Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книга помощник врача смп.doc
Скачиваний:
1788
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
2.56 Mб
Скачать

Основные правила проведения закрытого массажа сердца:

  1. Больной должен находиться на твердой основе для предупреждения возможности смещения его тела под усилиями рук массирующего (пол или низкая кушетка), при возможности ноги больного следует приподнять на 25 - 40 градусов.

  2. Зона приложения силы рук реанимирующего располагается на нижней трети грудины, строго по средней линии, реанимирующий может на­ходиться с любой стороны от больного.

  3. Для проведения массажа кладут одну ладонь на другую и произво­дят давление на грудину в зоне, расположенной на 7 - 10 см вы­ше места прикрепления к грудине мечевидного отростка (Рис. 4) выпрямленные в локтевых суставах руки массирующего располагают­ся так, чтобы давление производило только запястье.

Рис. 4. Закрытый массаж сердца: а – точка приложения рук, б – техника массажа.

  1. Компрессия грудной клетки производится за счет тяжести тела врача, смещение грудины по направлению к позвоночнику (глубина прогиба грудной клетки) должна составлять 4 - 6 см.

  2. Частота сжатия грудной клетки - 80-100 в 1 мин, продолжитель­ность сжатия должна составлять половину продолжительности цикла массажа.

  3. Вдувание воздуха в легкие должно проводиться одновременно с сжатием грудной клетки, частота 10 - 12 в 1 мин. Перерывов во вдувании через каждые 5 циклов массажа делать не следует.

Такой режим возможен при проведении реанимационных мероприятий двумя лицами. Если помощь оказывает один человек, то вынужденно сохраняется прежнее правило: после двух быстрых нагнетаний воздуха в легкие больно­го проводится 10 - 12 компрессий грудной клетки. Массаж грудной клетки можно проводить со спины - в том случае, когда остановка сердца прои­зошла в положении на животе, а поворот больного по каким-либо причинам невозможен. Техника проведения массажа при этом изменений не претерпе­вает, правда, осуществлять искусственную вентиляцию легких становится труднее.

Обязательным условием проведения массажа сердца является постоян­ный контроль за его эффективностью. Критериями эффективности массажа следует считать:

  • изменение цвета кожи - она становится менее бледной, серой, цианотичной;

  • сужение зрачков, если они были расширены, с появлением их реак­ции на свет;

  • появление пульсового толчка на сонной и бедренной артериях, а иногда - и на лучевой артерии;

  • определение артериального давления на уровне 60 - 70 мм рт. ст. при измерении на плече,

  • иногда - появление самостоятельных дыхательных движений.

При наличии признаков восстановления кровообращения, но при от­сутствии тенденции к сохранению самостоятельной сердечной деятельнос­ти массаж сердца проводят либо до достижения необходимого эффекта (восстановление эффективного кровотока), либо до стойкого исчезнове­ния признаков жизни с развитием симптомов смерти мозга.

При отсутствии признаков восстановления кровотока, несмотря на проведение массажа сердца в течение 25 - 30 минут, больного следует признать умершим и реанимационные мероприятия можно прекратить.

Сроки прекращения реанимационных мероприятий зависят от причины скоропостиж­ной смерти, длительности полной остановки кровообращения и дыхания, а также эффективности реанимационного пособия. Благоприятный исход ожив­ления, исчезновение бледности кожи и вслед за этим возобновление сер­дечной деятельности предвещают быстрое восстановление рефлекторной ак­тивности. С появлением отчетливой пульсации на артериях массаж сердца прекращают, а продолжают только ИВЛ до восстановления спонтанного адекватного дыхания.

Неэффективность закрытого массажа может быть обусловлена рядом ошибок:

  • проведение массажа больному, который лежит на мягкой пружинящей поверхности,

  • неправильное положение рук реанимирующего, что приводит к пере­лому ребер и неэффективности массажа,

  • слишком малая или чрезмерная сила нажатия на грудину, в первом случае массаж будет неэффективен, во втором - возможна травма грудной клетки (перелом грудины и ребер) и ее органов,

  • длительный, более 5 - 10 с, перерыв в массаже для проведения дополнительных диагностических или лечебных мероприятий, что способствует постепенному нарастанию гипоксии мозга и миокарда и уменьшает возможность достижения окончательного успеха реа­нимации.

  • проведение массажа без одновременной ИВЛ, в этом случае массаж бесполезен, так как кровь в легких не оксигенируется.

Лекарственные средства, применяемые при реанимации, должны попасть в коронарные сосуды, поэтому они должны вводиться в сосудистое русло. Наиболее распространен внутривенный путь введения. Предпочтительнее использовать центральные вены. При внутривенном введении вслед за ле­карственным средством необходимо ввести 20 - 30 мл любого раствора (0,85% раствора натрия хлорида, 5% раствора глюкозы и др.) с целью протолкнуть его как можно ближе к сердцу.

