Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТЬ 1 АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
2.42 Mб
Скачать

1734 Год. Апреля 25

Выписка из доношений генерал-лейтенанта князя Людвига ланд графа Гессен-Гомбургского в Коллегию иностранных дел о поло­жении на юго-восточных границах России

Генерал-лейтенант князь Людвих лант граф Гессенгомбургской, в до-ношениях своих в Коллегию иностранных дел из крепости Святого Креста прошлого 1733-году доносил.

В 1-м от 31 августа. Кабардинские владельцы и наминат полковник Юшков в доношениях своих к нему писали, что августа 22 дня приехал к ним от Дундук Омбы с требованием от него князя Гессенгомбургского обнадеживания и грамоты ея императорского величества и желает при свидании с кабардинскими князья­ми и с присланным ево обратитца вскорости в подданство ея императорского величества, но по прежнему требованию ево наминат полковника и по пред-ствалению оных кабардинских владельцов грамота ея императорского вели­чества к нему послана августа 20-го числа.

В 2-м от 20 сентября.

Сентября 17 дня номанат подполковник Юшков ис Кабарды писал, что посланные ево и кабардинских владельцов от Дондук Омбы возвратились и объявили, что Думбук Омбу наехали они по сей стороне внизу реки Кубани в урочище Желанкечу и при нем тамо видели лехких кибиток с шесть сот или больше, а улусы ево кочуют ниже того места в урочище Алтысу. И означен­ные де посланные, прибыв, что им приказано было от Юшкова по силе дан­ной ему инструкции объявили, что он Дундук Омбо с великим охотным бла­годарением принял и объявил им яко он возвратитца к стороне ея царского величества и кочевать в прежних местах веема желает, токмо де в ныненшнее время кочевать и договору делать никак невозможно, понеже де кубанская орда ныне в зборе для проходу х Кабарде. Да и хан крымской ис Крыму вы­ступил и с тамошними орды следовал на кубанкую сторону и при нем де Дундук Омба обретаетца немало мурз крымских и кубанских и салтаны де к нему присылали, чтоб он и Дундук Омбо дая своих людей, хотя тысячи с две, в чем он отказал и в том посланных от него Юшкова по своей вере обнаде­жил, что не дает, а пошлет де токмо для ведомостей человек с пятдесят или шездесят и не держав 3-х часов оных присланных обратно к нему Юшкову отправил и приказал ехать с поспешением, якобы для вышеозначенных уве­домлений, а когда де Крымцы и кубанцы успокоятца, тогда он Дундук Омбо пришлет к тамошней стороне людей своих и кочевать де тогда к Волге со всем будет. А простой де народ к Волге кочевать весьма желает, понеже там помирают они з голоду.

В 3 от 30 сентября.

Номинат полковник Юшков пишет, что он прежде сего к Дундук Омбе не поехал, что кабардинские владельцы к ним ехать опасались за замешанием с крымской стороны, а ныне де кабардинские владельцы не едут за отделени­ем Дундук Омбы к Азову.

Апреля 25 дня 1734 году.

АВПРИ. Ф. 115. Кабардинские дела 1734 г. Д. 3. Л. 1–2.

1736 Год. Апреля 13

Грамота императрицы Анны Ивановны кабардинским владельцам с предложением итти в поход с дон­скими казаками на закубанцев137, отвлекая их от Азова

1736 году апреля в 13 день отправлена от е. и. в. грамота х кабардин­ским владельцам без подписи следующего содержания:

Получено здесь чрез обретающегося в улусех калмыцких донского старшину Данилу Ефремова доношение ваше к нашему императорскому величеству, присланное ко оному с узденями вашими Темирем и Актув-заном, в котором вы доносите о постоянной вашей к нам подданической верности и что у вас с ханом крымским произошло во время последняго его в Персию походу; и особливо для каких причин принуждены вы были с ним, ханом, примирение учинить с таким уговором и до того вре­мяни, пока у нас с турками мир содержитца. А когда между обоими сто­ронами война произойдет, то в таком случае и вы с ним, ханом, оное примирение нарушить имеете; мы, усмотри из того о покорном вашем за­свидетельствовании о непременной вашей к нашему императорскому величеству подданической верности, приемлем то со всемилостивейшим нашим удовольством, и обнадеживаем сею нашею императорскою грамо­тою, что мы вас, яко верных своих подданных, содержим всегда в нашей склонной милости и защшцении.

