Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ история.docx
Скачиваний:
271
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
322.16 Кб
Скачать
  1. Смутное время

Термин «Смутное время» относится к бурным событиям начала XVII в. Это действительно было смутное время: все в движении, все колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же вре­мя власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: то вчерашние союзники рас­ходятся по враждебным лагерям, то вчерашние враги действуют сообща. Смутное время - сложнейшее переплетение разнообраз­ных противоречий - сословных и национальных, внутриклассо­вых и межклассовых. В 1584 г. умер Иван Грозный, закончилось продолжав­шееся полвека царствование одного из самых жестоких деспотов в русской истории. В наследство своим преемникам он оставил разоренную опричниной и безудержной эксплуатацией страну, проигравшую к тому же изнурительную Ливонскую войну. После Ивана Грозного русский престол наследовал его сын Федор Иванович (1584-1598 гг.). Выросший в обстановке опричных ужасов, царь Федор был безвольным и слабоумным. Беспредельная самодержавная власть оказалась в руках человека, который править был просто не в состоянии. При царе Федо­ре был создан регентский совет, состоявший из нескольких бояр. Наиболее влиятельным из них был Никита Романов, дядя по материнской линии, любимый брат первой жены Ивана Грозного - Анастасии Захарьиной. После его смерти, последовавшей менее чем через год после смерти Ивана Грозного, реальную власть концентрирует в своих руках другой влиятельный участник тех событий - Борис Федорович Годунов, царский шурин. Федор Иванович занимал царский престол 14 лет, из них 13 лет правителем фактически был Борис Годунов. «Он правил, - по словам В.О. Ключевского, - умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины»44.

Во время царствования Федора Ивановича правительством были сделаны следующие шаги: во-первых, произошло дальнейшее оформление системы крепостного права (указ 24 но­ября 1597 г. о розыске и возвращении прежним владельцам всех беглых и вывезенных насильно крестьян в течение пятилетнего срока); во-вторых, в 1589 г. было учреждено патриаршество, вследствие чего русская церковь стала самостоятельной по от­ношению к другим православным церквям.

В годы царствования Федора Ивановича произошло так­же трагическое событие, которое не прошло бесследно для Рос­сии, а послужило одной из причин смуты. В 1591 г. в Угличе при не очень ясных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, млад­ший сын Ивана Грозного и его последней жены - Марии Нагой.

Царь Федор Иванович умер в 1598 г. и, будучи бездетным, не оставил после себя наследника. На этом пресеклась династия Рюриковичей, правившая на русских землях более семи веков.

А в России на рубеже XVI - XVII вв. налицо был струк­турный кризис, охвативший все стороны общественной жизни. Несмотря на некоторое улучшение экономического по­ложения страны в годы царствования Федора Ивановича, выйти из того кризиса, в котором оказалась России после опричнины, так и не удалось.

Законодательное оформление крепостного права, а также резкое увеличение размеров податей (тягла) в пользу государст­ва, приведшее к еще более сильному обнищанию крестьян, по­рождали их массовые выступления против правительства.

В оппозиции к правительству оказались и различные разряды придворных служилых людей45и население южной погра­ничной зоны, являвшейся районом новой колонизации. Проти­воречия между этим регионом и центром были достаточно силь­ны. Кроме того, сюда стекались наиболее активные в социаль­ном и хозяйственном плане элементы российского общества. Этот район постоянно был местом потенциального социального взрыва, малейший повод мог привести проживавшие там массы людей в движение.

Недовольна правительством была и значительная часть горожан, что порождалось тяжелым налоговым гнетом, произ­волом местных властей, непоследовательностью правительства в своей политике по отношению к городам.

Политический кризис рубежа XVI-XVII вв. выражался в обострившейся борьбе за власть в элите московского общества, что было связано с царствованием слабовольного Федора Ивановича.

Структурный кризис, разразившийся в стране, казалось, ждал только толчка для того, чтобы вылиться наружу. И таким толчком оказался династический кризис - пресечение династии Романовых.

Сразу после смерти царя Федора Ивановича все было от­носительно спокойно. В феврале 1598 г. на специально собран­ном Земском соборе был избран новый царь - Борис Годунов (1598-1605 гг.). Избрание его было закономерным. За время пребывания у власти он сумел окружить себя верными людьми. К концу царствования Федора Ивановича и в Боярской думе, и в Государевом дворе преобладали те, кто был обязан своим вы­движением Борису Годунову и опасался перемены власти46.

Борис Годунов был талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. Он обладал, по признанию совре­менников, умом государственным.

