Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
igpb_ekz.docx
Скачиваний:
45
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
244 Кб
Скачать

84. Кодификация отраслевого законодательства бсср в 1920 – 1930-х гг.

29 марта 1923 г. на основании российских законодательных актов ЦИК БССР принял Земельный кодекс (ЗК) республики (он был введен в действие с 15 апреля 1923 г.). Наряду с объявлением земли исключительно гос. собственностью и предоставлением крестьянам права пользования ею при условии ведения хозяйства своим трудом в кодексе говорилось о бессроч­ном пользовании землей и праве крестьян избирать любую форму землеполь­зования. В искл. случаях допускался вспомогательный наемный труд при условии сохранения хозяйством своего трудового характера. ЗК закрепил формы землепользования, не предусматривая общинного земле­пользования, поэтому не допускались уравнительные переделы земли. Земля закреплялась в постоянное трудовое пользование за с/х объединениями, а после выдачи соответствующих документов - за отдельны­ми землепользователями. Землепользование нормировалось, и комиссариату земледелия БССР поручалось установление предельной нормы крестьянско­го землепользования. С 1 апреля 1925 г. Президиум ЦИК вво­дит в действие на всей территории республики новый ЗК БССР, внеся определенные изменения в ЗК 1923 г.

Принятый СНК Лесной кодекс БССР вводится в действие с 1 августа 1924 г. В ЛК говорилось о едином лесном фонде, все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины, являют­ся гос. собственностью. Закон закрепил централизованное управ­ление лесами, имеющими респуб. значение, за лесными органами Наркомзема и выделил леса местного значения, которые передавались в бессроч­ное пользование земельным общественным с/х коммунам и другим объединениям трудовых землепользователей.

ГК 1923 г. Гос. соб-сть получила абсолютную исковую защиту. Ее можно было истреб. из любого незаконного владения. Срок исковой давности был неогранич. Объявлялись недейст-ыми сделки, кот. влекли явный ущерб для гос-ва. Закрепил общее правило неотчуждаемости гос. предприятий в собственность частных лиц. В соответ­ствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение бездействующих предприятий.

Закон разрешал развитие кооперативной соб-сти и до­пускал в известных пределах частнохозяйственную деят-сть. Частным лицам предоставлялось право открывать промышленные и торговые пред­приятия с обязательным соблюдением норм, регул. промышленную и торговую деят-сть. Всем гражданам предоставлялось право соб-сти на немуниципализированные строения,орудия и средства производ­ства. Частным предприятиям, разрешалось переда­вать по наследству, заключать не запре­щенные законом договоры.

Установленный ГПКпорядок отправ­ления правосудия по гражданским делам определял участие суда и прокуратуры в разрешении гражданско-правовых споров. Закон, прежде все­го, защищал интересы государства, хотя заботился и об имущественных ин­тересах граждан.

Значительные изменения и дополнения были внесены в ГПК поста­новлением ЦИК и СНК БССР от 2 февраля 1929 г. Была закреплена обязанность судьи разрешать дела в соответствии с законами СССР и БССР и постановлениями местных органов власти. Суд был не вправе отказать в разрешении дела из-за отсутствия или неполноты закона. В процессуальном законе уста­навливалась возможность применения «аналогии права». Законом определялись основа­ния, по которым допускалось отступление от принципа гласности. Суду предоставлялось право рассмотрения в определенных случаях дела при неявке одной из сторон.

Трудовое право БССР В соответствии с КЗоТом основной формой при­влечения рабочих и служащих к труду являлся индивид. трудовой договор. Были подтверждены нормы о 8-часовом рабо­чем дне, о сокращенном рабочем дне на подземных работах, в отраслях про­мышленности, вредных для здоровья, на ночных работах и для лиц моложе 18 лег, а также предусмотрены меры по охране труда. Отдельная глава кодекса была посвящена профсоюзам, перед кот. были поставлены новые задачи в связи с пере­водом государственных предприятий на хозрасчет и разрешением деятельно­сти частных предприятий.

В области уголовного правав 20-х гг. на территории БССР применялись различные законодательные акты РСФСР: «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г., декреты СНК РСФСР. С 1 июля 1922 г. постановлением ЦИК БССР был введен в действие в БССР УК РСФСР. С 1924 г. кодекс стал официально называться УК БССР. Кодекс включал в себя Общую и Особенную части. Общая часть регла­ментировала пределы действия УК, общие начала применения наказания, определялись меры, роды, виды наказаний и других мер социальной защиты, устанавливался порядок отбывания наказания.

Целью УК объявлялась защита трудящихся от преступле­ний и общественно опасных элементов. УК имел обратную силу действия, так как распространил свое действие на все преступления, не рассмотренные в судебном порядке до введения УК. В нем допускалась возможность приме­нения закона по аналогии.

Особенная часть состояла из восьми глав. I. Государственные (контрре­волюционные и против порядка управления) преступления. И. Должностные (служебные) преступления. III. Нарушение правил об отделении церкви от государства. IV. Преступления хозяйственные. V. Преступления против жиз­ни, здоровья, свободы и достоинства личности. VI. Имущественные преступ­ления. VII. Воинские преступления. VIII. Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок.

Возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет. За ряд пре­ступлений (контрреволюционных, бандитизм и др.) УК предусматривал выс­шую меру наказания - расстрел. Значительная часть преступных деяний (хищение социалистической собственности, основная масса хозяйственных и должност­ных преступлений и др.) каралось лишением свободы. За отдельные виды преступных действий явились отстранение от должнос­ти и изгнание из пределов республики на определенный срок или бессрочно.

