Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Любовь к мудрости.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
1.09 Mб
Скачать

1) Сознание.

2) Бунт.

3) Страсть.

Прыжок веры – некто отрицает абсурдность бытия и пытается скрыться в догме. Это убежище в обмане.

Камю считал, что смысл жизни не дан, а задан. Смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя.

Миф и Сизифе.

Сизиф бросил вызов Богам. Когда пришло время умирать, он попытался сбежать из преисподней. За это Боги решили его наказать: вечно он должен был вкатывать огромный камень в гору, откуда тот неизменно скатывался вниз, и все нужно было начинать сначала. Боги полагали, что на свете нет ничего ужасней, чем тяжёлая и бесполезная работа. Камю считает Сизифа абсурдным героем, который живёт полной жизнью, ненавидит смерть и обречен на бессмысленный труд. Сизиф наиболее интересен Камю, когда он спускается к подножию горы к скатившемуся камню. Это поистине трагический момент, в который герой осознает своё безвыходное положение. У него нет надежды, но нет такой судьбы, которая не может быть преодолена с помощью презрения к ней. Осознание правды позволяет принять и покорить её. Камю утверждает, что когда Сизиф осознает бесцельность своей задачи и однозначность своей судьбы - он обретает свободу в понимании абсурдности собственной ситуации и достигает состояния умиротворенного принятия. Камю заключает, что «все хорошо» и, несомненно «Сизифа следует представлять себе счастливым».

Альбер Камю. Повесть «Посторонний».

Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Мерсо устраивает такой порядок вещей, он примирился с ним. Он смотрит в глаза обыденности, работе, без эмоциональности и его это полностью устраивает. В конце Мерсо примиряется с этим абсурдом и миром, готов все это пережить заново. Отсюда возникает важный момент, который Камю пояснил эссе, которое он выпустил через несколько месяцев после «Постороннего». «Миф о Сизифе». Для Мерсо не существует морально-этической системы, потому что ему не нужно определять, где на системе координат находится добро, зло, нравственность и безнравственность. (об этом свидетельствует его отношение к чужим и своим поступкам, к легкости, с которой он совершил убийство, к безразличию, с которой он сначала отправил мать в богадельню, а затем и схоронил, даже не посмотрев на нее в последний раз). Он попросту не мыслит подобными категориями. Абсурд — это одновременно и сам порядок вещей, и его ясное осознание некоторыми людьми. Мерсо лишь в последнюю ночь в камере перед казнью осознает, что он безразличен миру также, как и мир безразличен ему.

С семинара:

В Постороннем у Камю скрытый герой - Солнце, оно присутствует везде, и когда он совершает убийство и когда он последнюю ночь в камере, когда он приходит на допрос, то видит, что у следователя завешены окнаМиф и Сизифе Камю Сизифе прошел через все эти стадии, вначале сознание, затем абсурд (живой вернулся из мертвых и стал бессмертным) он затем бунтует (не хочет возвращаться), затем ему предстоит тащить камень вверх- это принятие, и лишь когда камень обратно скатился и Сизифе добровольно идёт вниз, чтобы его закатить обратной в этот момент, когда он спускается, он является абсурдным героем, так как он ставит себя выше богов, он отвергает из смысл наказания и обретает свой собственный смысл. Сизифа представлениям считать счастливым 

Хайдеггер

Хайдеггер «Бытие и время» 1927. В ней излагались принципы экзистенциального мышления, его понятийный аппарат.

Книга «Бытие и время»

Классическая философия, размышляя о мире, считала человека одним из видов существующего, то Хайдеггер предлагает другой подход6 он считает, что бытие человека это есть исходная реальность, причем реальность, которая обладает приоритетом по отношению ко всем другим вилам бытия, реальности.

Человеческое бытие – это исходный путь дял понимая всех остальных компонентах этгго мира7 прежде, чем говорить о науке, мире в целом, надо понять человеческое бытие. И если мы разобрались с вопросом, что такое человек, что такое человеческое бытие, мы можем описать и все сущее.

Основа мира в целом лежит в человеческом сознании.

Сознание, которые интересует экзистенциалистов – это сознание не просто познающее.

Человеческое сознание – прежде всего сознание, которое чувствует, страдает, ощущает, сознание, которые озабочен, сознание, которые ощущает свою смертность. Понятие, которые используются Хайдеггером прежде всего, он определяет словом «экзистенциалы». Он их противопоставляет тем понятием, которыми привыкла апеллировать традиционная философия, та, которая началась с Аристотеля. Хайдеггер вместо этого всего предлагает свои понятия экзистенциалы. Пример: понятие страха, заимствованное у Кьеркегора, проект, свобода, забегание вперед, бытие в мире.

Бытие человека – бытие в мире, оно самое есть единство объективного и субъективного. Что это значит? Чтобы это понять, мы должны использовать и другие экзистенциалы, такие как проект и забегание вперед. Человек отличается от вещи. Вещь — это то, что она есть, а человек есть не только то, что он есть. Человек — это не только наличность, но и возможность.

Человек — это не только его физическое существование. Человек — это одновременно и его стремления, планы, надежды, его страхи, намерения.

Если убрать из человека все надежды, мечтания и т.д., то и от человека ничего не останется, так что человек суть единство объективного и субъективного. Он есть «вещь», обладает физическим существование, но одновременно, он обладает и субъективным существованием. Важнее субъективное существование. Человек всегда забегает вперед, он всегда проектирует себя. В человеке всегда присутствует образ будущего самого человека в будущем. Он всегда ставит перед собой определённые цели, задачи, он чувствует определённые надежды, разочарования, заглядывая в будущее.

бытие человека не в тот момент физического времени, где пребывает человеческое тело.

Бытие человека отличается от бытия вещи.

Хайдеггер говорит о том, что в человеческом бытии прошлое, настоящее и будущее всегда связано между собой. Они взаимно проникают друг в друга. Прошлое – это то, чего нет в физическом смысле. А в человеческом значении это то, что есть. Также и будущее. Его нет в вещественном смысле.

Для Хайдеггера важно вот что: подлинное и неподлинное существование.

Он считает, что неподлинное существование — это то существование, в котором мы явно ощущаем перевес моментом настоящего. Если моменты настоящего перекрывают и прошлое и будущее, во вторых он говорит, что одним из признаков неподлинного существования является по его словам обречённость вещами. Дело вот в чем. В неподлинном существовании человек рассматривает себя по аналогии с вещами.

Если человек себя осознанно или неосознанно обвиняет, сели он престает мыслить самостоятельно. Если он перестает испытывать сильные эмоции. Он усредняет себя с другими людьми. Человек готов поставить на свое место другого человека, заменить свое место любым другим человеком.

Когда мы культивируем объективный взгляд на человека, мы рассматриваем человека как вещь. Человек суть единство объективного и субъективного. Человек который рассматривается объективно это человек, который обезличивает свой собственный мир, что в этом отношении может человеку помочь? Хайдеггер говорит о смерти. одна из характеристики человеческого бытия – его конечность и это свойство осознается самим человеком.

Он говорит о том, что надо попытаться посмотреть в глаза смерти (не надо понимать это буквально). Посмотреть в лицо смерти можно посмотреть в спокойной ситуации – это значит почувствовать свою смертность, испытать экзистенциальный страх. Подлинное существование предполагает осознание своей конечности, смертности, свободы.