Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
obshiy tekst.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
5.1 Mб
Скачать

2.9.2. Политическое развитие и внутрипартийная борьба в 1930-е годы.

Характер изменений в политической системе СССР в 1930-е гг. определяется как утверждение тоталитаризма. В эволюции сталинского тоталитаризма выделяются 4 этапа: 1) 1923 – 1934 гг. – время становления сталинизма, формирование его основных тенденций; 2) середина 1930-х гг. – до Великой отечественной войны – период реализации сталинской модели общественного развития и создание бюрократического аппарата власти; 3) Великая отечественная война 1941 – 1945 гг. – время частичного отступления сталинизма; 4) 1946 – 1953 гг. – апогей сталинизма, перерастающий в кризис системы.

Для периода 1930-х гг. характерна противоречивость политического развития СССР. С одной стороны, шел процесс расширения и законодательного закрепления демократических преобразований, с другой – усилилась репрессивная роль государства.

Показате­лем первого процесса стали принятие Конституции СССР 1936 г. и выборы в Советы в 1937-1939 гг. Вопрос о новой Конституции СССР впервые был поднят в начале 1935 г. Комиссию для пересмотра действующей Конституции возглавил И. В. Сталин. Конституция 1936 г. должна была отразить важный этап в истории Советского государства: построение социализма. Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Конституция 1936 г. всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни; свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием. Земля колхозов, передавалась им в вечное пользование.

Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась). Двухпалатный Верховный Совет СССР становился высшей законодательной властью в стране. В конституции предусматривалось равенство палат Верховного Совета. Правительство страны сохраняло свое название – Совет народных комиссаров СССР. СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Конституция закрепила новый состав субъектов союзного го­сударства: общее число союзных республик было увеличено с 7 до 11. Казахская и Киргизская автономные республики преобра­зовывались в союзные. Одновременно ЗСФСР упразднялась, и Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики непосред­ственно входили в состав СССР.

Конституция утвердила всеобщую воинскую обязанность. Служба в Красной Армии провозглашалась почетным долгом всех граждан СССР.

В декабре 1937 г состоя­лись выборы в Верховный Совет СССР. В январе 1938 г. первая сессия Верховного Совета СССР избрала Президиум Верховного Совета, предсе­дателем которого стал М. И. Калинин; образовала союзное прави­тельство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. М. Молотовым. В конце 1930-х гг. было создано более 20 новых союзных наркоматов. Москва сосредоточила в своих руках руководство почти всеми отраслями экономики. Экономические права и финансовые возможности союзных республик были резко ограничены в пользу союзного центра.

В марте 1939 г. в Москве состоялся XVIII съезд ВКП(б), на ко­тором Сталин выдвинул положение о возможности построения коммунизма в одной стране, в СССР, в условиях «капиталистиче­ского окружения». Поэтому на съезде Сталин резко осудил, как «вредные и ошибочные», взгляды об отмирании государства при социализме, о свертывании и ослаблении государственных органов. Таким образом, политическое развитие СССР с конца 1920-х гг. свидетельствовало об усилении партийно-государственного вмешательства во все стороны жизни общест­ва.

Внутрипартийная борьба и «большой террор». Внутрипартийная борьба не прекратилась после идейно-политическго разгрома «левой» и «правой» оппозиций. Наоборот, в 1930-е годы она усилилась, но формы ее изменились. Глубокие социально-экономические преобразования, начатые с конца 1920-х гг. и повлекшие трагические последствия для широких слоев населения, вызвали сопротивление в партии «гене­ральному курсу» ЦК ВКП(б). Если на протяжении 1920-х гг. оппозиция выступала и отстаивала свои взгляды открыто, то с конца 1920-х гг., в условиях преследования инакомыслия, выступления и организации оппозиции стали тайными.

Главного идеолога и организатора антисталинской оппози­ции высшее руководство СССР видело в высланном за границу и лишенном советского гражданства Л. Д. Троцком. Борьба с инакомыслием в партии в 1930-е гг. также велась под знаме­нем борьбы с троцкистами. Летом 1940 г. в далекой Мексике агентом НКВД был убит Л. Д. Троцкий. Но обвинение в троцкизме на десятилетия стало самым страшным для советского коммуниста.

В 1930-1932 гг. пример тайного сопротивления режиму показал М. Н. Рютин, бывший секретарь Краснопресненского райкома партии Москвы. Он подготовил большую теоретическую ра­боту «Сталин и кризис пролетарской диктатуры». На ее основе он написал манифест-обращение «Ко всем членам партии». Чле­ны созданного М. Н. Рютиным нелегального «Союза марксистов-ленинцев» обвинили руководство ВКП(б) и лично Сталина в предательстве мировой революции, в проведении форсированной, ударившей по рабочим и служащим, индустриализации и насильственной коллективиза­ции; в «чудовищном обнищании масс». Они призвали к сверже­нию Сталина и «его клики». В сентябре 1932 г. практически все члены «Союза» (30 человек) были арестованы, исключены из партии, приговорены к различным срокам заключения, а впо­следствии расстреляны.

