Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (шпоры).doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
633.86 Кб
Скачать

21. Философия прагматизма

Прагматизм – основная философия США. Появилась в 70 годы 19 века. Ч. Пирс озвучил основные идеи прагматизма и развил их в трудах: «закрепление верования», «как сделать наши идеи ясными». Ч. Пирс предложил новый тип философского мышления, в котором основополагающим становится «действие». В гносеологии понятия «знание, незнание» заменяются на «сомнение, вера», а «истина» переходит в «верование» у прагматиков. «Верования» устанавливаются группой людей.

Выдвигается принцип «прагматической максимы» - важнейшее положение философии прагматизма: «Наша идея к какой-либо вещи, есть идея её чувственных последствий».

У. Джеймс («Философские понятия и практические результаты») заявляет: прагматизм – особая теория истины; и метод.

-) как метод – для разрешения споров между материалистами и идеалистами, в пользу 2-х.

-) как истина – научность идей.

У. Джеймс разработал учение - «Об универсальном опыте» («Опыт представляет поток сознания, поток непрерывен, следовательно, мы выхватываем отдельные отрезки», «реальность складывается из ощущений», «Философия возникает из стрессов и напряжений общественной жизни») Главная цель философии – анализ и совершенствование социального опыта.

Дж. Дьи является автором инструментального метода – «Интеллект – эффективный инструмент регуляции поведения человека»;

Задача интеллекта – преобразовать проблему в решение.

Сомнение – начало исследования; Верование – конец исследования;

Познание вовсе не призвано открывать реальность, оно лишь посредник между стадиями опыта. Истина определяется – работоспособностью идеи; Выводы познания – инструменты для новых исследований. Дьи становится официальным философом США.

Можно сделать вывод, что философия Дьи направлена на оправдание всего, что принимается обществом США.

22. Философия экзистенциализма

Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой вой­ны, — во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти). В 40—50-е гг. экзистенциализм становится влиятельным идей­ным движением в странах Западной Европы.

Экзистенциализм явился следствием глубоких потрясений, охвативших европейскую цивилизацию. Бедствия первой ми­ровой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг., установление тоталитар­ных режимов и ужасы второй мировой войны породили песси­мистические настроения и душевную растерянность человека, утратившего веру в прогресс, разум и науку.

Философия экзистенциализма обратилась к проблеме кри­тических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его "хождении по мукам", пережива­нии жестоких испытаний. В центре внимания философов ока­зались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, от­ношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциа­лизма — проблема существования (экзистенция). Катастрофи­ческие события новейшей европейской истории обнаружили, по мнению экзистенциалис-тов, неустойчивость, хрупкость су­ществования не только отдельного человека, но и всего челове­ческого рода. Поэтому самым глубоким знанием о природе че­ловека они признают осознание каждым индивидом собствен­ной смертности и несовершенства. В данной связи один из основателей экзистенциализма М. Хайдеггер определяет человечес­кое бытие как "бытие-к-смерти".

Какой же смысл вкладывают философы-экзистенциалисты в термин "существование"? Они различают в человеке как бы несколько слоев, или уровней: природный, социальный ,экзистенциальный. Экзистенция — это я сам, мир моих собствен­ных переживаний, неповторимость моего личного опыта. Согласно философам-экзистенциалистам, направленность индиви­да во вне, на мир означает не подлинное существование, "забро­шенность", а стремление заглянуть внутрь своей души — су­ществование подлинное.

Побуждение к подлинному существо­ванию содержится в таких феноменах, как "страх" (Ясперс, Хайдеггер), ''экзистенциальная тревога", "тошнота" (Сартр), "скука" (Камю). Страх в экзистенциальном смысле — это не малодушие, не физический страх, а некий метафизический ужас .— потрясающее человека прозрение.

По мнению экзистенциалистов, человек вынужден пребы­вать в истории и не может жить вне общества. Но в то же время он способен стойко перенести саму перспективу заката общес­тва, трагических поворотов истории, если перестанет искать в истории свое предназначение. История — это общность "вместе вынесенного", выстраданного. История есть обстоятельства че­ловеческой жизни, разросшиеся до размеров общества. Чело­век просто пребывает в ней, стихийно вовлеченный в данный процесс. Осознав это, он обретает стойкость, необходимую для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном ис­торическом прогнозе. Экзистенция — это судьба-призвание, которой человек беспрекословно подчиняется. История же — это судьба-ситуация, которую он безропотно переносит. Такое противопоставление человека и истории, человека и

В 1939—1945 гг. центром экзистенциального движения ста­новится Франция. Как теоретик экзистенциализма атеистическо­го крыла, претендующего на философскую самостоятельность, выделяется известный писатель-драматург Жан-Поль Сартр (1905—1980). Его главный философский труд "Бытие и ничто" (1943). По Сартру, мир составляют два типа реальности, разде­ленные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть" (движение, свобода, выбор, совесть и т.д.), т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом, однако он не тождествен своей фактичности. Фактичность при­суща всем, но она не делает нас людьми (тело, профессия, дол­жность и т.д.). К примеру, официант не есть официант, как чер­нильница есть чернильница. Кроме того, он не только офици­ант, но и человек со своими мечтами, желаниями и представле­ниями. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится. Вот главная специфика человека. Иными словами, человек — это постоянный полет перед "лицом небытия". Он всегда убегает от наличного, от первого мира. Человек, который ничего не жела­ет, есть "труп", так как он совпадает со своей вещественностью. Поскольку же человек по своей внутренней сути всегда высту­пает как проект-замысел, многозначный по своим вариантам, он вынужден из этих вариантов выбирать себя, свое будущее. Выбор — это свобода. Отказ от выбора — тоже выбор. Таким об­разом, человек обречен на свободу, ибо не выбирать он не мо­жет. Свобода фатальна и безгранична, мы не выбираем свободу, мы приговорены к ней. Смысл жизни — только в сфере свобо­ды, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. "У человека нет алиби", — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности.

Философы-экзистенциалисты обратили также внимание со­временной культуры на проблему смерти. В статье "Миф о Си­зифе" А. Камю высказал парадоксальную на первый взгляд мысль, суть которой сводилась к тому, что центральным фило­софским вопросом должен стать вопрос о самоубийстве. Свою гуманистическую задачу автор видел в том, чтобы оказать помощь человеку, находящемуся на краю пропасти, сохранить жизнь. Но чем может помочь отчаявшемуся индивиду филосо­фия? Конечно же, считает Камю, не благодушно-оптимисти­ческими уверениями, что жизнь прекрасна. Мир этот абсурден, заявляет он, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднима­ющего камень на гору. Но даже в ситуации абсурда жизнь яв­ляется ценностью, равной которой у человека нет.

Экзистенциализм оправданно исходил из того, что угроза смерти или ее близость чаще всего заставляют человека заду­маться о смысле и содержании прожитой им жизни, повернуть­ся от быта заурядной повседневности к самому бытию, к соб­ственной экзистенции — сущности, которая единая с существо­ванием. Камю писал: "Человек смертен? Возможно. Но давайте умирать сопротивляясь, и если нам суждено небытие, то не ста­нем соглашаться, что это справедливо''. Данное предложение далеко не беспочвенно и сегодня.