Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Любовь к мудрости.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Мартин Лютер. О свободе христианина.1

(1520)

Основные идеи:

1. Человек является свободен, и одновременно покорный слуга. Α — Христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется.

ω — Христианин является покорным слугою всему и всем подчиняется.

2. с духовной «внутренней» позиции, человеку для спасения достаточно лишь веры. никакие добрые дела не могут спасти человека. Лютер также пишет о том, что душа человека в таком случае сливается с душой Христа, и все и них общее, и любые грехи нипочем «И не радостное ли это хозяйство, когда богатый, благородный, праведный жених Христос вступает в брак с бедной, презренной, дурною блудницей, избавляет ее от всякого зла и украшает всяческими благами? Уже невозможно ей быть проклятой грехом, ибо грехи отныне возлагаются на Христа и пропадают в Нем.(стр. 9)». Только вера и все, не важно, сколько и каких добрых дел ты делаешь, без веры все напрасно ««Ты должен почитать единого Бога». И будь ты ныне суетен до пят добрыми делами, ты все-таки не стал бы праведным и не воздал бы никакого почитания Богу и, таким образом, не исполнил бы первейшей заповеди. Ибо нельзя почитать Бога, если не признавать за Ним Истину и все блага, чем Он поистине и является. А этого не достигнуть никакими добрыми делами, но только верою сердца. (стр. 9)». так почему же добрые дела не могут спасти человека, а только вера? Лютер приводит хорошие примеры на стр. 17 «Хороший или плохой дом не сотворит никакого плотника, хорошего ли, плохого ли, но хороший или плохой плотник построит хороший или плохой дом(стр. 17)». Но если человек истинно верит, что будет и вести себя соответствующе, то есть будет соблюдать и так все заповеди. Человек будет ограничивать собственные телесные страсти. Заповеди, по мнению Лютера – это хорошо, так как дают определенное правило поведения, но не дают сил, чтобы их соблюдать, силы может дать только вера. Поэтому заповеди предназначены лишь к тому, чтобы посредством них человек узрел свою немощь к добру, и учат его сомневаться в себе самом. Например, заповедь: «Не имей дурного вожделения», доказывает, что все мы грешники и что не бывает людей без дурного вожделения, поскольку люди делают то, что им хочется. От этого приучается человек отчаиваться в себе самом и искать помощи в чем-нибудь ином, дабы быть без дурного вожделения и таким образом исполнить заповедь; ибо из себя самого он исполнить ее не может.

Также критикуется Католическая церковь: «какая разница между священником и мирянином, раз они все священники? Отвечаю: с подобными словечками, как «священник», «поп», «духовного звания», произошла та несправедливость, что они из общей кучи были перенесены на малую кучку, которая теперь называется духовное сословие. (стр 12)».

«мы, пожалуй, все равные священники, мы, однако же, не все смогли бы служить, управлять или проповедовать. Так говорит св. Павел (I Кор. 4): «Люди должны разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Евангелия». Ныне же из сего управления произошло такое мирское, внешнее, ужасное господство и власть, что с ними ни в какую не сравнится власть действительно мирская;(стр 12)».

При этом человек не должен бездельничать, а все равно как-то «укрощать» свое тело, ведь даже у Адама в раю была задача ухаживать за садом, дабы не бездельничал, и он выполнял ее добровольно, не «из-под палки», так и человек относительно добрых дел: «Из этого следует, что каждый сам может выбирать себе меру и скромность, как истязать свое тело, ибо он настолько будет поститься, бдить, работать, насколько, по его усмотрению, нуждается его тело, чтобы заглушить его озорство.(стр. 16)».

Что относительно других людей? «так что один будет служить другому и каждый будет заботиться не о себе и не о своем, но о других и о том, в чем они нуждаются».

Смотри, вот Паулюс ясно установил христианскую жизнь в том, что все дела должны быть праведными и к добру для ближнего, в то время как для себя ему довольно одной своей веры (стр 20)».