Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bekhruz_Kh_Sravnitelnoe_pravovedenie.docx
Скачиваний:
506
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.96 Mб
Скачать
  1. Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований

Концептуальные подходы (идеи), как отмечает В.П. Малахов, являются исходными суждениями о предмете, его программны­ми предположениями. Они выступают в качестве узловых мо­ментов в организации интеллектуального процесса познаватель­ной деятельности и заключают в себе всевозможные богатства содержания предмета исследования. Концептуальные подходы (идеи) относятся к конкретному предмету, хотя они рождаются вне теории данного предмета1.

П.М. Рабинович определяет концептуальный подход как построенную на общих мировоззренческих категориях аксиома­тическую идею, которая является постулатом общей стратегии исследования, отбор исследуемых фактов и интерпретацию ре­зультатов исследования1.

Таким образом, концептуальные подходы (идеи) отражают методологические основы познания, которые выполняют роль про­жекторов, освещающих путь исследователя к постижению объек­та исследования. В рамках концептуальных подходов может быть использована определенная система методологических принци­пов, методов.

В структуре методологии сравнительно-правовых иссле­дований целесообразно выделить целый ряд концептуальних под­ходов, в частности — цивилизационный, герменевтический, акси­ологический и антропологический.

    1. Цивилизационный подход

Одним из востребованных концептуальных подходов (идей) в методологии сравнительно-правовых исследований, сформиро­вавшихся в рамках цивилизационной теории, является цивили­зационный подход, согласно которому центральной категорией выступает цивилизация. Существуют различные определения этого понятия, каждое из которых отражает философское, со­циологическое или историческое направления общественного знания.

Большинство исследователей считают, что понятие «цивилиза­ция» впервые возникло в концепциях «общественного договора» в конце XVIII в. Особый интерес в этом отношении представляет труд А. Фергюсона «Опыт истории гражданского общества»2 (1767 г.), в котором рассматривается переход от дикости и варвар­ства к цивилизации. Цивилизация возникает как новый высший

  1. Філософія права: проблеми та підходи: Навч. Посібник / За заг. Ред. П.М. Рабі- новича. — л.: Юрид. Фак. Львівського нац. Ун-ту ім. І.;Франка, 2005. — с. 86.

  2. См.: Фергюсон а. Опыт истории гражданского общества. В 3 т. / Пер. С англ. — сПб., 1812.

этап истории человечества, вследствие необходимости обуздания опасных для целостности общества противоречий и создания того способа существования, который позволит человечеству жить и развиваться дальше1.

Но, несмотря на распространенность данного утверждения, необходимо отметить, что еще задолго до этого, в XIV в., на необходимость использования цивилизационного подхода при изучении общественной жизни, частью которой, естественно, является и правовая жизнь, обратил внимание известный араб­ский философ, историк, экономист Абд ар-Рахман Ибн Халдун (1332—1406 гг.). В частности, он отмечал, что различные состо­яния общественной жизни необходимо объяснять с позиций ци­вилизационного подхода, который может служить объяснением фактов, связанных с жизнью общества. Более того, как отмеча­ют исследователи его деятельности, вероятно, Ибн Халдун был первым, кто ввел в научный обиход понятие «цивилизация», и был первым мыслителем, который посмотрел на исторический процесс с цивилизационной точки зрения, и в соответствии с этим определил задачу истории не только в описании смены поколений общества, но и в изучении цивилизационных особен­ностей различных народов1. Таким образом, отсчет применения цивилизационного подхода необходимо начинать не с конца

  1. в., а с XIV в. и связывать с именем Ибн Халдуна.

По мнению А. Дж. Тойнби, каждая цивилизация представляет собой своеобразную попытку единого, великого, общечеловечес­кого творчества, а если смотреть на нее ретроспективно, это — своеобразный пример единого, великого, общечеловеческого опыта2. Цивилизации у него представляются как типы человечес­ких сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области культуры. А. Дж. Тойнби утверждал также, что если идти от Греции и Сербии, пытаясь понять их историю, то приходишь к православному христианству или византийскому миру. Если на­чинать путь с Марокко и Афганистана, то неизбежно придешь к исламскому миру»3.

Большое внимание раскрытию понятия цивилизации и зако­номерностям ее формирования и развития уделяет С. Хантингтон. По его мнению, цивилизация — это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обы­чаи, институты, а также субъективная самоидентификация лю­дей (так, житель Рима может характеризовать себя как римля­нина, итальянца, христианина, европейца, человека западного мира). Цивилизации — это уникальные ценностные миры, и, именно поэтому, люди различных цивилизаций по-разному смот­рят на отношения между Богом и людьми, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значи­мости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии1.

Таким образом, цивилизацию можно определить как социаль­но-историческую структуру сложившихся общностей, характери­зующихся идеологическими, религиозными, культурными, мо- рально-нравственными особенностями формирования, отражаю­щими переход человечества от варварства к новому, более упоря­доченному уровню развития.

В настоящее время наблюдается тенденция использования ци­вилизационного подхода при изучении государственно-правовых явлений, в том числе правовых систем. Использование цивилиза­ционного подхода предполагает отказ от применения принципа европоцентризма, который заключается в узком подходе к анализу всемирной истории, что является следствием недостаточ­ности знаний об истории других народов и чувства превосходства над другими, незападными цивилизациями. На этой основе транс­формация представлений о праве и государстве в рамках цивили­зационного подхода имеет самое непосредственное отношение к объективному изучению правовой панорамы мира вообще, и различных правовых систем в частности, что является глав­ным условием достижения объективных результатов исследова­ний и в наибольшей степени соответствует реалиям правового развития.

Цивилизационный подход дает возможность рассматривать ис­торию человечества как многовариантный процесс. Соответствен­но, использование данного подхода в сравнительном правоведе­нии позволит, с одной стороны, сделать наше видение эволюции правовых систем более многомерным. С другой стороны, последо­вательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной рав­нозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех пра­вовых систем.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет выявить как уникальность, так и равноценность не только различных цивилизаций, но и правовых систем. Данный подход указывает не только на различия между правовыми традициями и системами, но и открывает новые горизонты правовой аккультурации в рам­ках диалога правовых систем.