Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТЬ 1 АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Указ Петра I о награждении кабардинских послов

Дати его великого государя жалованья присланным от князя Александра Бековича Черкасского узденям двум человеком Султан-Алею Абишеву да Азармасу Окову денег по сту рублев, по два касека камок, по 5 пар соболей по 7 рублей пара, да третьему таварыщу их Темирю Окорту денег 50 рублев, 2 пары соболей по 5 рублей пара, косяк камки из государственного Посольского приказу от расходу великого государя. Указ о том прислан из Риги ноября 28 дня нынешняго 1711 году за приписанием руки государственного канцлера кавалера графа Гаврила Ивановича Головкина.

РГАДА. Ф. 115. Кабардинские дела. 1711 г. Д. 3. Л. 12.

1712 Год. Июля 10

Отписка Казанского губернатора П.М. Апраксина в Посольский приказ о приезде из Кабарды князя А.Б. Черкасского и кабардинских послов

Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю [т]. В нынешнем 1712 году июня в 20 день в твоей великого государя отчине в Астрахани явились в приезде с князь Александром Бековичем сыном Черкасским Большие Кабарды владельцов Атаг-Жуки, да Рослан-бека, да Татархана князей Черкасских уздени их Батырь-Мурза Выков с товарыщи 17 человек. И били челом тебе, великому государю, а в Астрахани и в Приказной полате подали челобитную за рукою, а в челобитной их написано: посланы они к тебе, великому государю, от Большой Кабарды ото владельцов, князей Черкасских с нужными письмами, чтобы ты, великий государь, пожаловал, велел их из Астрахани отпустить к тебе, великому государю, к Москве. И по тому их челобитью вышеозначенных узденей Батыря-Мурзу с товарищи 17 человек, дав им твое, великого государя, жалованья против прежних таких отпусков, из Астрахани к тебе, великому государю, к Москве до Саратова водяным путем, а Саратова сухим путем на подводах отпустили. А приехав к Москве велели им, узденям, явитца в твоем государственном Посольском приказе государственному тайному советнику и ковалеру графу Гаврилу Ивановичю Головкину да государственному подканцлеру барону Петру Павловичю Шафирову.

Вашего царского величества нижайший раб

Петр Апраксин с товарыщи.

Июля 10 дня 1712 году.

Отметка о подаче: 1712 г., сентября в 30 день подал князь Александр Бекович Черкасской.

Пометы: Взять к отпуску и выписать. Тако ж для ведома послать с сей отписки список в поход.

РГАДА. Ф. 115. Кабардинские дела. 1712 г. Д. 1. Л. 1 об. – 2.

1712 Год. Ранее сентября 30

Листы кабардинских владельцев Петру I с донесением о победе над войском нурадина султана, с жалобой на Казанского губернатора П.М. Апраксина, не пришедшего им на помощь, с просьбой о выдаче им жалованья и возвращении бежавших на Терек и в Астрахань людей

ПЕРЕВОД С ТАТАРСКОГО ПИСЬМА С ЛИСТА, КАКОВ ПИСАЛИ К ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ПЕТРУ АЛЕКСЕЕВИЧЮ [т] КАБАРДИНСКИЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ С УЗДЕНЯМИ СВОИМИ З БАТЫРЕМ-МУРЗОЮ ВЫКОВЫМ С ТОВАРЫЩИ, В НЫНЕШНЕМ 1712 ГОДУ СЕНТЯБРЯ В 30 ДЕНЬ.

Божиею милостью пресветлейшему и державнейшему великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю [т] кабардинские князья Хатачик Араслан-бек, и Татархан-бек с братьями своими долговечного здравия желаем. Потом всеа Рос[с]ии самодержавному великому государю, вашему величеству, объявляем: по вашему, великого государя, указу з грамотою, присланной от вашего царского величества, брат наш князь Александр Бекович к нам в сторону приехав, твой великого государя указ и письма вручил в целости. и потом мы известны стали, что в той твоей, великого государя, грамоте писано, дабы мы послужили тебе, государю, и службу свою верно показали, и стали против недругов ваших, турка и крымского хана и татарского салтана, и против их бы войск стать и биться, а нам Аюка-хан с калмыками и донские и яицкие и терские казаки будут помогать. Також де в грамоте вашей написано, как впредь сего ваше, великого государя, жалованье братьям нашим присылано бывало, так и нам обещано, и изволяете нас от крымских и от иных недругов оберегать.

А крымцы по все годы многим собранием, войском своим нас бивали, а мы перед ними за собою отнюдь вины не знаем, и не их холопи; только насилием своим и обидами хотят нас привесть под свое владение, и в том нам от них зело трудно. Вам, великому государю, известно буди, что мы прежде служили вам, великим государем. И братьям нашим прежде сего указное ваше, великих государей, жалованье бывало. А когда крымские ханы с нами учинились в недружбе и в неприятельсве, и тогда наши братья к вам, великим государем, посылали от себя посланцов с письмами и з жалобою, что крымцы на нас нападают безвинно и от вашей страны отбивают. И те посланцы наши в те времена к вашему царскому величеству недопускиваны и поварачиваны з дороги назад в нашу сторону.

