Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для психолога по жизни.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Привязанностям, в том числе и трудным, радуйся, как и всему в жизни, — они тоже могут быть возможностью личностного роста

Н.И., а можно ли стать человеком, чтоб без боли? – Настя, солнышко, вот это и есть самый интересный для меня эксперимент!

Попытка медитации

Сели удобно, отпустили свои плечи — и руки. Спокойным вниманием, как кисточкой, прошлись по своей правой руке, и ей стало хорошо. Мягко прошлись по своей левой руке, остановились на своих кистях, почувствуйте их — они сразу стали большие, теплые. Мягкие, большие, теплые. Свободные плечи: посмотрите, действительно ли они свободны. Сбросьте напряжение с лица, и сразу в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Спокойно стоят ваши ноги, просто взгляните на них, мягкие спокойные ноги — и забыли про них. Мягкое дыхание... Если хотите, можете вдохнуть сильно — и выдохнуть так свободно, как вам хочется. Попробуйте почувствовать воздух, когда он касается крылышек ноздрей: он немного прохладный... А когда он выходит, когда вы отпускаете его, он уже согрет вами, вашим теплом, и вы чувствуете только его мягкость... Дыхание — с удовольствием...

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Когда возникает расслабление, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Какой-то легкий туман вокруг вас, и мир становится таким же легким и волшебным. Вы вроде бы здесь, и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой туман, как теплая вода, стелется у ваших ног, и в нем растворяются ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту, и в ней пропадают ваши ступни. Клубящийся, белесый, голубой туман поднимается к вашим коленям, и ваши ноги от колен — исчезли, растворились в нем. Вы не ощущаете ничего, кроме мягкости и тепла. Весь, как мягкая теплота, голубой туман поднимается выше, он поднимается к вашим бедрам, к вашим кистям, поднимается выше, вы дышите им — и растворяетесь в нем. Нет тела, нет границ, и вот теплая голубизна окутывает ваши плечи... Обнимает ваши плечи... Как легко дышать этой теплой прозрачностью, этим голубым туманом! Вы растворяетесь в этой голубизне, и вокруг вас только — только голубой океан...

Вы исчезли, вы растворились в нем полностью, и на поверхности голубого океана, бескрайнего голубого океана играют только солнечные блики — там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша освободилась, и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и полетела в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью, в просторе и высоте...

Там, на высоте... там так красиво! Там так спокойно и радостно смотреть вокруг себя: смотреть на горизонт, смотреть на далекие горы где-то вдали, смотреть на огромный голубой океан, который под вами — под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, оказаться выше их, оказаться в этом волшебном мире и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь, отдохнуть на них, и они примут твое тело. Можно кувыркаться в них, нырять, переворачиваться, исчезать вглубь — и вылетать из них, быть везде, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле, и, пролетая над нею, спускаясь ниже, пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, которое вдруг потянет вас и которое вы узнаете — узнаете как ваше любимое место на земле.

Где оно будет? Я не знаю, это решите вы. У кого-то это будет журчащий ручей с прозрачной прохладной водой и теплым песком на берегу. Вы опускаете свои ладони в теплый песок, и загребаете его, и просыпаете песок из ладошки — щекотно, просеиваете его между опущенных пальцев, спокойно глядя на струящийся песок — и воду: беспрерывно бегущий, журчащий ручей. А может быть, ты окажешься на лесной поляне, где растет много земляники, — отогни зеленый лист, сорви землянику и сомни ее во рту. Почувствовал ее вкус? А теперь посмотри, как много разных цветов вокруг тебя. Разноцветье: желтые ромашки, голубые колокольчики, цветы большие и маленькие — какие тебе больше нравятся? Посмотри, какой-то цветок оказался совсем близко от твоего лица. Вот он качнулся навстречу тебе, и открылся навстречу тебе, и тебе захотелось улыбнуться ему. Ты не захочешь его срывать: вы просто встретились с ним, он почувствовал тебя и передал тебе свою свежесть, нежность и красоту. А вот он качнулся в другую сторону и перекинул твой взгляд на молодые березы, шелестящие листвою под теплым ветром. Ты слышишь шелест? Шелест листьев... Ты чувствуешь теплый ветерок? Он касается твоих щек... Как здесь тепло, солнечно и красиво!

В душе светло и радостно, и так хочется поделиться этой радостью с кем-то из самых близких тебе людей! Кто для тебя более всех дорог, чье присутствие и чья жизнь наполняет твою жизнь смыслом и радостью? Кого ты захочешь увидеть здесь, с собою рядом? Пригласи его мысленно, и он окажется здесь, рядом с тобой, и вот ты уже улыбаешься ему, и протягиваешь ему руки, и смотришь в его, такие прекрасные для тебя глаза! Вы вместе. Как хорошо, что вы вместе! Побудьте вместе на этой солнечной поляне, вместе протяните свои руки к солнцу, вместе повернитесь лицом навстречу легкому порыву ветра!