Такие препараты, как адреналин, лидокаин, атропин могут вво­диться в трахею: либо через тонкий катетер и интубационную трубку, ли­бо путем пункции перстневидно-щитовидной мембраны. При внутритрахеаль­ном введении доза препарата увеличивается в 2 - 3 раза, а сам он раз­водится в 10 - 20 мл любого (см. выше) раствора для облегчения вса­сывания в сосуды малого круга.

Особо следует остановиться на внутрисердечном способе введения, который применялся в течение многих лет. В настоящее время большинство специалистов не рекомендуют прибегать к нему из-за вероятности разви­тия тяжелых осложнений. Когда возможен другой (внутривенный, интрат­рахеальный) путь, к внутрисердечным инъекциям прибегать не следует. Если же использовать эти пути невозможно, следует вспомнить и о внутрисердечном введении. Такое введение чревато развитием осложнений, но, во-первых, их появление можно предупредить, во-вторых, если внутрисердечные инъекции не применять, то осложнений, конечно, не будет, но не будет и надежды на восстановление жизнедеятельности такого больно­го. И еще один аргумент в пользу внутрисердечного введения: лекарствен-ные препараты попадают в левый желудочек, откуда путь к коронарным сосудам - самый короткий. Шприц, соединенный с длинной (10 - 12 см) иглой, вкалывают в пятое межреберье, на 2 см. левее левого края грудины и продвигают в глубь тканей при постоянном потягивании поршня шприца на "себя" (Рис. 5). При появлении в шприце крови лекарство быстро вводят, иглу извлекают и продол-жают проведение СЛР, перерыв в которой

Рис. 5. Пункция сердца для введе- допустим только на время пункции.

ния лекарственных веществ.

Возможные осложнения и пути их профилактики:

1. Ранение иглой ткани легкого с последующим развитием напряжен­ного пневмоторакса. Предупредить это осложнение можно, прекратив вду­вание воздуха в легкие на момент пункции. При этом легкое спадается, и вероятность его повреждения сводится к нулю.

2. Возможно ранение коронарного сосуда с последующим развитием инфаркта в зоне его васкуляризации. При правильной пункции - пятое межреберье - возникновение этого осложнения маловероятно, так как в этой зоне крупных коронарных сосудов практически нет.

3. Нельзя исключить возможность развития тампонады сердца вследс­твие поступления в полость перикарда крови через пункционное отверстие. Опять-таки, если пункцию проводить в пятом межреберье, то мощная мышца левого желудочка во время систолы прикрывает это отверстие, а затем оно быстро облитерируется.

Следует помнить, что внутрисердечный путь введения - крайняя мера, к которой можно прибегать только при отсутствии дру­гих возможностей.

Первым из лекарственных средств в процессе реанимации применяется адреналин. Во-первых, он вызывает повышение периферического сопротив­ления, (альфа-адреномиметический эффект), а это, в свою очередь, приводит к росту давления в аорте и улучшению коронарного и мозгового кровообращения. Во-вторых, адреналин улучшает проведение возбуждения по сердцу, обменные процессы в нем и расширяет коронарные сосуды (бе­та-адреномиметический эффект), что способствует восстановлению самос­тоятельной сердечной деятельности.

Взрослому человеку вводят 1 мг адреналина через 3 - 5 мин на про­тяжении всего периода реанимации.

В процессе умирания значительно возрастает тонус парасимпатичес­кой нервной системы. Для снижения реакций и защиты холинореактивных рецепторов используют М-холинолитики, прежде всего, атропин. Одновре­менно происходит усиление эффекта симпатомиметиков и эндогенных катехоламинов. Атропин вводят внутривенно в 0,1% р-ре 1 мл (1мг) и повторно в той же дозе каждые 3 - 5 мин до общей дозы, не превышающей 3 мг. Ат­ропин может оказывать действие при асистолии и брадикардии.

Что касается применения натрия гидрокарбоната, то его введение показано только в том случае, когда сердечная деятельность не восста­навливается в течение 15 - 20 мин эффективной сердечно-легочной реани­мации.

При повышенной проницаемости тканевых барьеров кальций может выз­вать повреждение сердечной мышцы и способствует прогессированию невро­логических расстройств. В настоящее время введение кальция (3 - 5 мл 10 % раствора кальция хлорида внутривенно) показано только при разви­тии гиперкалиемии, гипокальциемии или передозировке антагонистов каль­ция.

В ходе реанимации применяются и глюкокортикоидные гормоны, кото­рые повышая чувствительность бета-адренореактивных структур миокарда к катехоламинам и нормализуя проницаемость клеточных мембран, способству ют восстановлению сердечной деятельности. Используют преднизолон в дозе 60 - 90 мг внутривенно и другие препараты в аналогичных дозах. При необходимости препарат применяют повторно.

Сердечные гликозиды при острой остановке кровообращения бесполез­ны, а аналептики центрального действия (кордиамин, коразол)- вредны, так как они резко увеличивают потребность головного мозга и миокарда в кислороде и не оказывают кардиотонического действия.

При фибрилляции (и тяжелой желудочковой тахикардии) незаменимым средством является лидокаин.