Ныне просим вашего величества, когда мы о нужнейших делех письма будем чрез посланцов своих посылать, и тех посланцов наших повелите вы, великий государь, принять и явить их брату нашему князю Александру Бековичу, а он будет вам, великому государю, обо всем доносить. А как брат наш князь Александр Бекович, приехав к нам, сказал ваш, великого государя, милостивый указ, дабы мы вашему величеству служили и были за вами, и мы все, кабардинские князи, присягу и клятву дали истинно в том, что нам быть в подданстве и сколько можем служить всегда вам, великому государю, готовы. Брат же наш князь Александр Бекович, уверил, что вы, великий государь, в забвении нас не учините, и обнадежил милостивым вашим, великого государя, жалованием. И мы по объявлению ево всенамерение положили на том, что против присланного вашего, великого государя, указу все исполнять, потом по указу вашему, хотя и противно стали против веры нашей, и на войска нурадына салтана, в котором было пятнадцать тысяч, мы били боем и рубили саблями; в который поход ходили на Кубань з братом нашим князь Александр Бековичем, и сколько мочь наша была, за милостию божиею вам, великому государю, служили. И ис того войска нурадына салтана несколько побили до смерти, иных в реке потопили, а сам он, нурадын салтан, ранен насилу ушел. После того бою на Кубани многое время стояли близ неприятеля и что мы учинили, о том от себя с ведомостью послали посланцов своих к боярину вашему Апраксину и дабы и он ведомость, что у него учинилась, к нам прислал. И он, ведомости нам не дав, пошел назад; а мы ожидали от него ведомости и жили несколькое время. По обещанию нашему намерение было такое, чтоб Апраксину приходить на Кубань с Азовской стороны, а нам, черкесским войскам, идти горскою стороною; и главной над войски боярин ваш, не дав нам ведомости и не исполняя обещания, возвратился назад.

И о том мы зело опечалились, для того, что будто мы стали ему ненадежны, и в том на него пеняли. Крымцы нас более и сильнее. А которой народ черкеской здесь обретается около гор, и о состоянии их брату нашему князю Александру Бековичу известно. Которые близ Кубани живут народи, и оных народов не допустили х кубанцом, в соединение с нами. Вашему царскому величеству хотели службу свою показать, ежели б боярин ваш, который был главной в войску, мало помешкал. А он, не помешкал немало, пошел назад, а естли бы он помешкал, то един бог весть, что не един бы татарин на Кубани не остался. И от города Тамани, который у Черного моря, до Кабарды, и от Кабарды до Терка, которые живут у гор народи, все бы те вашему величеству поддались. Которых наперед сего посылали мы от себя посланцов к вам, великому государю, и те посланцы наши, получа вашего высокого величества милость, к нам возвратились, за что вам, великому государю, премного благодарствуем и за ваше многолетное здравие молебствовали. Прислан вашего царского величества указ к брату нашему князь Александру Бековичю, чтоб он к вам ехал. И объявил он нам вашу великого государя милость, что вы нас своих подданных, не оставите, и на всякой год своим жалованием определите, за что мы до капли крови нашей вам, великому государю, служить намерены.

Ныне просим у вас, великого государя, милости, буде крымцы или кубанские татары, также и иные недруги наши станут нам какие озлобления и обиды чинить или на нас войною учнуть приходить, чтоб здесь в стороне Аюка-хан с калмыки своими и терские казаки нам в такое время всякое вспоможение чинили. И о том повели, государь, послать к ним свои, великого государя, указы. Сколько мочи нашей будет, кровь свою проливать готовы, и душ своих не пожалеем, а буде мочи нашей против крымцов стоять не станет, в том на нас не изволь гнева своего держать, для того что Крымская Орда сильнее нас и войска у них премного. А ежели нынешним временем от вас, великого государя, помощи нам не будет, то пуще они нас вконец разорят.

А естли ныне твоя, великого государя, милость к нам явитца и от неприятелей наших даст бог свободу и здравие, вовеки тебе, великому государю, служить желаем. А они, крымцы, издавна на нас злобились, а ныне и наипаче нас хотят разорить и погубить, что мы поддались служить вам, великому государю християнскому, и на них ходили войною, и в том вельми нас ставят пуще прежняго недругами; только хотя от них, крымцов, какая и злоба и обиды нам будут. Однакож для вас, великого государя, примем всякую нужду и терпеть будем до указу вашего царского величества. Да мы ж просим милости у вас, великого государя, которые люди от нас черкеские от нас бегут и живут на Терке, а ныне в Астрахани, и тех людей своих просили мы; однако ж нам их не отдают и чинят в том обиду. И для отдачи нам тех людей просим у вас, великого государя, об указе. Повели, государь, послать свои, великого государя, указы, чтоб тех людей наших нам отдали, а они истинно люди наши черкесские.

Потом вам, великому государю, долговечного щастливого жития желаем.

Лета 1125 году месяца раббеля в первых числех, писане в Кабарде.

Пометы; 1) на л. 24 – На надписи великого государя именование и титло писано против тово, как и в лице.

2) на л. 19 – Поправленной перевод с листа кабардинского.

РГАДА. Ф. 115. Кабардинские дела. 1712 г. Д. 1. Л. 19–24. Перевод.