Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс АФК / Психогимнастика в тренинге.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

КАТАЛОГ

Н. Ю. Хрящева С. И. Макшапов

Часть I тренинг партнерского общения

Психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы

На сегодняшний день не существует общепринятого оп­ределения понятия «тренинг», что приводит к расшири­тельному толкованию метода и обозначению этим терми­ном самых разных приемов, форм, способов и средств, ис­пользуемых в психологической практике.

Термин «тренинг» (от англ, train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определени­ям тренинга. Ю. Н. Емельянов (1) определяет его как груп­пу методов развития способностей к обучению и овладе­нию любым сложным видом деятельности.

Тренинг определяется и как способ перепрограммиро­вания имеющейся у человека модели управления поведени­ем и деятельностью (8). Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации, направ­ленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организа­ции и требованиями деятельности (9).

В отечественной психологии распространены определе­ния тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петров­ская (5) рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие зна­ний, социальных установок, умений и опыта в области меж­личностного общения», «средство развития компетентно­сти в общении», «средство психологического воздействия».

Г. А. Ковалев (3) относит социально-психологически и тре­нинг к методам активного социально-психологического обуче­ния как комплексного социально-дидактического направления.

Б. Д. Парыгин (6) говорит о методах группового кон­сультирования, описывая их как активное групповое обу­чение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррек­цией Я-концепции и самооценки.

В настоящее время для определения тренинга наиболее часто используется термин «психологическое воздействие». В работах С. И. Макшанова показано, что адекватность этого термина определению тренинга как метода можно признать лишь отчасти: как понятия, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодейст­вия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие «воздействие» не отражает его цель и результат, который определяется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может служить целью тренин­га и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате. Предложенный С. И. Макшановым термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений, относящихся к динамике психо­логических феноменов человека и группы, отражает про­цессуальные и продуктивные характеристики тренинга, под­черкивает «субъект-субъектный» характер тренинга, эф­фективность которого связана с принятием ответственно­сти за происходящее в тренинге как ведущим его специали­стом, так и участником, заказчиком тренинга.

В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организа­ции с целью гармонизации профессионального и личност­ного бытия человека (4).

Считается, что впервые тренинговые занятия, направ­ленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получил' название Т-групп (7). В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнару­жить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных ин­дивидов, встретившихся с целью исследовать межличност­ные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской меж­групповых отношений привела к основанию в США Нацио­нальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была

создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.

В Т-группах обучали управленческий персонал, менед­жеров, политических лидеров эффективному межличност­ному взаимодействию, умению руководить, разрешать кон­фликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его са­моидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили назва­ние групп сенситивности.

В конце 60-х—начале 70-х гг. Т-группы и группы сенси­тивности получили широкое распространение в условиях ор­ганизаций. Основной целью их использования было улажива­ние конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также опти­мизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий семнадцатилетний опыт развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в нелабо­раторных условиях, рост исследований и развитие теории.

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманис­тической психологии К. Роджерса движение тренинга соци­альных и жизненных умений (social/life skills training), кото­рый применялся для профессиональной подготовки менед­жеров в целях их психологической поддержки и развития. В тренинге жизненных умений использовались три ос­новные модели, определяющие своеобразие подхода к уча­стникам тренинга.

Первая модель опирается на семь категорий жизнен­ных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения само­управления и развития Я-концепции.

Вторая модель выделяет четыре категории жизненных умений, являющихся целью тренинга: межличностное об­щение, поддержание здоровья, развитие идентичности, ре­шение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самокон­троля, межличностных отношений, самопонимания, финансо­вой самозащиты, самоподдержки_и концептуализации опыта. В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, назван­ный им социально-психологическим тренингом. Средства­ми тренинга выступали ролевые игры с элементами драма­тизации, создававшие условия для формирования эффек­тивных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей про­мышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стра­не монография, посвященная теоретическим и методологи­ческим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г. (5).

Этот метод активно применяется в работе с детьми, роди­телями, профессионалами социономической группы, руково­дителями предприятий и организаций. Опыт его использова­ния отражен в трудах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А Ковалева, X. Миккина, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др.

Общая цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть кон­кретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, фор­мированием умений, навыков, развитием установок, опре­деляющих поведение в общении, перцептивных способнос­тей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия чело­века, его вербальные и невербальные проявления (2).

Одним из условий успешной работы тренинговой груп­пы является рефлексия ведущим той задачи, которая реша­ется в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне либо установок, либо умений и навыков, либо пер­цептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффектив­ность воздействия, а с другой стороны, вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процес­се тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специ­фических принципов. Дадим им краткую характеристику.