И понеже вам небезизвестно есть какие с турской стороны от хана и татар крымских и кубанских из давных лет, несмотря на имеющей между обоими государствами вечного мира трактат, нашим подданным пограничным жителем повсегодными и частыми нападениями превели­кие обиды и разорения, как побитием и забранием в плен множественнаго числа людей, так и пограблением имения и скота, безпрерывно чинены, також де и вам, подданным нашим, непрестанно от оных многие обиды и безпокойства продолжались. И хотя с нашей стороны при турском дворе многократно представлении чинены с требованием в том сатисфак­ции и хану и татаром от таких продерзостей унятия и запрещения. Но от турского двора не токмо ничего в том к поправлению не воспоследовало, но наипаче от времяни до времяни от хана и татар самые миронаруши-тельные и неприятельские к нашей стороне поступки, нападении и неснос­ные подданным нашим разорении произошли; и сверх того от турок и татар к сильному нападению на наши границы великие приуготовления учинены, и для упреждения того их злаго намерения, повелели мы в за-щищение и оборону своего империя против турок и татар оружие наше употребить. И к тому вся наша армея при границах в готовости обре­тается и часть из оной уже пред некоторым времянем к Азову отправлена для осады оного города, о чем к вам от нашего ген.-фельтмаршала графа фон Минниха оттуду з Дону прямо чрез письмо ево обстоятельно сообщено с требованием, чтоб вы, собрався с своими военными людьми и совокупясь с отправленным от него, ген.-фельдмаршала, на кубанскую сторону з донскими казаками, старшиною Иваном Краснощековым, шли на Кубань и на тамошних татар и на протчих турецких подданных напа­дение чинили, и оных до того не допускали, чтоб они при осаде от наших войск Азова не мешались. И хотя мы без сумнения надеемся, что вы по верной своей подданической к нам должности от помянутого военного похода не отречетесь, однакож чрез сию нашу грамоту вам всемилостивейше подтверждаем, дабы при настоящем толь потребном и способном времяни вы, немедленно вооружась, со всеми своими войски из Кабарды в поход вступили.

И сообщась з донским старшиною Краснощековым, над кубанцами и другими подданными турскими, для отмщения им приключенных вам толь многих обид и разорений, сильные действа, яко над неприятелями нашими, чинили и всякими способы старались их, кубанщш, не токмо к сикурсу Азова не допустить, но и весьма разорить и искоренить., и чрез то себе от оных безпокойных соседей полную за все обиды сатисфакцию и впредь вечную безопасность в пребывании вашем получить.

Еже ныне при настоящем случае с нашими донскими казаками и кал­мыками толь свободно и возможно будет в действо произвести, даонеже в нынешнее лето кубанцы ис Крыму никакого вспоможения ожидать уже не имеют.

Но каким образом вам удобнее противу кубанцов и других неприя-телей действа производить, в том во всем надлежит вам поступать по сношению и согласию со оным донским старшиною Краснощековым и по письмам и наставлениям вышепомянутого нашего ген.-фельтмаршала графа фон Минниха и других наших генералов. А для сего вашего воин­ского походу оной ген.-фельтмаршал имеет указ наш, прислать к вам наше денежное жалованье, и можете вы быть благонадежны, что мы вас впредь за ваши к вам верныя и усердные службы вящим нашим импера­торским жалованьем всемилостивейше наградить не оставим.

Приписка: Такова оригинальная, отправлена при указе Войска Дон­ского к старшине Даниле Ефремову вышеписанного ж числа.

АВПРИ. Ф. 115. Кабардинские дела. 1736 г. Д. 1. Л. 911. Отпуск.