Царь Борис стремился вытащить Россию из той пропасти, в которую ее столкнул Иван Грозный. Методы его правления резко отличались от методов Ивана Грозного (хотя сам Годунов прошел школу опричнины). Царь Борис был беззастенчив и жес­ток в устрашении своих политических противников, но только реальных, а не выдуманных. Он не устраивал казни на площа­дях, не проклинал торжественно и громогласно изменников. Его противников тихо арестовывали, отправляли в ссылку или мона­стырскую тюрьму, и там они обычно быстро умирали - кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего47.

Вся внутренняя политика царя Бориса была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем шло активное строительство городов, особенно в Поволжье. Несколько облег­чилось положение посадского населения.

Во внешней политике Борис Годунов стремился к побе­дам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. Несколько раз удавалось продлить перемирие с Речью Посполитой. Хорошо развивались отношения с государствами Средней Азии. Укрепилась оборона южных границ. Единственная война, начатая Россией в правление Бориса Годунова, была со Швеци­ей. После трех лет военных действий в 1593 г. был подписан Тявзинский мирный договор, вернувший России Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Борис Годунов первым среди правителей попытался лик­видировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В то время в страну приезжало много иностранных спе­циалистов - военных, врачей, инженеров. Но впервые для обучения «разным языкам и грамотам» было отправлено в Англию, Францию и Германию несколько русских молодых дворян.

Вероятно, если бы в распоряжении Бориса Годунова ока­залось еще несколько спокойных лет, то Россия на столетие раньше могла пойти по пути модернизации. Но в реальности все произошло по-другому.

В 1601-1603 гг. страну поразили невиданные по масшта­бам неурожаи и голод. Умерших от голода считали сотнями ты­сяч, цены на зерно подскочили в десятки раз, большое число по­местий было на грани разорения. Кризис, назревавший с конца XVI в. и охвативший все стороны жизни российского общества, вырвался наружу. Против царя Бориса поднялись все: и те, кто был недоволен его избранием на российский престол, и те, кто выступал против усиливавшегося крепостнического гнета. По стране стали ходить слухи о незаконности избрания Бориса Го­дунова царем. Его авторитет стремительно падал. Те возможно­сти, которые открывались перед страной в правление этого та­лантливого государственного деятеля, были упущены. Началась смута (1598-1613 гг.)48.

В конце лета 1604 г. из Львова на Москву двинулось войско Лжедмитрия I49, самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Народ, жестоко страдавший от голода и веривший в хорошего царя, который мог бы разом ре­шить все проблемы, поддержал Лжедмитрия.

По одной из наиболее распространенных версий, под именем Лжедмитрия I в отечественную историю вошел беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В 1602 г. он бежал из мо­настыря в Литву и там впервые объявился под именем царевича Дмитрия.

Внезапная смерть Бориса Годунова (13 апреля 1605 г.) ускорила развязку событий. На престол взошел его шестнадцатилетний сын Федор, который не имел ни отцовского опыта, ни его энергии, чтобы организо­вать сопротивление самозванцу. На сторону Лжедмитрия стали переходить не только крестьяне и посадские люди, но и воеводы. Царь Федор вместе с матерью были убиты. 20 июня в Москву торжественно въехал Лжедмитрий I (20 июня 1605 г. 17 мая 1606 г.).

Судя по воспоминаниям современников, Лжедмитрий I был умен и сообразителен. Его приближенные поражались, как легко и просто он решал запутанные вопросы. Лжедмитрий ве­рил в свое царственное происхождение и на престоле вел себя свободно и естественно, во многом нарушая сложившийся при дво­ре этикет. Есть основания полагать, что московские бояре созна­тельно готовили Григория Отрепьева, холопа Романовых50, к роли самозванца. В.О. Ключевский писал о ЛжедмитриеI, «он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».51

Польше не только не принадлежала инициатива авантю­ры Лжедмитрия, но, напротив, король Сигизмунд III Ваза долго колебался, стоит ли поддерживать претендента на русский пре­стол. С одной стороны, было заманчиво иметь на московском престоле человека, обязанного своим восхождением королю. Тем более, что Лжедмитрий не скупился на обещания: королю он обещал Смоленск и Чернигово-Северскую землю, сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку - Новгород и Псков. Но, с дру­гой стороны, поддержка Лжедмитрия означала открытый воен­ный конфликт с Россией. Поэтому польский король не решился оказать самозванцу полную и безусловную поддержку, он лишь разрешил польским шляхтичам, если они того пожелают, всту­пать в войско Лжедмитрия.

Таким образом, воцарение Лжедмитрия I в Москве не бы­ло открытой польской интервенцией, но часть польских шлях­тичей все-таки вошла в столицу России.

