Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700315.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Тема 3. Предложение

1. Понятие предложения как основной единицы синтаксиса.

2. Предикативность как основной грамматический признак предложения.

Понятие о синтаксических категориях модальности (объективной и субъективной, модальности предиката), времени и лица.

3. Интонация сообщения.

4. Грамматическое устройство предложения: главные и второстепенные члены предложения, понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

5. Семантическая структура предложения.

6. Актуальное членение предложения.

1. Понятие предложения как основной единицы синтаксиса. В науке нет единого определения предложения: известно несколько сотен различных дефиниций. А.М. Ломов отмечает: «Будучи простой и тривиальной вещью для говорящих, которые пользуются им в речи, даже не задумываясь, как они это делают, [предложение] становится настоящей загадкой, едва лишь мы зададимся вопросом, что это такое» [16, с. 241]. В Большом энциклопедическом словаре «Языкознание» предложение определяется следующим образом: предложение – «любое высказывание (фраза), являющееся сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие» [33, с. 395]. Вслед за лингвистами МГУ мы будем определять предложение таким образом: предложение – это главная полифункциональная единица синтаксиса, средство выражения и сообщения мысли. Предложение выполняет несколько функций: коммуникативную, т.е. функцию сообщения (это основная функция предложения); прагматическую, т.е. функцию воздействия, а также номинативную, т.е. предложение называет определённое событие, ситуацию.

Специфическими признаками предложения, отличающими его от других языковых единиц (в том числе и от словосочетания), являются предикативность и интонация сообщения [27, с. 606; 9, с. 318].

2. Предикативность как основной грамматический признак предложения. Понятие о синтаксических категориях модальности (объективной и субъективной), времени и лица.

Предикативность – важнейшее свойство предложения как единицы языка и речи. Теория предикативности была разработана в начале ХХ века западноевропейской лингвистикой; она исходила из того, что сущность предложения определяет отнесённость его содержания к действительности. В 50-е годы прошлого века эта теория была усвоена русистикой. Понимание предикативности неоднозначно. Более широкое признание получила трактовка предикативности В.В. Виноградовым, который полагал, что предложение формирует особая категория предикативности, «значение и назначение которой... заключается в отнесении содержания предложения к действительности».

Предикативность – это отнесённость «содержания предложения к действительности», которая устанавливается и выражается говорящим (пишущим). В данном понимании предикативность называют и признаком, и основным грамматическим значением, и конституирующей категорией предложения.

Предикативность проявляется и раскрывается в синтаксических категориях модальности, времени и лица. Каждая из этих категорий имеет своё содержание и средства выражения.

Модальность синтаксическая – одна из основных категорий предложения, являющаяся, по образному выражению французского лингвиста Ш. Балли, «душой предложения». Различают объективную и субъективную модальность.

Объективная модальность – это оценка высказывания говорящим с точки зрения реальности/ирреальности. Реальность – это соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами: Наступил рассвет; Скоро наступит рассвет; Брат читает книгу; Брат прочитает книгу; Брат прочитал книгу. Ирреальность – это несоответствие действительности, представление высказываемого как желаемого, требуемого, устанавливаемого (предполагаемого) говорящим: Скорей бы наступил рассвет; Брат, принеси книгу; Книгу!; Скоро наступит рассвет? Когда брат принесёт книгу?

Значение реальности/ирреальности в предложении передаётся с помощью глагольных форм наклонения: в формах изъявительного наклонения передаётся реальность, а в формах сослагательного и повелительного наклонений передаётся ирреальность: Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я (П.).

Средством выражения модальной оценки также является интонация. Так, вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения: Хочешь, я расскажу тебе песню? (М. Г.); А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (М.).

Значение ирреальности может быть выражено частицей бы и при отсутствии глагола: Скорее бы рассвет! (Б.); Кваску бы! (Н.).