Дальнейшее развитие уголовного законодательства БССР было связано с принятием 31 октября 1924 г. общесоюзных «Основных начал уголовного зако­нодательства СССР и союзных республик». В связи с этим началась раз­работка нового УК БССР, который был введен в действие с 15 ноября 1928 г. В новом кодексе отсутствовало деление на Общую и Особенную часть и первые 4 раздела в основном воспроизводили нормы основ уго­ловного общесоюзного зак-ства. Основной задачей закон считал судебно-правовую защиту социалисти­ческого гос-ва от общественно опасных деяний путем применения к правонарушителям мер соц. защиты. УК предусматривал возможность аналогии за­кона.

В ст. 5 УК БССР 1928 г. преступления разделялись на две кате­гории: 1) направленные против основ советского строя; 2) все остальные. За преступления второй категории кодекс предусматривал высший предел наказания. Мерами соц. защиты являлись: 1) объявление врагом трудящихся с лишением граж­данства БССР или иной союзной республики и тем самым гражданства СССР с изгнанием навсегда из государства; 2) лишение свободы со строгой изоля­цией; 3) лишение свободы без строгой изоляции; 4) принудительные работы без лишения свободы; 5) полное или частичное поражение прав; 6) удаление из СССР на определенный срок; 7) ссылка и высылка; 8) увольнение с должности с запрещением или без запрещения занимать ту или иную должность; 9) запре­щение занятий той или иной деятельностью или промыслом; 10) общественное порицание: 11) конфискация всего или части имущества; 12) штраф; 13) предос­тережение. За наиболее тяжкие преступления, угрожающие основам советского строя, допускалось применение расстрела.

В январе 1930 г. были введены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за злостное невыполнение постановлений и правил, обеспечивающих успешную коллективизацию сель­ского хозяйства (лишение свободы до трех лет с выселением или без выселе­ния), за агитацию и пропаганду, содержащую призывы к совершению пре­ступлений, препятствующих проведению коллективизации и др.

В 1932 г. был принят Закон СССР «Об охране имущества государствен­ных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (соци­алистической) собственности». В преамбуле закона утверждалось, что «об­щественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) яв­ляется основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматрива­емы как враги народа...». По этому закону хищение социалистического иму­щества даже при смягчающих обстоятельствах каралось лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества.

В 1933 г. принимается Закон СССР «Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредительские акты», даю­щий возможность за «акты вредительства» карать жестокими мерами уголов­ной ответственности.

В 1934 г. на основании общесоюзного Положения о преступлениях госу­дарственных 29 июня 1934 г. постановлением ЦИК БССР в УК БССР был введен новый состав преступления - измена Родине (шпионаж, выдача воен­ной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или пере­лет за границу), за что предусматривался расстрел с конфискацией имуще­ства.

7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР устанавливают уголовную ответ­ственность с 12-летнего возраста за кражи, убийство или попытку соверше­ния убийства, причинение телесных повреждений, иные формы насилия.

Начиная со второй половины 1930-х годов проявилась тенденция к рас­ширению круга преступных деяний. Была введена уголовная ответственность женщин за производство аборта: за самовольный проезд в товарных поездах и др.

2 октября 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление об увеличении срока лишения свободы с 10 до 25 лет за опасные государственные преступ­ления. В 1939 г. был ликвидирован институт условно-досрочного освобожде­ния из мест заключения. Уголовное законодательство ориентировало судеб­ную практику на общее усиление репрессии.

Уголовно-процессуальное законодательствоБССР развивалось также в соответствии с теми же общими принципами усиления уголовной репрессии. 30 марта 1923 г. ЦИК БССР утвердил и с 15 апреля ввел в действие УПК, который подробно регламентировал подсудность и порядок разрешения уголовных дел в Высшем суде республики, трибуналах, уточнил стадии процесса, расширил полномочия органов дознания и др.

В связи с принятием в 1924 г. Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, а также в связи с изменениями в судебной системе БССР в УПК 1927 г. были внесены столь значимые изменения, что его стали рас­сматривать как УПК БССР 1927 г. В статьях кодекса говорилось о повыше­нии роли прокуратуры, об изменении мер пресечения (исключался залог, лич­ное и имущественное поручительство, вводилось поручительство обществен­ное) и т.д. Устанавливалось уголовное судопроизводство на белорусском языке.

В 1928-1929 гг. в науке советского уголовного процесса получили рас­пространение идеи «упрощения и ускорения уголовного судопроизводства и освобождения его от всяких формальностей». В связи с этим были внесе­ны изменения в законодательство, отменявшие распорядительные заседа­ния суда; предание суду фактически потеряло значение самостоятельной стадии процесса и слилось с окончанием предварительного следствия; суду было предоставлено право сокращать судебное следствие; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за 24 часа до рассмотрения дела в суде; дело могло слушаться без участия прокурора и защиты, кассационное об­жалование приговора, как и подача ходатайства о помиловании, не допуска­лось; решение суда о применении высшей меры наказания приводилось в исполнение немедленно и др. Главным и решающим доказательством вины стал факт признания обвиняемого своей вины. В 1937 г. с целью облегчения и ускорения получения признательных показаний следственные органы офи­циально получили право на применение к арестованным физических мер воздействия.

Развитие уголовно-процессуального законодательства в таком направ­лении явилось следствием массовых репрессий населения в условиях тотали­тарного режима.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]