Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник Отечественная война 1812 г.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
4.61 Mб
Скачать

Башкиры в отечественной войне 1812 года

Наиболее массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан.

После вторжения наполеоновской армии в пределы России в мечетях оглашали Манифест императора Александра I и предписание с призывом об обороне Отечества.

В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом; на войну вместе с мужьями шли даже женщины.

С началом Отечественной войны 1812 г. мусульмане собрали в пользу армии 500 тысяч рублей и отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Вскоре было сформировано свыше 30 башкирских и татарских полков по 500 рядовых в каждом, были в русской армии и отряды крымских татар. В командный состав этих воинских формирований входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1 — 2 писаря и 10 пятидесятников. Также при каждом полке постоянно находился мулла. Воины имели традиционное для них вооружение и 2 коня.

И.А. Новиков,

к.и.н., доцент ЧГПУ (г.Челябинск)

Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии

2012 год – юбилейный: 1150-летия официального создания российской государственности (при всей спорности и дискуссионности призыва варягов на Русь и воцарения Рюрика в Великом Новгороде), 400-летие изгнания интервентов из Москвы и 200-летие Отечественной войны 1812 года. Известный советский историк Н.А. Троицкий назвал 1812 год – великим годом России [1]. 1812 год – год рождения самосознания россиян, поднявшего дубину народной войны против захватчиков. 1812 год – предшественник восстания декабристов 1825 г., именно благодаря Отечественной войне и последовавшим заграничным походам русской армии произошло рождение самосознания дворянства, который положил начало освободительному движению в Российской империи, завершившемуся созданием в 1906 г., Государственной Думы, установлению думской монархии и в конечном итоге Февральской революцией и свержением монархии.

В Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии большую роль сыграл наш южноуральский край: боевые подвиги на полях сражений оренбургских казаков и башкирских «амуров», рекрут в Уфимском пехотном и драгунском полках, снабжение армии пушками и ядрами, денежная помощь участникам войны и пострадавшим от нее губерниям [2]. Не только под Бородино, Тарутино и Малоярославцем решалась судьба России, но и в тылу, в том числе и на южноуральских металлургических заводах, ковавших высококачественный металл и отливавших различную военную продукцию. От качественного и бесперебойного снабжения армии зависел успех сражений. Южноуральцы своим отношением к военным событиям подтверждали отечественный характер войны 1812 года. Тем более, что в начале XIX века Урал занимал лидирующие позиции по выплавке металла не только в Российской империи, но в мире. Брендом уральской металлургии являлся демидовский соболь, но не меньшую роль в российской металлургии играл и наш южноуральский край.

Однако вклад металлургической промышленности Южного Урала в разгром армии Наполеона практически не нашел отражения в современной литературе по истории нашего края [3]. Небольшая информация приведена в учебном пособии «Историческое краеведение» [4], а статья в областной энциклопедии [5] посвящена вкладу металлургических заводов всего Урала, а не только Южного, что, по нашему мнению, не дает возможности представить цельной картины, да и вычленить информацию довольно сложно. Нельзя полностью согласиться и с утверждением екатеринбургского историка В.А. Ляпина, что в ходе Отечественной войны 1812 г. уральские заводы не играли значительной роли в снабжении армии артиллерийскими орудиями. По его мнению, отливка орудий была возобновлена перед самой Отечественной войной. За 1811-1812 гг. было отлито 1883 орудия, основная масса которых была отправлена в сибирские и южные крепости [6]. Точка зрения В.А. Ляпина частично опровергается данными о выпуске военной продукции на южноуральских заводах, которые содержатся в различных фондах архивов Екатеринбурга, Златоуста и Челябинска. При написании статьи мы использовали материалы указанных архивов, а также документы, опубликованные в ранее вышедших сборниках [7].

Вступая в XIX век, Россия занимала ведущее место в мире по выпуску металлургической продукции. Однако переход Англии на использование минерального сырья привел к снижению себестоимости и к возможности производства чугуна и железа в большом количестве, что заметно снизило спрос на русский металл. В результате железо, ранее вывозившееся за границу, стало посту­пать на внутрироссийский рынок. Произошло затоваривание: продукция не могла найти своего покупателя и оседала на торговых складах Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. В результате произошло снижение цен на продукцию заво­дов в среднем на 30-40% [8]. Вместе с тем для покрытия образовавшихся в бюджете брешей правительство увеличило горную подать, которая исчис­лялась с чугуна. Это привело к сокращению выплавки чугуна. В 1810 г. его выпуск по сравнению с 1801 г. упал на 14% [9]. Чтобы не попасть в число банкротов, южноуральские заводчики вы­нуждены были пойти на сокращение выпуска продукции или его переориентации на военные нужды.

