Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия1-2.doc
Скачиваний:
138
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.6 Mб
Скачать

2. Философское учение о субстанции и ее признаках

Древнегреческий философ-скептик Пиррон, живший в IIIв. до н.э. говорил, что первейший вопрос, на который должен ответить человек, размышляющий о природе и выясняющий свое отношение к ней, - это вопрос «Из чего состоят вещи?». Это и есть вопрос о материи (термин «материя» в переводе с древнегреческого обозначает вещество). В действительности проблема материи или субстанции была поставлена еще вVIв. до н.э. милетцами: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Их рассуждения о наличии единой субстанции, по всей вероятности, строились так: если сравнивать разные вещи, разные тела, неживые и живые, можно обнаружить, что многие из них имеют не только общие свойства, но и общие корни. Все растения, например, прорастают из земли, животные живут за счет растений или других животных: и растения и животные нуждаются в воздухе и воде и т.д. А раз так, то должна существовать единая субстанция, первоматерия, из которой образуются вещи и тела. Как известно Фалес говорил, что субстанция – это вода, Анаксимандр, - что субстанция – это апейрон, Анаксимен, - что субстанция – это воздух.

Гераклит говорил, что субстанция – это огонь. Эмпедокл подытоживая усилия своих предшественников в своей философской поэме «О природе», сделал вывод, что в основе всех чувственных вещей лежат четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь.

Поиски субстанции имели огромное значение для развития философии и науки, так как давали возможность построить независимое от религии и мифологии мировоззрение.

Вероятно, наблюдая пляску пылинок в луче солнечного света, проникающего в темную комнату, и прилагая к этому наблюдению воображение, древнегреческие философы Левкипп и Демокрит высказали гениальную гипотезу, что все в природе состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, которые находятся в беспрерывном движении и, сцепляясь между собой различным образом, порождают бесконечное разнообразие предметов. В вещах и явлениях нет ничего такого, чего бы нельзя было бы объяснить движением атомов. Конечно, потребовалось немало опыта и размышлений, чтобы атомистическая гипотеза нашла свое подтверждение. Сейчас она стала неоспоримым фактом и приносит огромную пользу физике, химии и другим наукам.

Начиная с XVIв. с развитием опытного естествознания поиски субстанции стали основываться на опыте и вестись планомерно. Было доказано, что все предметы обладают рядом общих свойств. Все они протяженны, имеют массу, плотность, имеют несопроницаемость, их движение подчиняется законам сохранения энергии, импульса и т.д. Из этих фактов был сделан вывод, что материя – это нечто такое, что имеет совокупность свойств, общих для всех предметов. Например, Р. Декарт оставил за материей единственное свойство – быть протяженной.

Однако уже Дж. Беркли показал, что подобные представления о материи, как совокупности общих для всех тел свойств, внутренне противоречиво. Всякая вещь, - говорил он, - без остатка разлагается на свои свойства. Мы видим окрашенное тело, а не окрашенную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю и т.д. Так что говорить о материи как о чем-то таком, что объединяет эти свойства и не зависит от наших ощущений, не имеет смысла.

Хорошо понимая убедительность аргументов Беркли против материи, французский материалист XVIIIв. Гольбах предложил определять материю по отношению к человеческому сознанию: материя, по его мнению, есть нечто такое, что имеет свойства, одинаковые для всех тел, но с добавкой, и как то, что существует независимо от ощущений и способно вызывать их.

Отношение марксизма к сложившимся в XIXв. представлениям о материи было двойственным. Формулируя основной вопрос философии, Энгельс пользуется не понятием «материя», а понятиями «природа», «бытие». «Высший вопрос всей философии, - писал он, - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе…»1«Материя как таковая, - замечает он, - это создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественного различия вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая в отличие от определенных существующих материй, не является, таким образом, чем-то существующим»1. С другой стороны, в «Диалектике природы» и в «Анти-Дюринге» Энгельс постоянно говорит о движении как способе существования материи, пространстве и времени как форме существования материи, о «принятых в настоящее время представлениях о строении материи»2.

Естествознание конца XIX– начала ХХ вв. открыло сложное строение атома. Оказалось, что его основные компоненты обладают рядом свойств, которых нет в макротелах. Масса электрона оказалась зависимой от скорости. Электромагнитные волны малой длины ведут себя как частицы и др. Естествоиспытатели, руководствуясь фундаментальным логическим принципом: противоречивое ложно, пришли к выводу о неправомерности употребления понятия «материя» в науке и философии. Материя, - стали говорить многие философы и естествоиспытатели, исчезла. Мы, по их мнению, лишь строим догадки относительно природы вещей, эти догадки должны подтверждаться нашими наблюдениями, размышлениями и опытом. Большего от физических теорий требовать нельзя. Так в науке и философии возродились берклианские взгляды на материю и сформировались такие идеалистические и агностические философские течения как махизм, имманентная философия, конвенционализм и др.

В.И. Ленин, критикуя эти взгляды на материю, ограничил гольбаховское определение материи только одним признаком: быть объективной реальностью, то есть не зависеть от наших ощущений3. Материя неисчерпаема. Она, как и электрон имеет бесконечное множество свойств, и дать определение материи через перечисление этих свойств невозможно.

Современные науки продолжают штурмовать проблему материи в той постановке, в какой ее завещали философы античности. Сегодня уже бесспорным является тот факт, что все в природе состоит из атомов, разнообразие которых конечно и может быть сведено в таблицу Менделеева. Атомы в свою очередь состоят из ядра и электронов. Ядра также имеют сложную структуру. Они состоят из нейтронов и протонов, других частиц: барионов, мезонов и т.д. В настоящее время физика открыла целый строй частиц, которые все вместе, по-видимому, являются частью вещества. Видимо есть только четыре типа взаимодействия между этими частицами: ядерные силы электрические взаимодействия, β-распадное взаимодействие (из-за него нейрон довольно медленно распадается на протон, электрон и нейтрино) и тяготение.

Физики обнаружили связь между электричеством, магнетизмом и светом, доказали, что это разные стороны одной и той же сущности, которую сейчас мы называем электромагнитным полем. Электрическое и магнитное поле обладают импульсом и энергией, что делает их реальностью. Поле тем самым имеет свойства, аналогичные свойствам частиц. Свет, например, создает давление, пусть малое, но его можно измерить. Тем самым поле создается частицами, а оно, в свою очередь, действует на другие частицы.

Возникает естественный вопрос: будет ли возможно, в конце концов, все слить воедино и обнаружить, что весь наш мир есть просто различные стороны какой-нибудь вещи, т.е. материи? «Этого никто не знает»1, - пишет Р. Фейнман. Тем самым проблема материи, которую завещали науке и философии древние греки, пожалуй, так и останется вечной и ее решение будет походить на бесконечно приближение. Но от этого важность проблемы нисколько не уменьшаются, а наоборот лишь увеличиваются. Именно стремлению решить ее, познать, из чего состоят вещи природы и как они устроены, мы обязаны многим выдающимся открытиям в прошлом и можно ожидать, что поиски материй принесут еще большие успехи в познании природы в будущем.