Субъективная модальность это оценка содержания высказывания с точки зрения достоверности / недостоверности (уверенности / предположительности). Значение субъективной модальности выражается с помощью вводно-модальных компонентов конечно, бесспорно, может быть, пожалуй, по всей вероятности и др., например: Ты, наверное, забудешь про него. Ты, конечно, проживёшь без родника… А для леса он – как жилка у виска (Рожд.).

И ещё для предложения характерна модальность предиката, которая выражается лексическими средствами в составе сказуемого: хочет (может, должен, любит) писать; хочется (нравится) рисовать и др.

Время – это соотнесённость высказывания с моментом речи. Время обозначается с помощью глагольных форм времени. Время может совпадать с моментом речи (Птицы поют), предшествовать моменту речи (Птицы пели), следовать за ним (Птицы будут петь). Синтаксическое время может проявляться в виде межвременности, т.е. без определённого соотношения с моментом речи: Цыплят по осени считают; Лежачего не бьют (посл.). В предложениях, построенных без глагола обычно проявляется настоящее время: Кавказ подо мною (П.); Поздняя осень (Н.).

Лицо – это отнесённость высказывания к говорящему. Средствами выражения синтаксического лица являются личные формы глаголов, личные местоимения (Я иду по улице; Он шёл по улице; Они будут сдавать экзамен) и конструктивные особенности предложения. Например, если подлежащее выражено существительным, то это является показателем 3-го синтаксического лица: А волны моря с печальным рёвом о камень бились (М. Г.).

Таким образом, значения модальности, времени и лица в комплексе передают отнесённость высказывания к действительности, т.е. предикативность. Совокупность показателей предикативности представляет собой грамматическую форму предложения. Различия в грамматической форме являются одним из основных критериев классификации предложения.

3. Интонация сообщения. Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски [9, с.73]. По мнению В.В. Виноградова, интонационными средствами устанавливается, обусловливается коммуникативное значение слов в предложении, определяется членение предложения и осуществляется его внутреннее единство.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру: начало, развитие, завершение. Даже формально незавершённая конструкция, произнесённая с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная реплика диалога («Когда будет собрание?» - «Сегодня вечером.»). Интонация – это сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения-высказывания, т.е. с последовательным произнесением составляющих его слов.

В структуру интонации входят основные акустические показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждый из аспектов интонации может быть проанализирован и отдельно.

Русский язык имеет определённую структуру повествовательной, вопросительной, побудительной интонации, специфические черты имеет восклицательная интонация. Особую структуру интонации имеют номинативные (назывные), инфинитивные, нечленимые и др. предложения. В русском языке, по мнению исследователей [9, с.73], можно выделить 6 основных интонационных конструкций.

4. Грамматическое устройство предложения: главные и второстепенные члены предложения, понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Предикативность и интонация сообщения – это основные признаки предложения. Кроме того, предложение характеризуется грамматической организованностью. Словоформы в предложении связаны и находятся в определённых иерархических отношениях.

Подчеркнём, что структуру предложения составляют не словоформы как таковые, а члены предложения, т. е. «части предложения, находящиеся в определённых синтаксических отношениях друг с другом» [16, с. 393]. Член предложения могут быть выражены отдельно взятыми словоформами (знаменательными словами) или сочетаниями слов (фразеологизмом, сочетанием знаменательного слова со служебным и пр.). Служебные части речи сами по себе членами предложения не являются. Например, в предложении: В половине десятого раздался звонок (А. Н. Т.) – один из членов предложения выражен словосочетанием в половине десятого, а два других – знаменательными словами.

Главные члены предложения являются важным элементом грамматической организации предложения. Это подлежащее и сказуемое или только один главный член в односоставном предложении. Главные члены образуют грамматический центр (грамматическую основу), предикативное ядро. Они обладают следующими основными свойствами: непосредственно участвуют в выражении предикативности, занимают независимое и господствующее положение в предложении по отношению к поясняющим (второстепенным) членам. Так, главные члены раздался звонок в названном выше предложении выражают реальную модальность, прошедшее время, 3-е синтаксическое лицо; им подчинён поясняющий член в половине десятого. Предложение может состоять только из главных членов.