Но что это? Ты видишь, что этот, дорогой для тебя человек отходит от тебя. Он улыбается тебе, машет тебе рукой, а потом становится прозрачным и — исчезает. Его нет. Тебе надо понять и осмыслить это: то, что его больше нет. Посмотри вокруг себя — и если ты открыт миру, то ты увидишь, что небо по-прежнему голубое, ветер по-прежнему обдувает тебе лицо и летит дальше, шумит листвой берез — и кто-то окликает тебя. Оказывается, ты нужен еще очень многим людям, они окружают тебя, и ты никогда не будешь одинок в мире, где ты нужен такому множеству людей.

И даже если ты решишь пойти по дороге, которая видна только тебе, и даже если ты оставишь всех этих людей позади себя, ты знаешь, что на твоем пути всегда появятся новые люди и новые лица. Сможешь ли ты быть счастливым в таком, вечно обновляющемся, мире? Радоваться людям, синему небу, свежему воздуху и теплому солнцу, праздновать встречающую тебя жизнь?

Не уходи, побудь со мною...

Могу предложить вам хорошую игру: веселую, умную, живую и дающую материал для размышлений. Для организации этой игры требуется: клуб "Синтон", а если у вас его почему-то нет, то — группа бодрой молодежи, где ребята и девушки пополам. Девушки сидят полукругом, ребята — таким же полукругом перед ними.

Взаимные приветствия: аплодисменты!

Исходная ситуация: Он и Она, тесно дружат, а может быть, и вместе живут. Проблема: он хочет идти на дискотеку, она же сегодня не в настроении и просит: “Не уходи. Побудь со мною”. Существенное условие: вместе с ним она пойти не может. Вопрос: какие разные внутренние ситуации и мотивы вы можете увидеть за этой просьбой? Как бы вы на нее ответили? Как бы, на ваш взгляд, сложился разговор?

Сразу — разыграйте! Могут быть неожиданные — и тупые, и красивые варианты. И всегда очевидно, что просьба была парнем как-то расшифрована. Как? Почему именно так? Могло ли за ее просьбой стоять что-то другое?

"Милый, хороший мой, не уходи, побудь со мною! Мне так грустно — именно сегодня, и мне так — именно сегодня — тебя не хватает!" Ты услышал просьбу о помощи. Но что-то тебя в интонации и выражении ее глаз напрягает, и никак не уходит ощущение, что на самом деле — это другое.

...Да, ей просто не хочется тебя отпускать. Она разыгрывает нуждающуюся, чтобы иметь тебя, как обычно.

Другая встреча началась сразу с требований, обвинений и ругани: "Никуда ты не уйдешь! Снова тебя к юбкам потянуло, кот мартовский?" Ты хочешь возмутиться и разворачиваешься уходить — ...но вдруг замечаешь такую боль и затравленность в ее глазах, что понимаешь: ее крик, ее сволочизм — выражение ее боли. Страшной боли тебя потерять.

И после этого — можно обнять ее, родную, и, конечно, остаться с ней.

Играют девушки

Девушки получают листки, в которых даны варианты душевного подтекста, стоящего за ее просьбой “Не уходи...”, а именно такие:

“Мне сегодня реально плохо, и я нуждаюсь в твоей теплоте” (просьба о помощи).

“Меня не интересует, что тебе на дискотеке будет хорошо, мне важно только то, что мне с тобой будет лучше” (требование эгоиста).

“Я не хочу, чтобы ты шел на дискотеку, потому что зачем тебе будет хорошо, когда мне плохо? Плюс там девушки, что мне некстати” (заявление сволочи).

“Я знаю, что я эгоистка, но я привязалась к тебе, и мне больно и страшно представить, что я могу остаться без тебя. И я боюсь, что ты меня уже не любишь...” (крик больного).

"Ты дурашка! Со мной тебе будет гораздо лучше! Уже — чувствуешь??" (соблазнение).

Возможно, вы предложите еще много интересных вариантов. Но тут нужно не "много", а самые живые и распространенные.

Ребята встают и отворачиваются, готовые уходить на дискотеку. Девушка подходит к парню, разворачивает его к себе, руки ему на шею (в смысле "на плечи") и формулирует просьбу, ведя дальше разговор в одном из заранее определенных направлений.

Она сама выбирает вариант подтекста, причем может его подредактировать и сделать вообще что-то совсем свое: например, начать с просьбы о помощи, попробовать требование эгоистки, а закончить соблазнением...

Разговор — около двух минут. Ее задача — максимально ярко и реалистично выразить свое состояние, задача парня — понять ее и отреагировать так, как он на такое отреагировал бы в жизни.

Правда, все очень просто? Как в жизни!

Они будут вести эти разговоры не один раз, расставаясь и соединяясь в новые пары, и каждый разговор будет неповторим. Однообразия не будет хотя бы потому, что по условиям игры девушка в каждый новый разговор входит с новой душевной установкой: в беседе с первым, например, она будет искренне искать понимающего сочувствия, на второго партнера открыто наедет, третьему расставит аккуратную ловушку. Поэтому ребятам очень весело: ошибся в одну сторону — оказался лопухом, ошибся в другую сторону — будешь заклеймен бессердечным эгоистом.

