Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Любовь к мудрости.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Неоплатонизм, гностики, манихеи.

Основные идеи неоплатонизма

Близ конца античной эпохи, в противовес широко распространившемуся тогда скептицизму, возникло мощное философское течение, которое упорно настаивало на возможности знания о сверхчувственном и сосредоточилось на развитии учения о божестве и его отношениях к миру и человеку. Мыслители этого направления взяли за основу философию Платона. В убеждении истинности причудливых построений гениальной платоновской фантазии они построили на них новую, оригинальную религиозно-философскую систему – неоплатонизм. Неоплатонизм основывался на теоретических и практических мыслях, родственных учению Платона об идеях, но впитал в себя влияния и других тогдашних теорий. Неоплатоники составили систему, очаровывавшую воображение богатством мистических воззрений и символов. В глубокомысленных древних мифах об Аполлоне очистителе, исцелителе, заступнике и о Геракле, человеке, сделавшемся богом, под покровом аллегорий неоплатонизм отыскивал учения о сущности души, об отношении божественного духа к человеческому, в старых восточных мистериях и символах – великие истины о вечной, постоянно обновляющейся жизни человеческой души. В халдейских прорицаниях, в теогонических поэмах и в гимнах Орфея, которым народное легковерие придавало глубокую древность, находили тайные учения греческой и восточной мудрости; принимали за божественное откровение фантастические книги, приписываемые египетскому богу или полубогу, Гермесу Триждывеличайшему (Трисмегисту), отцу всей религиозной мудрости, всех наук и искусств. Эти книги, переведенные в александрийское время на греческий язык или просто сочиненные греческими мистификаторами, излагали религиозно-философские идеи во вкусе александрийского века, мистические учения о боге, вселенной и душе, астрологические и магические фантазии.

Так неоплатонизм построил систему религиозного и философского синкретизма, соединявшую основные восточные и греческие фантастические идеи в хаотическое целое. Это было нечто, подобное идеальному пантеону; божества, мифы и символы всех народов сливались в этой системе, значение их истолковывалось аллегорическими объяснениями в духе учения Платона об идеях. Строгое, стоическое учение о добродетели и воздержании было утрировано неоплатониками во вкусе восточного аскетизма. Верование в духов и в чудеса, скоро дошли до крайней фантастичности. Люди того века чувствовали сладострастное восхищение, погружаясь в мистицизм. Неоплатоническое течение проявлялось в основных своих идеях обоготворением даровитых людей, считавшихся основателями святой жизни, смешением всяческих форм богослужения, влечением к мистическому слиянию с божеством, достигаемому посредством аскетизма и фантастических обрядов, презрением к практической жизни, которая сделалась более или менее нечистой.

 Основатель неоплатонизма – Аммоний Саккас

Синкретическая философия неоплатоников возникла в Александрии, где соприкасались и отчасти смешивались греческие системы и восточные религиозные умозрения, иудейство и христианство. Основателем своего учения неоплатоники считали Аммония Саккаса. Он был уроженец Александрии, сын христианских родителей, воспитанный в христианстве. Но его великий ученик Плотин (205-270 гг.), уроженец египетского города Ликополя, стал для основателя неоплатонизма тем, чем был Платон для Сократа. Плотин обнародовал его учение; но оно сильно видоизменилось, проходя через богатую фантазию трактователя.

 

Неоплатонизм Плотина

В 244 г. Плотин переселился в Рим и стал там одним из знаменитых лекторов. Благодаря 26-летней деятельности Плотина в столице империи множество людей стало восторженными последователями неоплатонизма и его аскетической морали, отрекались от мирской суеты, предавались подвижничеству. Совмещая строгое подвижничество с греческим светлым настроением души, Плотин вел воздержную жизнь, избегал чувственных удовольствий, не ел мяса. После смерти Плотина распространителем неоплатонизма стал его ближайший ученик Порфирий (233-305 гг.).

Сочинения Плотина составляют шесть «девятикнижий» (эннеад). В них явственны влияния иудейской религиозной философии Филона и египетской мифологической символистики. Система Плотина проникнута романтическим мистицизмом. Он верит в явления богов и духов людям, с точностью описывает разные разряды духов, верит в прорицания, пропагандирует мистерии и колдовство, в основе которого, по его мнению, лежит симпатия, соединяющая в мире все предметы. Неоплатонизм Плотина призывает поднять очищенную аскетизмом от чувственности душу на такую высоту, где она обретает способность «созерцать божество», таинственно соединяться с богом в восторженной любви. Устами Плотина неоплатонизм утверждает, что мыслящий дух человека – лишь истечение бога, что вселенная имеет живую душу, которая, как и человеческий индивид, жаждет вернуться к богу.