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение и обстоятельство) – это поясняющие члены предложения, подчинённые главным и «составляющие периферию предложения» [16, с. 393]; вместе с главными они участвуют в выражении высказывания: Неподвижно перед крыльцом висели прозрачные ветви плакучих берёз (А. Н. Т.).

Главные члены предложения могут быть представлены различными словоформами, но не любыми. Эти словоформы в русском предложении можно перечислить. Словоформы, выражающие главные члены (подлежащее и сказуемое), образуют структурную схему предложения. Структурная схема предложения это формальный «синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространённое (элементарное) предложение» [Русская грамматика, 1980; 16, с. 360; 27, с. 611].

Структурная схема записывается символами, которые представляют собой сокращения латинских названий частей речи или их отдельных словоформ, например: N1 (существительное в форме именительного падежа), Adj (прилагательное), V (глагол), Vf (спрягаемый глагол), Inf ( инфинитив), Adv (наречие), Cop (связка).

Наиболее употребительны в русском языке следующие структурные схемы простого предложения:

1) двухкомпонентные схемы:

N1 – Vf: Ветер воет. Гром грохочет (М. Г.);

N1 – N1: Любовь и счастье у нас – синонимы (Ч.);

N1 – Adj: Тиха украинская ночь (П);

Inf – N1 : Говорить речи и поучения собственным детям – задача

невероятно трудная (Мак.);

2) однокомпонентные схемы:

V3s : Вот смерклось (Л.);

Inf : На булате ни написать, ни стереть (посл.);

N1 : Тишина. Полоска света (Тв.).

Структурные схемы могут быть не только свободными, живыми, по которым в русском языке свободно строятся разнообразные предложения, но и несвободными, фразеологизированными, которые наполняются лексически замкнутым кругом слов, например: Мне сейчас не до смеха; Нет чтобы промолчать; Чем он не жених и др.

Все структурные схемы могут быть перечислены, т.е. составляют закрытый список. Так, В.А. Белошапкова выделяет 16 структурных схем предложения. В Русской грамматике – 80 представлена 31 свободная структурная схема, из них двухкомпонентных схем – 22, однокомпонентных – 9.

Итак, структурные схемы – это определённым образом организованные предикативные ядра предложения. Второстепенные члены предложения являются распространителями структурной схемы предикативного ядра. Второстепенные члены или поясняют один из главных членов предложения, образуя с ним словосочетание (висели перед крыльцом, висели неподвижно; ветви берёз, прозрачные ветви), или относятся к предикативному ядру в целом (в половине десятого). Второстепенный член предложения может быть также подчинён другому второстепенному члену (плакучих берёз).

По степени важности второстепенные члены подразделяются на облигаторные (или обязательные) и факультативные (или необязательные). Облигаторные вместе с главными обозначают стержневые компоненты высказывания, без которых оно не передаёт сообщения. Факультативные лишь уточняют, расширяют смысл: Реку и берега снова затянуло снежной метелью (А. Н. Т.).

Главные члены предложения (структурная схема / предикативное ядро / грамматический центр / грамматическая основа) и обязательные второстепенные (облигаторные распространители) вместе образуют модель предложения, которая имеет свободное лексическое наполнение: Берега затянуло метелью; Остров залило водой; Дорожку завалило листьями. Структура предложения является опорой грамматических значений, из которых главное – предикативное. Лексическим наполнением создаётся конкретное содержание предложения. Синтаксис изучает строение предложения, его грамматические значения, но не занимается конкретным содержанием бесконечного множества конкретных предложений, постоянно рождающихся в речи [27, с. 611 – 612].

Есть исходная модель предложения и её модификации. Парадигма предложения – это совокупность всех форм предложения (набор модификаций исходной модели), которые тождественны по информативной семантике и лексическому составу. Можно говорить о временной парадигме предложений: Улица пустынна. – Улица была пустынна. – Улица будет пустынна; о парадигме наклонения: Улица пустынна. – Улица была бы пустынна. – Пусть улица будет пустынна; о варьировании лица: Мне надо идти.- Тебе надо идти. – Брату надо идти. Совокупность форм времени, наклонения и лица представляет собой предикативную парадигму предложения.