Обстановка, приближенная к реальной.

Игра идет живейшим и часто непредсказуемым для обоих партнеров образом, впечатлений масса. Чтобы ничего не потерять — по окончании игры сели, постарались осмыслить то, что в игре увидели и почувствовали. Вначале богатая дележка впечатлениями, потом — обсуждение.

Похоже, легче всего верят соблазнению. Хотя... Вот что ты будешь думать, когда стервозное и железное: "Никуда ты не пойдешь... Зачем тебе будет хорошо, когда мне без тебя плохо? И там девушки всякие..." — сопровождается мурлыкающей интонацией, руки ее обвивают твою шею, и она доверчиво и открыто прижимается к твоей груди.

По крайней мере у нормального мужчины сознание тут мгновенно раскалывается: на верхнюю и нижнюю часть.

Для большинства же, оказывается, главную интригу игры составляет милый тупичок из трех обстоятельств.

Первое: если не делать ставку на соблазнение, то самое простое и при этом эффективное — это прямая и открытая просьба о помощи. "Милый, мне плохо — помоги!" И "милый" — помогает. И остается.

Второе. Не самые тупые ребята довольно скоро догадываются, что "мне плохо" легко разыграть. И что девушки этим пользуются.

Третье. На очередное "мне плохо" ребята говорят "Не верю!" и уходят, а девушки — обижаются...

Кто виноват? А если она сейчас действительно не играет?

Похоже, что манипулирующих своим "мне плохо" девушек столько же, сколько ребят, наглухо закрывшихся недоверием и уже неспособных увидеть живую и реальную слабость, проблему и боль. Кого лечить труднее — не знаю...

Играют ребята

Достаточно очевидно, что игра в другую сторону: когда перед зеркалом крутится, собираясь на дискотеку, девушка, а "Не уходи, побудь со мною!" поет мужчина, — эта игра идет с не меньшей динамикой и глубиной.

У мужчин — свои проблемы. Как трудно обратиться с прямой и открытой просьбой о помощи! Как тянет закрыться требованием, пусть это будет требованием эгоиста!

Зато — по-мужски.

А кому-то (вот неожиданно это обнаружить!) трудно прямо потребовать. И суть не в том, что он не видит основания для требования, — он просто не умеет требовать вообще. Ну, если попросить... Ну, обидеться... посмотреть жалобно... А прям твердым голосом и прям потребовать — ну как же это?

А вот Ник, красивый тридцатипятилетний мужчина, с печалью говорит о том, что в игре на его просьбы никто ни разу не отозвался, впрочем, он очень это понимает, потому что настаивать на своих просьбах он считает невозможным. Сразу же отозвались женщины, игравшие с ним: они решили, что их дела им важнее, потому что Ник просил отстраненно, сухо, формально, в просьбе не было настоящей просьбы, не звучала боль и не слышалась нужда.

Да, — подтвердил Ник, — женщина об этом должна догадаться сама...

Что стоит за этим? Попробовали понять — и стало страшно: Ник не верит, никак не может поверить, что его боль может хоть кому-то быть важна, что его хоть кто-то может любить, что его жизнь — хоть что-то стоит...

Впечатлений масса, но все раз за разом народ возвращается к главному: где, кому верить, а кому — нет? Как увидеть, что здесь "по-настоящему" больно, а здесь только правдоподобная показуха? Где — Игра? А где — Правда?

Вот Паша говорит-выстукивает: "Мне было трудно играть. Ну чем я буду аргументировать свою просьбу, чтобы она осталась, если у меня на душе все хорошо? Она же все чувствует!" А Леша хвалится: "Я сегодня с какой-то удивительной легкостью погружался в грусть, я ощущал такую потерянность, когда она собиралась от меня уходить, — и девушки это чувствовали и почти все оставались".

Да, эта игра — совершенно живая, в ней Игра быстро становится Правдой, а Правда ловко используется в Игре. Игры верхнего слоя разоблачаются легко — как раз для того, чтобы отвлечь внимание, чтобы не была замечена спрятанная поглубже игра главная, козырная. "Изобразил, разыграл" — это игра на поверхности, это игра-дешевка, а игра серьезная с поверхности идет вглубь. Я не делаю вид, что мне без тебя плохо; я делаю настоящее "мне без тебя плохо", и тогда результат достигается еще надежнее.

Конечно, ты останешься, ведь мне же по-настоящему плохо?

А то, что это сделал я, разрешил в своей душе я, настроил себя так я, — ну... замнем для ясности.

И я могу даже считать себя честным человеком.

Похоже, что нередко привязанности живут в душе потому, что они выгодны. В детстве я кричал: "Мама, не уходи, мне без тебя страшно (плохо, скучно)!" — и мама оставалась. И я понял, чтобы от мира что-то получить (например, близость нужного тебе человека), нужно, чтобы мне в душе было больно. И мы начинаем это делать. И продолжаем — хотя в жизни дальше это уже не работает.

Или все-таки — работает? Действительно, в этой игре — работало?