Истина (тождественная благу) у Плотина не постулат мышления, как у Платона, а принимаемый не допускающей никаких сомнений верой источник всего существующего. Неоплатонизм пытался довести умосозерцание до такой экзальтации, в которой человек чувствует в себе божественную природу. Тем самым неоплатоники открывали человеческому мышлению путь, на какой оно до него у западных народов не вступало, становясь предшественниками христианских философов. Он ставил тот вопрос, который сделался верховным вопросом их мышления. В неоплатонической теологии были соединены все нити древней греческой философии: ум («нус») Анаксагора, единое неизменное бытие Парменида, вечная первобытная единица пифагорейцев, идеи добра Сократа и Платона, неподвижный, движущий все разум Аристотеля, божественная природа стоиков. У Плотина все эти начала являются моментами и действующими силами в божественной триаде.

Гностики.

Именем гностиков в первые века христианства называли по преимуществу тех религиозных философов, которые, по обычаю греческих философов различали веру от знания, обыкновенные верования, излагаемые для всех, – от высшего познания религиозных тайн, доступного лишь немногим посвященным или одаренным высокой силой ума. Гностицизм делился на разные секты, смотря по тому, какие идеи преобладали у тех или иных его учителей: восточные теософические или греческие философские. Большее влияние в гностицизме имели восточные фантастические представления.

Ни одна из гностических сект не доходила до единобожия в точном смысле слова, до понятия о едином боге, создавшем все по своей свободной воле и непосредственно, неограниченно правящей вселенной. Бог гностиков существо сокровенное и, собственно говоря, чуждое миру; до сознания о себе он достигает только посредством возникновения множества существа, истекающих из него (его эманаций). Эти существа делятся на множество степеней по градациям своего участия в божественной природе. Видимый мир, по учению гностицизма, не создан свободной волей этого бога; его создал из мертвой злой материи Демиург («Строитель мира»), божественное существо, подчиненное высочайшему богу. Человек тоже создан Демиургом. Над ним властвует слепая судьба, на его жизнь имеют влияние разные существа, владычествующие над пространством между землею и небом. Согласно гностическим теориям, человек не имеет свободной воли, потому он, собственно говоря, не грешит и не ответствен за свои поступки.

Материя у гностиков – источник зла; пока человек находится под влиянием материи, он остается в узах зла, он не спасен. Спасение совершается тем, что существа светлого царства (эоны) освобождают человека от материи, переносят его в царство света. Одно из таких существ, по учению гностицизма, – Христос. Он один из высших эонов, явившийся на земле для того, чтобы воспринять вселенную в полноту божественной жизни и превратить великое распадение, владычествующее во вселенной. Таким образом, Христос в гностицизме – существо мифическое и аллегорическое. Его человеческая природа, его страдание и смерть утрачивали в гностицизме то значение, какое имеют в христианстве.

Люди должны освобождаться от владычества тела аскетическим подвижничеством, окончательное освобождение от него дает им смерть. Сделавшись после смерти духовными существами, подобными ангелам, они входят с торжеством в царство света. Гностицизм не придавал большого значения ни церковным таинствам, ни священному писанию. На церковную веру он не нападал, находя, что она необходима для массы народа, неспособной понять духовной истины, но свое учение ставил гораздо выше этой веры.

Нравственное учение и образ жизни гностиков колебались между противоположными крайностями. Некоторые секты возлагали на себя строгое подвижничество, доходившее нередко до самоистязаний и добровольного предания себя на мученичество. Другие секты учили, что человеку, дух которого освободился от рабства материи, дозволительно все, освобождали себя от соблюдения всяких законов нравственности, предавались всяким излишествам чувственных наслаждений. Но при всех своих недостатках, главным из которых было стремление поставить узкую группу «просветлённых» вождей над тёмным «стадом» обычных верующих – гностицизм имел очень сильное влияние на ход религиозной жизни тех времен. Он был попыткой сближения веры с наукою; но это сближение он производил фантастически, часто прибегая к явному обману, и, не имея реальных основ, пал.

манихеи.

