Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sheynov_V_P__Manipulirovanie_soznaniem.doc
Скачиваний:
319
Добавлен:
24.05.2015
Размер:
4.25 Mб
Скачать

Эффект присутствия

Еще одним фактором, повышающим уровень послушности является физическое присутствие персоны, обладающей властью.

[61]

Милграм обнаружил, что в случаях, когда экспери­ментатор сам не присутствовал в комнате, а передавал приказы по телефону, количество полностью послушных испытуемых становилось менее 25 %.

Более того, многие из тех, кто продолжал эксперимент, хитрили: они применяли электроразряды меньшей интенсив­ности, нежели полагалось, ни разу не признавшись экспери­ментатору, что нарушали инструкцию. Это гуманная попытка некоторых индивидов отвечать ожиданиям легитимной власти и в то же время свести к минимуму боль, которую они причи­няют другим.

Это напоминает поведение некоторых летчиков, которым поручалась бомбардировка деревень (кишлаков, аулов), и они, не желая, с одной стороны, выказывать открытое неповиновение приказу, а с другой — приносить вред гражданскому населению, сбрасывали бомбы на открытые поля рядом с населенными пун­ктами, указанными на картах в качестве целей бомбометания. Сочувствие пилотов потенциальным жертвам бомбардировки производит особенно сильное впечатление, если принять во вни­мание фактор удаленности и анонимности: летчик находился вы­соко в небе, на большом расстоянии от жителей тех деревень и не мог видеть страдания жертв бомбежки.

Эффект близости

Милграм обнаружил также, что, чем дальше испытуемые «учителя» находятся от «ученика», тем легче они подчиняются командам со стороны персоны, обладающей властью.

Когда испытуемые могли видеть «ученика», только 40 % из них продолжали пытку током (сравните это с 62 % тех, кто мог только слышать крики «ученика», находившегося в «состоянии агонии»).

В ходе эксперимента было обнаружено, что, когда вместо опускания ручки рубильника на панели генератора, стоявшего в соседней комнате, от испытуемых требовали находиться ря­дом с «учеником» и прижимать его руку к электроду, уровень послушания падал до 30 %.

Таким образом, непосредственное наблюдение за мучения­ми другого человека может уменьшить послушание. К сожале­нию, смертоносное оружие, используемое в современных вой­нах

[47]

(например, самонаводящиеся ракеты), настолько отдаляет нападающих от их потенциальных жертв, что облегчает дости­жение состояния безразличия к страданиям невинных живых мишеней.

Безумство храбрых

Более трети испытуемых даже в первом эксперименте Милграма все-таки оказали неповиновение. История хранит вдох­новляющие примеры подобного мужества. Великая Отечест­венная война дала многочисленные примеры неповиновения на советских территориях, оккупированных немецкими войс­ками. Наиболее заметное проявление такого неповиновения — уход в партизаны.

На территории оккупированной немцами Европы такое не­повиновение было не столь массовым, но тем не менее органи­зовалось в движение Сопротивления.

В некоторых европейских странах, например в Норвегии, Дании, есть особые «музеи свободы», экспонаты которых рас­сказывают о заслугах немногочисленных героев, оказывавших сопротивление нацистским оккупантам в годы Второй мировой войны. Однако, какими бы впечатляющими ни были подобные примеры храбрости, они не должны вводить нас в заблуждение: тенденция слепого послушания власти всепроникающа.

Многие из нас, попадая в такие музеи и с сочувствием от­носясь к тому, о чем рассказывают экспозиции, думают, что и мы тоже способны на подобное мужество. Мы охотно прибе­гаем к мифу о собственной независимости. Например, когда испытуемых в эксперименте Милграма попросили предсказать свои действия, те, побуждаемые собственными ценностями и Я-концепциями, заявили, что остановили бы эксперимент на уровне умеренных величин разрядов. Однако описанные выше исследования дают возможность убедиться, как сильно воздействие реальной ситуации может повлиять на ценности и Я-концепции.

Американским студентам был задан вопрос: стали бы они продолжать эксперимент до самого конца? Только один из них дел утвердительный ответ, все остальные были убеждены, что не будут повиноваться инструкциям экспериментатора. Под­нявший руку человек был ветераном вьетнамской войны, и он-то знал

[63]

каково это на самом деле — испытывать давление обсто­ятельств. На собственном горестном опыте ему пришлось убе­диться, насколько уязвимыми мы можем быть перед давлением определенных ситуаций.

Это действительно так. Мы не только с трудом противо­стоим давлению, заставляющему нас наносить вред другим людям, но и часто пассивно бездействуем, когда нам представ­ляется возможность помочь им, находя при этом благовидные оправдания [12].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]