Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (шпоры).doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
633.86 Кб
Скачать

25. Белорусская философия XI-XIX веков

Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологически, т. е. как богопознание. На территории Беларуси распространялись произве­дения, общие для русской, украинской и белорусской культуры ("Слово о законе и благодати..." митрополита Илариона, "Поуче­ние" князя Владимира Мономаха, молитвенные стихи, поучения, притчи белорусского просветителя Кирилла Туровского и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством мо­литвы — таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Но так же задолго до христианства существовала глубинная народная культура – фольклор. Для неё было характерна тесная связь с мифологией . В конце XVI в. появилось первое печатное издание молитв этого патри­арха восточнославянских литератур, призывавшего к любви и духовному единению людей.

В XIV–XVI веках формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 года белорусский язык был официально узаконен как государственный язык ВКЛ.

Франциск Скорина (1490-1551) пропагандировал идеи про­свещения, гуманизма и свободомыслия на белорусском языке, способствовал становлению национально-патриотического само­сознания белорусского народа. Он подчеркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Этот выдающийся просветитель и белорус­ский первопечатник писал о человеческом бытии как высочай­шей самоценности. Человека рассматривал в трёх измерениях: Как существо разумное; нравственное; общественное. По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних,, "познавать мудрость и истину", заниматься науками. Без мудрости и без добрых обычаев невозможно достойно жить "людям посполитым" на земле. И в этом взгляды Скорины совпадают со взгля­дами наиболее видных гуманистов Европы.

В 1522 г. громко заявило о себе ренессансное поэтическое слово Беларуси. В этом году выдающийся поэт-гуманист и про­светитель Николай Гусовский создал в Риме свою знаменитую "Песню о зубре..." Гусовский выступил не только как поэт, но и как выразитель передовых для своего вре­мени общественно-политических и эстетических взглядов, как популяризатор истории и культуры белорусских земель. Зубр в поэме — это аллегория родного края, символ его могущества.

Преемником традиций Скорины стал Сымон Будный. Деятель­ность Вудного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также изда­ние в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и оригинального произведения "Оправдание грешного человека перед Богом". Свобода мысли белорус­ского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие ду-"ши и загробный мир. Выступая сторонником рационально-на­туралистического подхода к религиозно-философским вопро­сам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для ко­торой прежде всего было характерно обращение к человеческо­му разуму.

В истории развития политических учений в Беларуси вид­ное место занимает Андрей Волан — фило­соф и правовед, идеолог реформационного движения. Основные труды: "О полити­ческой или гражданской свободе", "Речь к сенату", "О государе и его особых качествах". Сущность государства Волан определял исходя из учения Аристотеля. В основе учения Волана о праве лежит "право натуры", т.е. естественное право. Отправным пунктом в определении сущ­ности и назначения права он считал справедливость — "никому не делать обиды, каждому отдать то, что ему принадлежит". Гуманистическая направленность воззрений Волана особен­но ярко прослеживается в его учении о врожденных свойствах "человеческой натуры". Важнейшим из них мыслитель считал стремление к свободе и равенству. По степени их воплощения в реальность он определял совершенство общества. Волан при­шел к выводу, что "поистине свободными можно назвать жите­лей только такого государства, где право в равной степени всем служит".

Идея правового общества и государства получила обоснова­ние в произведениях Льва Сапеги. Его социаль­но-политические и историософские взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г. Философ считал, что назначение права — пре­сечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. В "Предисловии" к Статуту Сапега подчеркивал, что если го­сударь отступает от своей обязанности и заботится только о лич­ных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: "Где правит человек по своему усмотрению, там господ­ствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Бог". Сапега был сторонником юридического просвещения граж­дан. Он считал, что гражданин, который своей свободой похваля­ется, а "прав своих знать и понимать не хочет", заслуживает осуждения и презрения.

Казимир Лыщинский. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде "О несуществовании Бо­га". За что и был казнён. Отрицание существования Бога — основное и высшее дости­жение атеистической мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая соци­альная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении рели­гией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского — вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

Печат­ное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкая праўда", революционные ин­струкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-пад шыбельцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и те­оретических положений. Резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. Публицистика в газете "Мужыцкая прауда" свидетельство­вала об определенной зрелости национального движения. Од­нако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, от­бросившей общество в его национальном развитии на несколь­ко десятилетий назад. Лучшие представители демократичес­кой интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печа­тать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.

В 1905 году снимается запрет на белорускоязычные публикации. («Наша хата», «Наша ніва»).

М. Багданович. Обращение философии к белорусскому обществу возобнавляется с образованием БГУ (1921 г). Я. Карский «Белорусы»; Н. Щикотихин (анализ архитектура Польши и Беларуси; уточнение даты рождения Ф. Скорины (1486)) В 30-50 годы вновь застой, и только в 90 годы становится заметной нужда в духовном возражении общества.