Захватить престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Правление Лжедмитрия не принесло народу перемен к лучшему. Его положение оставалось таким же тяжелым, как прежде.

Самозванец не жалел казны, чтобы привлечь на свою сторону знать и служилых людей. Он понимал, что сможет удержаться на престоле только при поддержке дворян. По его приказу служилым дворянам была роздана из казны вся наличность – около 2 миллионов рублей (колоссальная по тем временам сумма!). Истощив казну, власти стали изымать средства у церкви, чем вызывали негодование духовенства.

Не пользовался Лжедмитрий I и поддержкой боярства. «Большим боярам, - писал В.О. Ключевский, - нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды»52.

Столкнувшись с оппозицией, Лжедмитрий I решил опе­реться на поляков, пригласив в Москву наемное войско, навер­бованное его тестем Юрием Мнишеком. Прибывшие в Москву поляки вели себя как хозяева. Это окончательно подорвало по­ложение Лжедмитрия. 17мая 1606 г. бояре Шуйские и Голицыны при поддержке 200 вооруженных дворян произвели переворот. Лжедмитрий был убит.

С самозванцем было покончено, а на импровизированном Земском соборе был избран («выкликнут») князь Василий Ива­нович Шуйский (1606-1610 гг.). Трудно найти добрые слова для характеристики этого человека. Бесчестный интриган, всегда го­товый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, - та­ков был «лукавый царедворец», вступивший в 1606 г. на россий­ский престол.

Новый царь впервые дал так называемую крестоцеловальную запись, которая гарантировала сохранение всех приви­легий боярства, прежде всего, право не отнимать вотчин и не судить бояр без Боярской думы. Положительным в «целовальной записи» было то, что она ограничивала произвол самодержца. В.О. Ключевский отмечал, что «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам».

Однако Шуйский на практике редко считался со своей «записью», судя по всему, он просто не знал, что такое святость присяги.

Вскоре после восшествия на престол Василия Шуйского вспыхнуло народное восстание, которое по размаху превосходи­ло все предшествующие. Возглавил восстание Иван Исаевич Бо­лотников. Лишь в 1607 г. Шуйскому с большим трудом удалось разгромить повстанческие отряды. Но положение его правитель­ства по-прежнему было крайне неустойчивым. Польско-литовские магнаты и шляхта, а также католическая церковь не оставляли надежды воспользоваться обострением противоречий в России. Летом 1607 г. в г. Стародубе объявился еще один «Дмитрий», якобы чудесно спасшийся в 1606 г. К новоявленно­му «Дмитрию» - Лжедмитрию II - примкнули все недовольные правительством Шуйского, а также часть польской шляхты, вос­ставшая против своего короля и надеявшаяся своим участием в походе Лжедмитрия II загладить вину перед королем.

Весной 1608 г. ряд городов Северской Украины присягнул на верность Лжедмитрию II. В начале июня он оказался под Моск­вой, но в боях у Химок и на Пресне был остановлен и основал свой лагерь в Тушине, получив прозвище «Тушинский вор».

Стремясь высвободить силы для борьбы с Лжедмитрием, правительство Шуйского заключило в июле 1608 г. перемирие с Польшей, по которому обе стороны отпускали пленных, захва­ченных во время авантюры первого самозванца. По этому со­глашению были отпущены жена Лжедмитрия I Марина Мнишек с отцом, которые попали в Тушинский лагерь. Пообещав им 300 тысяч золотых рублей и всю Северскую землю с 14 городами после воцарения в Москве, Лжедмитрий II добился от них при­знания в качестве «чудом спасшегося» мужа и зятя.

Придав таким образом законность своим притязаниям, Лжедмитрий II создал в Тушине свою Боярскую думу, свои при­казы. Из захваченного тувинцами Ростова был привезен митро­полит Филарет и «наречен» патриархом.

Перед лицом серьезной угрозы правительство Шуйского обратилось за помощью к Швеции, противнице Польши. За эту помощь Шуйский отказывался от прав России на ливонские земли и отдавал Швеции город Корелу с уездом. Но шведский король Карл IX не желал ограничиваться только этими землями, он планировал захватить также и Новгородские земли. Со всту­плением шведских войск на Новгородские земли началась швед­ская интервенция.

В свою очередь, появление на территории России швед­ских войск послужило для польско-литовских магнатов сигна­лом для начала открытого вторжения в страну. Лишь героиче­ская, двадцатимесячная оборона Смоленска задержала быстрое продвижение польских отрядов вглубь России. С началом от­крытой польской интервенции у завоевателей отпала необходи­мость в Лжедмитрии II. Тушинский лагерь распался, а самозва­нец был вскоре убит в Калуге.