Начавшаяся же в 1804 г. перестройка и ре­конструкция казенных заводов совпала с очередной реорганизацией системы управления. Правительство вынуждено было принимать энергичные меры для очередного рывка горнозаводской промышленности на пороге нового кризиса во внешней политике. Переход в 1811 г. Златоустовских заводов в казенное ведомство необходимо рассматривать именно в этом ракурсе. Тем более, что Златоустовский завод уже специализировался на выпуске военной продукции, а долги заводов дело второстепенное, что доказал в новейших исследованиях Е.Г. Неклюдов: «явное желание властей замять это дело позволяют предположить, что у правительства в 1811 г. имелись свои резоны вернуть в казенную собственность заводы с налаженным военным производством. Это подтверждают также спешка и секретность, в условиях которых осуществлялась передача заводов казне [10]. Обер-гиттенфервальтеру Клейнеру, назначенному главноуправляющим, была дана секретная инструкция, которой предписывалось, что «поелику Кнауф начал литье орудий, то поручаю вам работу сию не только поддерживать, но и употреблять все меры к разпространению и усовершенствованию оной в самоскорейшем времени. Равномерно начните немедля литье артиллерийских снарядов, особенно бомб, бранскуглей и гранат»[11].

Металлургические заводы выпускали самую разнообразную «железную» продукцию. Выплавлялось 1/5 часть общероссийского объема чугуна. Производилось полосовое, «осьмигранное», «четверогранное», широкополосное, «плющильное», листовое, круглое и сортовое железо, которое отправлялось на оружейные и литейные заводы в Тулу, Казань, Сестрорецк, Луганск. В 1811 г. заводы получили заказы военного и морского министерств на выпуск орудий и снарядов. Заводы производили все виды снарядов, применявшиеся русской артиллерией: бомбы 5 и 2-х пудовые, 24, 12, 6 и 3-х фунтовые; гранаты 20, 10 и 6-ти фунтовые; кнепели, брандскугели и картечь № 1 – 8. Военные заказы выполняли казенные [12] заводы Златоустовского горного округа (Златоустовский, Саткинский, Кусинский); частновладельческие заводы горных округов: Кыштымского (Кыштымский, Каслинский, Нязепетровский), Сергинско-Уфалейского (Уфалейский), Катав-Ивановского (Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановский) и Симского (Симский и Миньярский).

Ядра, бомбы, гранаты и картечь изготовляли Катав-Ивановский, Юрюзань-Ивановский, Симский и Нязепетровский заводы; пушки – Златоустовский, Саткинский и Кусинский. В 1811 г. Златоустовские заводы изготовили 93 пушки, из которых военным ведомством было принято 52. В 1812 г. – должны были отлить 120 орудий в год, но, выполняя определенную норму, сверх запланированного Златоустовский завод должен был дополнительно отлить в 1811 г. 29 орудий. В 1814 г. из-за невозможности выполнить заказ на орудия Екатеринбургскими заводами его возложили на Златоустовские заводы [13]. На Кыштымских заводах отливка снарядов началась в апреле 1811 г. [14] По определенным нарядам уральские заводы отлили снарядов 293027 пудов в 1811 г., 180207 пудов – в 1812 г. и 292383 пуда – в 1813 г., а за трехлетие – около 760 тысяч пудов [15].

Центральная и местная власть употребляла всевозможные меры и средства к точному выполнению и перевыполнению определенных заказов. Пермское горное правление производило «неослабный надзор» за выполняемой отливкой и склоняло заводчиков выполнить к весеннему каравану 1812 г. не только определенную обязанность 1811 г., но и досрочно приготовить как можно больше орудий и снарядов, предназначенных к выполнению в наряд 1812 г. Заводчикам предоставлялась широкая инициатива в досрочном выполнении заказов на снаряды. Это особенно предписывалось Златоустовскому заводу, отливавшему артиллерийские чугунные орудия и железные поддоны. 24 ноября 1811 г. Пермское горное правление предписывало Пермскому берг-инспектору Томилову производить за этим неусыпный надзор, особенно в условиях передачи заводов от А.А. Кнауфа в казенное содержание, а также за тем, чтобы Томилов осуществлял контроль за «неусыпным смотрением» артиллерийских чиновников при заводах, заводских исправников и земских судов, что «отливка снарядов производится безостановочно, с соблюдением нужных правил, чтоб отливаемые снаряды выходили все годными к употреблению» [16].

Чтобы поднять на других уральских заводах производительность труда, Пермское горное правление ставило в пример Симский завод Бекетовой, который сумел выполнить наряды по артиллерийским снарядам к 26 марта 1813 г., отлив 9048 различных ядер, 900 трехпудовых бомб общим весом в 8033 пуда [17].

Военный инженер, подполковник Бикбулатов после посещения южноуральских заводов писал Пермскому берг-инспектору Томилову, что на Златоустовском, Симском и др. заводах орудия и снаряды отливаются «со всею требуемою точностью и аккуратностью» и «с большой поспешностью» [18].

Рапорт Пермского берг-инспектора об окончании работ по наряду 1813 г. (об отливке и сдаче в казенное ведомство снарядов Катав-Ивановским, Симским и Юрюзань-Ивановским заводами) свидетельствует, что частновладельческие заводы Южного Урала также успешно освоили производство снарядов, и заказ был выполнен досрочно [19].

Таким образом, возникнув во второй половине XVIII века, горнозаводская промышленность Южного Урала сыграла большую роль в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии, не только в выплавке железа и меди, но и в производстве боеприпасов. Несмотря на значимость изучения экономических аспектов в разгроме армии Наполеона, в т.ч. и роли металлургической промышленности Южного Урала, для более полной и цельной картины данного процесса необходимо продолжить исследование материалов по данной теме.