Есть широкое понимание парадигматики. В этом случае говорят, например, о модальной или фазисной парадигме: а) Я пою. – Я хочу петь. – Я могу петь. - Я готов петь. – Я люблю петь. – Я привык петь; б) Я начал читать. – Я продолжал читать. – Я кончил читать.

5. Семантическая структура предложения. Лингвисты предлагают различать разные уровня лингвистического анализа: семантический и формальный. Конкретное предложение, построенное по той или иной структурной схеме, оформляет высказывание о событии (положении дел, ситуации), называет это событие (положение дел, ситуацию). Содержание конкретных предложений может быть обобщено и представлено в виде семантической структуры, которая понимается как «схематизированное структурированное представление о том, что говорящий намерен выразить» [19, с. 120].

Семантическая структура предложения отражает объективную структуру ситуации (события, положения дел). Модель ситуации, отражаемая в предложении, есть пропозиция. Центральное место в семантической структуре, в структуре пропозиции занимает предикат, который передаёт существо события. Семантика предиката предопределяет набор актантов-участников события (ситуации, положения дел). Предикат и связанные с ним актанты составляют ядерную семантическую структуру. Например: День был тёплый – содержанием пропозиции является признак предмета, предикат имеет один актант – субъект (это одноместный предикат); Студент читает книгу – предикат активного действия «читает» имеет два актанта – субъект «студент» и объект «книгу» (двухместный предикат); Преподаватель дал книгу студенту – трёхместный предикат: субъект, объект, адресат. Пропозиция может быть оформлена или предикативной единицей – предложением: Брат приехал домой, или непредикативной единицей – словосочетанием: приезд брата домой [27, с. 612].

Следует помнить о том, что вопрос о семантическом устройстве предложения не решается исследователями однозначно, есть разные подходы к его решению. До сих пор проблема описания смысловой организации предложения остаётся дискуссионной (см. работы Н.Д. Арутюновой, Г.А. Золотовой, А. Мустайоки и др.).

6. Актуальное членение предложения. Наряду с конструктивным (формальным) и семантическим аспектами предложения выделяют коммуникативный аспект, в котором «предложение характеризуется как единица коммуникации, со свойственным ей и формально сигнализируемым „сообщительным” смыслом» [21, с. 31].

Как известно, каждое предложение, имея определённую синтаксическую структуру, является средством коммуникации, в процессе которой говорящий в зависимости от своей цели определённую часть передаваемой информации делает актуальной, более значимой.

Актуальное (или коммуникативное) членение предложения – это смысловое членение предложения, оно осуществляется в процессе речи, в определённой ситуации общения, с учётом связи данного предложения с другими. С точки зрения актуального членения в предложении есть тема – часть предложения, содержащая известную информацию, основу высказывания, и рема – часть предложения, в которой сообщается нечто новое, содержится суть высказывания о теме, что и является коммуникативной целью .

Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации, причём интонация является главным показателем. Обычно тема произносится с повышением голоса и отделяется от ремы паузой: К острову пароход подходил | к вечеру (Каз.) (выделена рема); Даша и Телегин | приехали сегодня в два часа дня (А. Н. Т.). При прямом порядке слов тема предшествует реме. При обратном (инверсионном) порядке рема располагается перед темой: Не мужицкое это дело | - носиться в тачанках по степи меж горящими хуторами (А. Н. Т.). Предложения с инверсией экспрессивны; этому способствует интонационное выделение (акцентирование) ремы.

Термин «актуальное членение предложения» был введён чешским лингвистом Вилемом Матезиусом, который связал порядок слов в предложении с актуальным членением. Особенности актуального членения предложения на русском материале были подробно описаны И.П. Распоповым, И.И. Ковтуновой, О.А. Крыловой. Современные лингвистические теории относят актуальное членение высказывания к явлениям речи и связывают его с теорией речевых актов.