Летом 1610 г., оставив в тылу несдавшийся Смоленск, польские войска двинулись на Москву. В июне 1610г. произошло сражение между русскими и польскими войсками под Клушином. Русские войска, находившиеся под командованием бездарного брата царя Дмитрия Шуйского, потерпели полное поражение.

Число недовольных правлением Василия Шуйского стреми­тельно росло, и в июле 1610 г. произошел очередной переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Василия Шуйского и на­сильно постригли в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Новое правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «семибоярщина» ( 1610-1613 гг.).

Московские бояре, боясь своего народа, заключили дого­вор с польскими феодалами о призвании на русский престол сына короля Сигизмунда III Владислава. Наместник Владислава Александр Гонсевский, получивший титул боярина, стал само­властно распоряжаться в столице. В Москву был введен поль­ский гарнизон. Однако расчеты представителей боярства на то, что признание Владислава царем поможет избавиться от притя­заний на русский престол фанатичного католика Сигизмунда III, оказались несостоятельными. Король отказался отпустить Вла­дислава в Москву и требовал сдачи Смоленска. Позднее он аре­стовал членов посольства во главе с В. Голицыным и Филаретом Романовым, которые должны были обсудить с ним условия всту­пления Владислава на русский престол. Открытые захватниче­ские действия польского короля, который сам домогался русско­го царства, становились все очевиднее.

Наступило наиболее тяжелое для России время. В России практически перестала существовать центральная власть. От­дельные города самостоятельно решали, кого признавать ца­рем. По русской земле бродили, осаждали и грабили города и монастыри отряды польских шляхтичей. Такая ситуация не мог­ла продолжаться слишком долго, в стране среди разных слоев населения крепло стремление к наведению порядка, поднима­лись патриотические силы.

В открытый конфликт с польскими властями в Москве вступил патриарх Гермоген. В декабре 1610 - январе 1611 гг. он ра­зослал грамоты по многим городам с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги Владиславу. Власти взяли под стражу его резиденцию, а в марте вообще отправили престарелого патри­арха в заключение, где он и скончался от голодной смерти. Но голос патриарха Гермогена все же был услышан. Уже в самом начале 1611 г. началось широкое патриотическое дви­жение в стране. Города переписывались между собой, чтобы объединиться. Одним из центров организации сопротивления польским захватчикам стала в это время Рязанская земля. Здесь начало создаваться первое народное ополчение, которое возгла­вил дворянин П. Ляпунов. В состав ополчения вошли жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И. Заруцким, а также отряды бывшего царского войска. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр по­дожгли город. 18 марта 1611 г. передовые отряды ополчения подо­шли к Москве, освободили Замоскворечье и проникли в Белый го­род. Однако первому ополчению не удалось освободить Москву. В ополчении разгорелись внутренние противоречия. Противники П. Ляпунова, стремившегося наладить военную организацию опол­чения, стали сеять подозрение, что он якобы хочет истребить каза­ков. Те зазвали Ляпунова в казачий «круг» и убили.

Первое ополчение распалось. К этому времени шведы за­хватили Новгород, а поляки овладели Смоленском.

В сложившихся тяжелейших обстоятельствах осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода купец Козьма Минин Сухорук обратился с призывом к русскому народу о соз­дании второго ополчения. С помощью населения Нижнего Нов­города и других русских городов были собраны средства для ор­ганизации освободительной борьбы. Руководить военной частью ополчения был приглашен князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России «Совет всея земля». Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот ополчение подошло к Москве. 26 октября 1612 г. польский гарнизон в Кремле сдался.

Народное ополчение выполнило свою задачу - Москва была освобождена. Русский народ отстоял государственную не­зависимость страны.

После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового государя. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал российским царем Михаила Федоровича Романова. Династический кризис был преодолен: но­вая династия, династия Романовых, взошла на российский престол. Период «великой смуты» на Руси был закончен.

Итак, Смута (1598—1613 гг.) явилась тяжелейшим испы­танием для экономической, социальной и политической жизни России. Наиболее тяжелым ее следствием было страшное разорение и запустение страны. В социальной сфере произошло дальнейшее ослабление силы и влияния старого, родовитого бо­ярства. Часть его во времена Смуты погибла или была разорена, а часть деградировала и дискредитировала себя интригами и союзом с врагами. В политическом плане существование Рос­сийского государства находилось под угрозой. Только благодаря простому русскому народу, его патриотическим чувствам и ге­роизму держава была спасена.