Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по МЧП к экзамену.docx
Скачиваний:
658
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
478.53 Кб
Скачать

3. Специальные принципы международного частного права:

― понятие и назначение специальных принципов МЧП;

― нормативное содержание специальных принципов МЧП;

― действие специальных принципов МЧП.

Специальные принципы характеризуются тем, что они регулируют определенную группу общественных отношений, имеют нормативное содержание и не противоречат общим принципам международного права.

Характерны только для международного частного права. Но они характерны для международного частного права в целом. Долгое время о специальных принципах не писали ничего. Но 5 лет назад Г. К. Дмитриева подготовила статью, в которой предложила три принципа международного частного права.

  1. Принцип суверенного равенства национальных правовых систем. Оно означает право каждого государства самостоятельно формировать свою собственную правовую систему без вмешательства извне. Однако могут возникнуть ситуации, когда в правоотношениях участвует иностранец и коллизионная норма отечественного правопорядка указывает на применение иностранного права. Гражданский Кодекс РФ специально устанавливает, что отказ в применении иностранного права не может быть основан на отличии правовой, политической, экономической системы другого государства от соответствующих систем Российской Федерации. Ст. 1191 ГК устанавливает, что российский суд обязан применить иностранное право в соответствии с официальным толкованием доктрины и практикой соответствующего государства. Т. е. иностранное право российскими судами применяется в точно таком же понимании, в каком его бы применил соответствующий иностранный суд.

Если вы заключаете коммерческий контракт, в качестве применимого права может быть избрано право любого государства. Суды и арбитражи не могут игнорировать выбор сторон и обязаны применить иностранное право.

  1. Принцип защиты отечественного правопорядка. Каждое государство стремиться ограничить применение иностранного права в своем правопорядке. С этой целью вводится оговорка о публичном порядке и понятие императивных норм. Однако вряд ли данную категорию можно рассматривать как отдельный принцип, поскольку он состоит из двух различных общих понятий международного частного права – это понятие публичного порядка и понятие императивных норм.

  1. Принцип наиболее тесной связи. По сути представляет не принцип, а гибкую коллизионную привязку. Он означает, что к правоотношениям должен применяться закон государства, с которым правоотношение наиболее тесно связано. В ст. 1186 говориться о том, что если коллизионные нормы не позволяют определить применимое право, то применяется закон государства, с которым правоотношение наиболее тесно связано. А здесь судья оценивает фактические обстоятельства и выявляет связь с правом определенного государства, здесь никогда нельзя предсказать, какое право это будет.

Но существует и иной подход в выделении специальных принципов МЧП (Галенская) .

Принцип равенства субъектов. Означает, что все субъекты МЧП юридически равны. Существуют основные субъекты МЧП – физические и юридические лица, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации, Субъекты федераций, муниципалитеты, общественные организации, политические партии. Это все несуверенные субъекты. Но в международных отношениях невластного характера участвуют все субъекты международного публичного права. Когда государство вступает в правоотношения с основным субъектом, оно не пользуется иммунитетом, иначе не достигалось бы равенство. Сказанное касается самых разнообразных отношений с участием государства, не только коммерческих, но и трудовых, отношений, связанных с собственностью (классической, интеллектуальной), т. е. тенденция международно-правового регулирования такова, что иммунитет государства ограничивается во всех международных отношениях невластного характера. Но у нас есть еще один субъект, который пользуется иммунитетом – межгосударственная организация, а иммунитет межгосударственной организации – это аналог абсолютного иммунитета государства, т. е. если речь идет о коммерческих отношениях межгосударственная организация пользуется иммунитетом (проще говоря – иммунитет межгосударственной организации шире, чем иммунитет государства), но уже появились доктринальные воззрения, согласно которым иммунитет межгосударственной организации следует ограничивать. Но нормативного ограничения нет.

Принцип права на защиту. Является конституционным принципом. Поскольку в конституциях многих государств зафиксировано, что каждый вправе защищать свои права всеми предусмотренными законом способами. В международном частном праве данный принцип утвердился благодаря договорам о правовой помощи. Ряд договоров о правовой помощи, например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, которая в ст. 1 говорит, что граждане каждого из договаривающегося государств пользуются в другом договаривающемся государстве правом на защиту своих гражданских прав, они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, другие органы, к ведению которых отнесена защита гражданских прав. Наше российское законодательство в арбитражно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексе содержит специальные главы об участии иностранных лиц в процессе. Само участие иностранца в процессе не поставлено в зависимость от постоянного проживания, временного пребывания, т. е. потенциально любой иностранец может обратиться в суд РФ, если при этом соблюдаются установленные правила подсудности. Сказанное касается только права на защиту – другие права так безусловно не признаются.

Принцип недискриминации. Данный принцип тесно связан с принципом равенства субъектов. Все субъекты международного частного права равны, в отношении них не должна осуществляться дискриминация по признакам гражданства, расы, пола и т.п.

Отдельно следует сказать о не дискриминации граждан непризнанных государств. К непризнанным государствам можно отнести Приднестровскую Молдавскую Республику, Абхазию. Граждане этих государств заключают браки, воспитывают детей, вступают в иные частноправовые отношения. Браки, заключенные на территории этих государств, будут признаваться вне пределов их территории. Кроме того, российский суд не может отказать в признании и исполнении решений судов непризнанных государств, касающихся прав граждан и юридических лиц, именно в силу действия принципа не дискриминации.

Принцип lex fori (закон суда). Мы знаем, что отечественные суды могут применять иностранное право. Однако они применяют только материальное право (гражданское, семейное, трудовое право в части материальных предписаний), т. е. к существу разрешения спора может быть применено иностранное право, но государственные суды всегда применяют процессуальное право своего государства. Стороны своим соглашением не могут избрать применимое процессуальное прав, если они избрали государственный суд.

Это общее правило, которое имеет исключения.

Государство одно может попросить другое государство выполнить некие процессуальные формальности – например, допрос свидетеля и присягание, а в другом государстве форма приведения к присяге иная, поэтому свидетель приносит присягу дважды – по национальному и иностранному праву. Но это возможно лишь в том случае, если государство согласиться. Но если скажет нет, то на этом вопрос исчерпан.

Применение отдельных процессуальных норм иного государства может быть предусмотрено международным договором. Как правило, это договоры о правовой помощи – соглашения, по кот одно государство в ответ на просьбу другого государства допросить свидетеля, произвести выемку и иные процессуальные действия. Как правило, эти действия производятся по принципу lex fori. Но государство может попросить произвести по своему законодательству. И если даже откажут в просьбе, то все равно доказательство будет допустимо, так как в КРФ написано, что при коллизии ФЗ и международного договора приоритет за международным договором, а в нем lex fori.