Новый этап внутрипартийной борьбы развернулся на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. В официальных выступлениях всех делегатов съезда пелись дифирамбы победе генерального курса ЦК на коренную перестройку страны, выдающемуся вкладу И. В. Ста­лина в эту победу. Однако во время тайных выборов ново­го состава ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов (около 300). Более того, некоторые из них предложили С. М. Кирову баллотироваться на пост секретаря ЦК ВКП(б), пост генерально­го секретаря ликвидировать, а И. В. Сталина переместить на пост председателя СНК СССР. Это стало известно Сталину, который решил любой ценой искоренить тайную партийную оппозицию, потому что она могла собрать большинство голосов делегатов и отстра­нить его от власти. Поводом к расправе над оппозицией стало убийство 1 декабря 1934 г. С. М. Кирова. Началась серия новых чисток партии. С этой целью провели в 1935-1936 гг. обмен пар­тийных билетов.

Вершиной расправы стали массовый террор и открытые судебные московские процессы 1936-1938 гг. над ста­рой большевистской гвардией. 19 августа 1936 г. начался первый Московский процесс – дело так называемого «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Основными обвиняемыми были Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев. Кроме прочих обвинений, им приписывалось убийство С. М. Кирова и заговор с целью убийства И. В. Сталина. По делу был вынесен смертный приговор, почти сразу же приведенный в исполнение. В январе 1937 г. состоялся второй Московский процесс – дело так называемого «Парал­лельного антисоветского троцкистского центра» (К. Б. Радек, Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников и др.), который обвиняли в попытках свергнуть советскую власть, в организации покушений на ее лидеров, в сотрудничестве с Германией и Японией. В феврале-начале марта1937 г. были арестованы Н. И. Бухарин и Рыков. Началась перестановка кадров, были смещены старые партийные работники, обновлено около 20% руководящего состава районных и местных парткомов. В мае – июне 1937 г. проходила «чистка» командного состава армии и республиканского партийного руководства. Полностью были заменены штаты наркоматов. Подверглись репрессиям сотрудники Коминтерна.

2 – 13 марта1938 г. состоялся третий Московский процесс – дело так называемого «Правотроцкистского антисоветского блока» (Бухарин, Рыков и другие). Подсудимые (21 чел.) обвинялись в убийстве С. Кирова, отравлении В. Куйбышева и М. Горького, в заговоре против Сталина, саботаже в промышленности, шпионаже. 18 обвиняемых были приговорены к смертной казни.

На февральско-мартовском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП(б) И. В. Сталин зая­вил, что до 1930-х гг. «враги народа» находились вне комму­нистической партии, а в 1930-е гг. они проникли во все органи­зации партии. Он повторил свой вывод 1928 г. об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Единственным, кто вслух возразил И. В. Сталину, был член ЦК нарком здравоохранения СССР Г. Н. Каминский. «Так мы перестреляем всю партию», – заявил он в июне 1937 г. на очередном пленуме ЦК, за что и был арестован. Выступление И. В. Сталина явилось обоснованием массовых ре­прессий против коммунистов, трагическим символом которых стал 1937 г. («ежовщина»). По данным историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных за два года (1937 – 1938) составляет около 700 000 человек.

Репрессии коснулись командных кадров Красной армии. 11 июня 1937 г. в Верховном Суде слушалось «дело Тухачевского» или дело «антисоветской троцкистской военной организации» – дело по обвинению группы крупных советских военачальников в организации военного заговора с целью захвата власти. По делу обвинялись: маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, Р. П. Эйдеман , В. К. Путна, Б. М. Фельдман, В.М. Примаков, Я. Б. Гамарник. Сведения, приводимые историками по численности репрессированных в армии колеблются от 13 369 чел. (В. Д. Данилов) до 31 411 чел. (В. Г. Клевцов). Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что «в том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел».

Репрессии проводились и против целых народов. В 1937 г. вышло постановление о выселении из дальневосточного края проживающего там корейского населения. Необходимость данной меры мотивировалась возможной засылкой на Дальний Восток корейских и китайских шпионов.

К своему XVIII съезду (1939 г.) партия пришла единомыслящим организмом. Ее официально ста­ли называть «партией Ленина-Сталина». В 1938 г. и по ноябрь 1939 г. часть исключенных из партии была оправдана (10 %) и восстановлена в рядах ВКП(б). Но репрессии не прекратились. В конце 1938 г. НКВД возглавил 39-летний Л. П. Берия. Особенностью новой волны террора стало привлечение к ответственности ис­полнителей прежнего репрессивного курса, в т.ч. бывших наркомов внутренних дел Г. Г. Ягоды и Н. И. Ежова.

Таким образом, с конца 1930-х гг. режим личной власти Сталина достиг вершины. Адми­нистративно-командная система управления страной приобрела деспотические формы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]