Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_po_igprf.docx
Скачиваний:
146
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
475.44 Кб
Скачать

Гражданско-процессуальный кодекс 1923 года

Состоял из 5 частей:

  1. Основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, процессуальных сроков и т.п.

  2. Исковое производство (т.е. порядок предъявления гражданских исков; разбирательство дел судом, обеспечение доказательств и пр.).

  3. Особое производство – рассмотрение специфических дел, которые были в производстве

  4. Порядок и пересмотр решений по гражданским делам

  5. Исполнение судебных решений и определений

ГПК последовательно регламентировал стадии гражданского процесса от возбуждения дела до исполнения решения; определял права и обязанности участников процесса.

ГПК закрепил гарантии объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел судами, которые заключаются в том, что суд должен был своими вопросами способствовать выяснению всех обстоятельств, связанных с делом. Напрашивается сравнение с письменным характером процесса в дореформенной России, когда стороны и суд обменивались лишь письменными доказательствами.

ГПК предоставил широкие права прокурору в гражданском процессе с любой стадии рассмотрения дела. Прокурор мог дать заключение по делу; в случае незаконного решения дела внести свой протест – прогрессивная, эффективная мера.

Участие прокурора не отменило принципа диспозитивности, когда истец и ответчик свободно распоряжаются своими правами в гражданском процессе, потому что, согласно ГПК, суд мог приступить к рассмотрению дела только по заявлению заинтересованной стороны, которая заявляла о нарушении своих гражданских прав. Стороны в любую минуту могли изменить основания и цену иска.

ГПК определил круг источников, на основании которых суд мог выносить свои решения и постановления: действующее законодательство. ГПК отказался от практики вынесения решений на основе революционного правосознания, которое зачастую было крайне низким.

Советское государство и право в период создания основ социализма и его деформация. Предвоенный период 1930-41 гг.

  1. Изменения в политической системе советского государства. Формирование тоталитарных методов руководства страной. Конец 20-х – начало 40-х годов.

  2. Принятие и содержание Конституции 1936 года.

Изменения в политической сфере фиксируются в ст. 26 Конституции 1936 года. Связано с усилением роли партийного аппарата, сосредоточением государственной власти в руках партии. Процесс концентрации власти закончился в период форсированной индустриализации, коллективизации.

  1. Все должностные лица, все чиновники были членами ВКП(б)

  2. Все партийные органы дублировали государственные органы

  3. Все партийные руководители были членами военных советов округов

  4. Все важнейшие политические решения вначале принимались партийным органом, а затем в качестве директивы шла к государственным органам

Ст. 26 определяла ВКП(б) как руководящее ядро политической системы – беспрецедентный случай, когда партия закреплялась в качестве руководящей роли государства. В этой статье перечисляются общественные организации как часть политической системы.

Политическая система государства (по ст.26):

  • Партия

  • Профсоюзы

  • Кооперативные объединения

  • Организации молодёжи

  • Спортивные и военные организации

  • Культурные и научные общества

Отсутствуют общественно-политические организации; все организации находятся под влиянием партии, государства.

Только те элементы, которые перечислены в Конституции, - законны.

Исполкомы советов и соответствующие наркоматы определяли критерии допустимости общественных организаций; т.е. система был строго фиксированной; в дальнейшем существенных изменений не происходит. В сталинское время это способствовало усилению административного аппарата; прежде всего, аппарата правоохранительных органов.

В начале 30-х годов – реформа милицейских органов. Цель – активное привлечение органов милиции к деятельности ОГПУ. В этом направлении в 1931 году вдвое увеличивается численность милиции; усиливается централизация милицейских органов. Важный момент – милиция выводится из подчинения НКВД и подчиняется непосредственно ОГПУ (объединенному государственному полит управлению). Упраздняются НКВД союзных республик, что способствует централизации милиции; в 1932 году при ОГПУ создается Главное управление рабоче-крестьянской милиции с подчинением ей республиканской милиции, что ещё более усиливает централизацию. Возрастает роль ОГПУ. На протяжении 30-х годов идет расширение функций милиции; в составе появляются структурные подразделения: выдача паспортов, прописка; в связи с ростом беспризорности – детские комнаты; в 1936 в связи с задачей охраны соц. собственности появляются отделы БХСС (борьбы с хищениями соц. собственности); в 1936 появляется отдел ГАИ.

Окончательная реорганизация репрессивного аппарата завершается 10 июля 1934 года, когда ОГПУ СССР было преобразовано в НКВД СССР, а при нем был создан репрессивный орган Особое Совещание – орган внесудебной репрессии, расправы; право внесудебного рассмотрения государственных преступлений (некоторые говорят, что впервые был создан такой орган внесудебное репрессии, но 1 всё же был ВЧК). Для того, чтобы придать «законность» органу, положение от 5 ноября 1934 года в состав Особого Совещания был введен прокурор (или его заместитель). Полномочия: решение о заключении в исправительно-трудовой лагерь сроком до 5 лет; а также выслать на тот же срок за пределы СССР. До 1930 года основным местом лишения свободы были исправительно-трудовые колонии; после – «исправительно-трудовые лагеря». Такой порядок сохранялся до 1 декабря 1934 года; а 1 декабря был убит С.М. Киров; в тот же день было принято постановление Президиума ВЦИК СССР «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов». Постановление существенно урезает юридические гарантии прав обвиняемых по данной категории дел.

Особенности порядка:

  • Сроки следствий – до 10 дней;

  • Обвинительное заключение вручалось за сутки до начала процесса;

  • Дело рассматривалось без адвоката и прокурора;

  • Кассационное обжалование не допускалось;

  • Подача ходатайств не допускалось;

  • Если приговор выносился о высшей мере наказания – то исполнялся в тот же день.