Секта манихеев, имела множество последователей на Востоке, в Африке и в Италии, подвергаясь одинаково суровому гонению от язычников и христиан. Основателем манихейства был Мани (216 – 273 или 276), маг, человек очень даровитый, ученый, много путешествовавший. Он задумал преобразовать все те религии, с какими ознакомился, и соединить их в одну. Отвергнутый христианами, Мани вернулся в Персию, приобрел себе большое уважение у царя и народа. Но зороастрийские жрецы (маги) отвергали его. Был объявлен лжеучителем и распят на кресте. С него содрали кожу, набили ее соломой и повесили на воротах персидской столицы в устрашающий пример его последователям. Манихейство было смесью персидской религии с христианским гносисом и основной своей идеей имело представление о двух противоположных началах, добром и злом, ведущих между собою борьбу в природе и в душе человека.

По учению манихеев, от вечности существуют два начала, независимые друг от друга, враждебные одно другому: Бог в царстве света и Демон в царстве мрака. Но в царстве мрака никогда не было спокойствия и согласия. Злые силы постоянно вели между собою злобную борьбу и наконец в своих тревожных передвижениях донеслись до границы своего царства и увидели царство света во всем блеске его. Прекратив вражду между собою, они соединились на борьбу против царства света. Для борьбы с ними, учит манихейство, Бог создал первого человека из вечного света и дал ему пять чистых стихий: свет, огонь, воздух, воду, землю. Он был побежден, и хотя сам спасся, но часть его света была увлечена силами зла в царство мрака. Для того, чтоб этот свет избавился от плена, бог через посредство «Матери жизни» создал видимую вселенную, в которой похищенный мраком свет составляет жизненное начало, душу вселенной и ожидает избавления себе от плена.

Чтобы совершить это избавление, от бога произошли два новых светлых существа: Христос и Святой Дух. Христос или Митра, по утверждению манихеев, живет на солнце и на луне, а Святой Дух – в эфире, распространяющемся над вселенной. Они привлекают к себе силы света, погруженные в материальном мире, и возводят их обратно в царство вечного света. Чтобы удержать в материи заключенные в ней силы света, демоны создали новое существо – нынешнего человека, по образу первого. Согласно манихейскому учению в человеческом сердце повторяется великая борьба между царством света и царством тьмы, так что в человеке соединяются оба противоположных царства. Человеческая душа свободна и по своему существу принадлежит царству света. Но соблазны материи и обольщения Демона держат ее в оковах тьмы. Таким образом, в язычестве и в иудействе «сын вечного света» был связан узами материи, был «Иисусом Страждущим».

Чтобы дело избавления совершилось быстрее, Христос, сидящий на престоле по правую сторону светлого бога, покинул свой небесный престол и явился на земле, облеченный призраком тела. Его страдания и смерть на кресте, говорит манихейство, были только кажущимися. Это был символ того страдания, в котором находится свет, разлитый по всей природе, связанный узами материи. Он разлит в природе повсюду, но особенно в растительном царстве, и повсюду страдает. Христос своим учением начал избавление света, привлекая его к себе, так что спасение мира действительно исходит от креста, сияющего светом – в этом, по мнению манихейства, христиане правы. Но апостолы поняли учение Христа в своем иудейском смысле, и оно изложено ими неудовлетворительно. Поэтому для довершения победы света явился Мани – обещанный самим Христом «Утешитель». Чистая истина изложена только в манихейских книгах. В конце существования видимой вселенной свет совершенно освободится из царства мрака, и тогда злые силы снова будут враждовать между собой.

Приверженцы манихейства делилась на два класса людей: лишь «избранные» или «совершенные» знали тайный смысл учения и были обязаны соблюдать строжайшее воздержание: не вступали в брак, не ели мяса, не пили вина. Другой класс составляли у манихеев «слушающие» (катехумены), продолжавшие вести обыкновенный образ жизни и, по заступничеству «совершенных», получавшие прощение за свои греховные материальные занятия и удовольствия. В вознаграждение за молитвы «совершенных» они давали им приношения, главным образом состоявшие из оливок; эти плоды, дающие масло, которое употребляется на освещение, считались светлыми плодами и составляли главную пищу манихейского духовенства. Материя, по учению манихеев, – вместилище зла; поэтому они считали недостаточным, чтобы человек владычествовал над своим телом, и считали нужным умерщвлять плоть. Важнейшими заповедями манихейской морали были подвиги аскетизма. Они праздновали воскресный день постом. День смерти Мани был главным их праздником и назывался праздником кафедры (Bema).