Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (шпоры).doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
633.86 Кб
Скачать

23. Проблема человека в религиозной философии XX века

Религиозно-философской мысль, в сущности, принадлежит к догма­тическому типу сознания. Вместе с тем она оказывала и про­должает оказывать огромное влияние на человеческую культу­ру, так как выражает устремления религиозного сознания мно­гих людей, вооружая его идеями, аргументами и ценностными представлениями. К крупнейшим представителям религиоз­но-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, Т. де Шардена, протестантских мыслителей К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера.

Наиболее авторитетным течением современной католичес­кой философии Запада является неотомизм, который базиру­ется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватика­на неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII.

Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и ре­лигии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделе­ния философии на два противоположных направления — мате­риализм и идеализм. Неотомисты называют себя "реалиста­ми", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой ре­альности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологичес­кая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неото­мисты различают два источника познания — естественный ра­зум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу, так как человека соз­дал Бог. Божественный разум есть самый верный, надежный и безусловный источник абсолютной истины. Он всеобъемлющ и вездесущ. А человеческий разум — малая доля божественного разума. Хотя естественному разуму недоступны глубокие тай­ны божественного разума (идея сотворения мира из ничего, тайна троичности Бога), но он все же может доказать некото­рые истины вероучения — бытие Бога, бессмертие души. В ос­тальное же должен уверовать, так как не способен охватить все­го богатства божественного разума.

Благодаря разуму, говорят неотомисты, человек многое поз­нал в природе, но возгордился, возомнил, что он может создать, рай на земле, опираясь на науку и технику. И поэтому отвернул­ся от Бога. Но в XX в. обнаружи­лось, что эти завоевания человеческого разума привели к порабо­щению человека вещами. Человек стал рабом своей социальной роли — профессии, должности и т.д. Он стал служить не Богу, а вещам и в результате стал еще более несчастным. Все это являет­ся следствием того, что человек нарушил ход божественного пла­на. Остается один выход — вернуться к Богу.

Поворот к человеку связан с решимостью современных нео­томистов пересмотреть традиционные ценности и проблемы своей философии. Если ранее она все вопросы сводила к проблеме Бога, то теперь в центр внимания ставит широко понимае­мую проблему человека. Для этого есть веские основания. За фасадом теоцентризма всегда скрывался интерес к человеку, его жизни и нравственности.

Ортодоксальным неотомистским представлениям о мире и че­ловеке в рамках современной католической доктрины противосто­ит реформаторское в своей основе течение тейярдизма. Его родоначальником является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — вид­ный западный теолог и философ, а также ученый-палеонтолог с мировым именем. Тейяр поставил целью осуществить синтез "знания" и "поклонения", т.е. науки и веры XIX—XX вв., а так­же религии и деятельности христианина. Этому был посвящен его главный философский труд "Феномен человека", увидевший свет лишь после смерти' автора в 50-е гг.

Философ отверг идею создания мира Богом, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но сущес­твует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразовани­ям. Импульс этому процессу придает энергия, которая тракту­ется им как неотъемлемое свойство материи и одновременно движущая сила космической эволюции. Она может быть тенгенциальной (чувственной) и радиальной (духовной). Диалектическое взаимодействие двух ее видов, по мысли Тейяра, ве­дет к дифференцирова-нию материи, возникновению жизни, ус­ложнению ее форм и, наконец, к появлению человека, знаме­нуя собой радикальный переход к новому этапу — этапу ноос­феры, или сферы разума. В результате "Земля не только пок­рывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну об­ширную крупинку мысли в космическом масштабе".

Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы — активную и пассивную. Поэтому цель жизни — не только пос­лушание и покорность. Плохим христианином будет тот, кто одиноко замкнется в своей башне; хорошим — тот, кто будет созидать свою душу, а также участвовать в другом "деянии" — в цивилизационных изменениях мира. В этом "деянии" чело­век, по мнению Тейяра, соединяется с творческой энергией Бо­га, совпадает с ней, становится не только ее орудием, но и со-Творцом.

Таким образом, Тейяр предложил ряд принципиально но­вых для христианства идей, поставив под сомнение его осново­полагающий тезис о дуализме Бога и мира, души и тела, добра и зла. Современное общество, считал философ, вполне способно осознать важность единства науки и религии для решения, проблем, стоящих перед человечеством.