Аналогичный порядок рассмотрения дел вводился 14 сентября 1937 года по делам о вредительстве и диверсиях. По этим делам был увеличен максимальный срок лишения свободы с 10 до 25 лет. По предложению Когановича, дела стали рассматриваться также по упрощенной процедуре; наказание – только расстрел. Учитывая возросшее количество дел, наказания проводились по спискам.

Особое совещание стало действовать не в полном составе, а в виде «двоек» и «троек», куда входил нарком Ежов, НКВД Берия, прокурор Вышинский. Судебный порядок от 14 сентября мало отличался от порядка 1 декабря 1943 года.

Меняется направленность карательного аппарата; если репрессии конца 20-х – начала 30-х годов были направлены против остатков кулачества, нэпманов, старой интеллигенции; то во второй половине 30-х годов репрессии коснулись партийных советских работников, командного состава армии, кадров советской интеллигенции (работников НКВД в 1937 году было репрессировано 20 000).

Деформируется и гражданское судопроизводство; характерная черта – упрощение процесса. Расширяются пути судебного усмотрения, а также недопущение кассационного обжалования по некоторым гражданским делам; устанавливаются ограниченные сроки на возбуждение надзорного производства. Характерная особенность – наказательный характер решений суда, т.е. выселение из квартир лиц, лишенных избирательных прав и ограниченных в правах вообще; конфискация имущества, распределение его между советских и партийных работников. Решения выносились судами.

На II съезде прокурорских работников: «минимум формы, максимум классовой сущности» - т.е. определения должны главное служить целям государства, а не законам. Иллюстрация этому положению – возникновение массы товарищеских судов, где нарушались элементарные гарантии законности. Дела не заводились, протоколы не велись, выносились решения, которые превышали компетенцию.

В первой половине 30-х годов были приняты постановления ВЦИК и СНК о революционной законности от 25 июля 1932 года и постановление о строжайшем соблюдении процессуальных норм в гражданском процессе от 28 сентября 1935 года. Создавали иллюзию законности; чтобы рассеять иллюзию, Вышинский: «в действительности мы имеем не поворот назад к правовому государству, а движение вперед к бесклассовому социалистическому обществу», признав, что социалистическое государство противно правовому государству.

Поэтому законность в 30-е годы понималась специфически – укрепление централизаторских начал в управлении. Означало одно – деформация гражданского судопроизводства. В феврале 1930 года Верховный суд попытался выступить против беззакония, попытался отменить решение Московского суда о выселении нэпманов; зампред московского суда: «если я буду судить по гражданскому кодексу, то меня будут судить по уголовному кодексу».

Динамика: в 1929 году гражданских дел рассматривалось в 2 раза дел больше, чем уголовных (103 000 : 53 000). В 1930 году (69 000 : 53 000). В 1931 ещё больше уголовных. Связано с тем, что большинство дел стало квалифицироваться как уголовные.

Следующий шаг по пути укрепления командно-административной системы – установление в декабре 1932 года особого паспортного режима. Паспорта вводились для населения городов, рабочих поселков, районный центров, новостроек, совхозов, МТС, а также в 100-км зоне вдоль европейской границы СССР и в нескольких пригородных зонах. Среди этих перечней отсутствовало сельское население; по сути, колхозники паспортов не имели, а учитывались по спискам сельсоветов. В 1923 году аннулированы паспорта, взамен было введено удостоверение личности, получать которое было необязательно. Заполнялось со слов гражданина без фото (в дореволюционных паспортах присутствовал хотя бы словесный портрет).

В декабре 1932 года параллельно с введением паспортов вводится институт прописки; непосредственный повод – резкий рост преступности, обусловленный индустриализацией и коллективизацией; индустриализация привела к миграции сельского населения в города; но не хватало жилья и продовольствия в городе для сельского населения. Около 1 млн. крестьян по заниженным данным мигрировало в города.

Прописка «приковала» крестьян к деревне; по положению 1940 года паспорта выдавались во всех городах, поселках городского типа, но в селе не выдавались, несмотря на то, что конституция 1936 года провозгласила полное равноправие граждан, отменила ограничение прав по классовому признаку; в реальности – прописка ограничила права крестьян. Когда стали выдаваться пенсии – у колхозников ниже. Некоторые авторы говорят: «В с/х сложился крепостнический уклад».

Лишь только в 1974 году крестьяне получили паспорта и исчезла графа «социальное происхождение».

Так как общая численность лиц, причисленных к классовым и враждебным элементам, при населении 160 млн. человек, поэтому суды не справлялись с обилием дел. С 1929 года поэтому и возникают судебные тройки, куда входили секретарь райкома партии, председатель райисполкома и начальник местного ОГПУ. Отчасти деятельность была легализована постановлением от 1 февраля 1930 года, изданным СНК «о мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Именно там говорится об этом специфическом институте. В этот период времени деятельность двоек и троек, имевших право вынесения судебных приговоров, строилась на основе УК 1926 года, где есть статься о спекуляции: всех лиц, которые прятали хлеб, излишки продовольствия – стали считать спекулянтами и выселять в Западную Сибирь и др. отдаленные места.

Репрессии в государстве создали громадную армию рабочих бесплатной силы. В 1928 году замнаркома высказался за использование труда осужденных в освоении отдаленных территорий, на заготовке леса, на земляных работах и пр. (статистика: в 1928 году экспорт деловой древесины возрос в 6 раз). Фактически, именно использование труда осужденных позволяет говорить о рабовладельческом укладе.

Впервые за период 1933-37 годов в СССР уменьшилась численность населения на 3,7 млн. человек: голод 1932-33 + репрессии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]