Ухтомский неизменно мыслил ее активность не только как выбор из множества наличных афферентаций, но и как сопря­женную с построением новых интегральных образов, как про­ектирующую действительность, которой еще нет ("Проект опы­та, идущий навстречу ему"). Тем самым он, анализируя своеоб­разие биологических объектов, наделял их особой формой ак­тивности, впоследствии названной Н. А. Бернштейном детер­минацией, "потребным будущим", модель которого предваряет актуальное действие.

Монистический взгляд на человека и его место в природе сочетался в мышлении Ухтомского с принципиальным антиредукционизмом. По его убеждению, к каким бы глубоким сдви­гам в познании мироздания ни вела новая физика (идеи кото­рой он вносил в биологию), ни одна человеческая проблема ее теориями не объяснима. Живая система характеризуется негэн-тропийностью: чем больше она работает, тем больше берет на себя энергию из среды. Самый могучий деятель — человеческий организм. Он способен дать "такой рабочий результат, такие последствия, которые на долгое время заставят вспоминать эту индивидуальность".

С переходом в "мир людей" поведение, организуемое доми­нантой, становится качественно новым. Здесь каждый индивид самоценен, уникален. Личностное начало входит в творимую людьми оболочку планеты, названную Вернадским (посещав­шим в 20-х годах лекции Ухтомского) ноосферой. Но Вернадс­кий определял ее по параметру интеллекта (отсюда и сам тер­мин). Для Ухтомского же планетарное явление — это не только

14*

211

мысль, но и великое многообразие лиц, преобразующих мир энергией своих доминант и создающих в нем особую "персоносферу". Здесь опять-таки сказалась одна из особенностей его когнитивного стиля — антиредукционизм.

Существенную роль играли его поглощенность двумя далеко отстоящими друг от друга, но в его творчестве неизменно со­пряженными сферами, а именно сферой физико-технических представлений о мире и сферой нравственно-религиозных (хри­стианских) ценностей. Идея цельности "пространства-времени" побуждала под таким же углом зрения осмыслить процессы в физиологическом субстрате, объяснение которых априорно ско­вывалось локализацией трех координат.

Преодолевая подобную схему, он выдвинул приобретшую известность также и за пределами физиологии (в частности, у одного из слушателей его лекций, знаменитого литературоведа М. М. Бахтина) концепцию "хронотопа" как единства простран­ственно-временной организации процессов поведения (охваты­вающих в нераздельности интроцентральную нейродинамику и образ среды активности организма). Внутренне-мотивационной духовно-нравствейной позицией Ухтомского была и его кон­цепция "доминаты на лицо (т. е. личность) другого" в сочета­нии с понятием о другом человеке как "заслуженном собесед­нике". Понятие "собеседования" означало не простой обмен ре­чевыми знаками, но общение, имеющее личностный подтекст.