Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архитектурно-дизайнерское проектирование город...docx
Скачиваний:
124
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
36.7 Mб
Скачать

5.1 Масштабность городской среды

Понятия о масштабе и масштабности - одни из важнейших в архитектурной теории и практике. С одной стороны, они предлагают прямое объективное сопостав­ление истинной величины того или иного архитектурного или градостроительного объекта с соседним - через зрительное отношение их к «мере всех вещей» - чело­веку. С другой, концентрируют в осязаемой форме представление о значимости это­го произведения для городской жизни и о месте человека в его среде.

Наиболее распространенное значение слова «масштабность» говорит о соответствии размеров пространства и его деталей представлениям чело­века об их комфортном, полноценном восприятии. Не случайно одним из тра­диционных приемов обучения чувству масштаба в архитектурной школе яв­ляется изображение человеческой фигуры на чертежах фасадов и разре­зов - даже неопытный глаз ощущает неудобство, случайность решения, ес­ли общее впечатление от размеров проектируемого сооружения оказывает­ся «меньше» или «больше» относительно этой фигуры. Согласуется мас­штаб изображенного в чертежах архитектурного объекта с ожидаемым «че­ловеческим» в основном за счет двух приемов:

  • выявления так называемых «указателей масштаба», узнаваемых эле­ментов, размер которых зрителю заведомо известен, привычен - мебели, балюст­рад, дверных проемов и т.п. (рис. 5.1);

  • придания проектируемому сооружению, пространству уровня насы­щенности деталями и членениями, характерного для этого класса объектов.

Так, жилому интерьеру присуща измельченность членений, поскольку здесь удовлетворение потребностей реализуется предметами, габариты ко­торых близки к человеческим (мебель, занавеси, ванна и др.) или меньше их (книги, посуда, бытовые приборы). Ожидаемому масштабу вещей отвечает архитектурная трактовка квартиры - выбор профилей столярки, рисунок обоев, тщательная отделка фурнитуры. В городском интерьере исходная ме­ра масштаба меняется - ею становятся габариты автомашины, дерева, рек­ламной установки - именно эти детали среды «потребляет» горожанин, в ар­хитектурной трактовке пространства и его ограждений главными оказывают­ся ритмы оконных проемов, витрины магазинов, пояса и карнизы зданий, че­редования зданий вдоль улицы. Другими словами, среде жилища отвечает масштабная шкала с делениями порядка дециметра, на улице она укрупня­ется, ее главные деления расположены через 5...10 м, и эта привычность ме­трических рядов позволяет зрителю относительно легко квалифицировать «совпадение» масштаба проектируемого сооружения с желаемым.

В произведении архитектурного искусства такие параметры как вели­чина сооружения или пространства, количество их членений являются не только утилитарными, но и художественными категориями, определяющими

сложную цепочку чувственных и содержательных связей между пространст­вом «удобным», функционально и психологически комфортным, и художест­венно нацеленным, навязывающим потребителю нужное архитектору наст­роение (рис. 5.2). Тут мерилом масштаба становится не конкретный человек или вызванный его потребностями процесс, а социально-общественная ус­тановка, «идеальные» замыслы и представления. Нарочно лишенные мас­штабных ориентиров пространства центра г. Бразилиа принципиально соот­несены не с привычными атрибутами городской жизни - оживлением торго­вой улицы, калейдоскопом транспортных потоков, - а с идеальными пред­ставлениями о значении государственной власти, вознесенной над повсед­невностью, которые воплотились в грандиозных, почти не детализирован­ных плоскостях и объемах, взаимодействующих между собой в «космиче­ских» ракурсах.

Так, наряду с понятием масштабности размера в архитектуре соседствует го­раздо более сложная категория - масштабность содержательная, которую можно определить как ассоциативную соизмеримость сооружения с предъявляемыми к не­му эмоциональными и эстетическими требованиями. Соизмеряются при этом ре­альные и воспринимаемые зрителем размеры, представления о важности сооружения и представительности его облика, наконец, присущий каждому конкретному сооружению собственный, вытекающий из его содержания мас­штаб - нарочито крупный, героический или, наоборот, дробный, камер­ный - с масштабом антропоморфным.

Полифункциональность архитектурной среды диктует разнообразие нужных горожанину масштабов - удобных для него представлений о размер­ности пространства. Площадка отдыха в микрорайоне не может быть гранди­озной - нарушится ощущение интимности, уединения; поперечник крупной магистрали должен обеспечить пешеходу возможность почувствовать себя свободным, деловым, причастным к жизни улицы; в мемориальном парке си­юминутные заботы должны отойти на второй план по сравнению с памятью о величественных деяниях прошлого. Образуется шкала присущих каждому типу среды параметров, возникших не из утилитарных, а из художественных потребностей, ведущих к появлению образа данного пространства.

Наложение идеальных представлений о характере масштабных впечат­лений от среды на конкретику ее размеров, функциональных особенностей, культурно-исторических связей и создает начала архитектурной масштабности, которая имеет много оттенков и значений - от вселенских масштабов храмов Баальбека или вызывающих восхищение гигантских плотин современности до камерности, обращенности к сокровенным тайнам внутреннего мира в знаме­нитых японских садах. И каждая градация между «интимным» и «космическим» полюсами масштабности основана на впечатлениях человека о размерностях двух параметров архитектурной среды - пространства и его наполнения. Так суммарное «геометрическое» ощущение архитектурной формы превращается в категорию идейно-эстетическую, в содержательную оценку.

Рис. 5.2. Пространственная основа ощущения масштаба:

а - Стрелка Васильевского острова; б - аллея Летнего сада, С.-Петербург

а - набережная Невы у Летнего сада, с рис. XIX в.;

ситуационный план: в - реальная система членений;

г - условная «обратная» разбивка тех же объектов; 1 - Биржа; 2 - Летний сад

Приведенное толкование понятий «масштаб» и «масштабность» - ког­да первое указывает на присущие объекту устойчивые визуальные характе­ристики, а второе говорит об их содержательной интерпретации в сознании зрителя - помогает раскрыть механизм их использования в архитектурном проектировании. По определению Л.И. Кирилловой, «архитектурный масштаб в самом общем значении этого понятия есть степень крупности элементов композиции по отношению к целому - будь то отдельное сооружение ... или градостроительный ком­плекс,... «мера» значительности его форм, выраженная отношением частей и целого».

Т.е. если величина архитектурного произведения в целом постоянна, то чем больше размер основных элементов композиции, тем крупнее мас­штаб данного объекта.

Другими словами, создается масштаб (и достигается масштабность) внесением нужного количества членений в пространство или образующие его поверхности. Чем меньше членений, чем реже их ритм, тем значительнее, мощ­нее кажется архитектурное произведение, чем их больше - тем оно делается мини­атюрнее. Частый отсчет вертикалей могучих лип, изящных скульптур, пере­бор узоров решетки Летнего сада в Петербурге, согласованный с относи­тельно небольшой глубиной воспринимаемых зрителем пространств, аллей и площадок, создают доверительный, адресованный каждому посетителю масштаб этого замечательного произведения ландшафтного искусства (рис. 5.3). Но за оградой сада на набережной Невы господствует другой мас­штабный строй: величественный шаг обобщенных до силуэта - из-за боль­шой ширины реки - комплексов сооружений Петропавловской крепости,

Стрелки, бесконечно цельной ленты гранитного берегового откоса, обрамля­ющего простор этого грандиозного городского интерьера. Трехчастная ком­позиция самого «маленького» из ограждений этого пространства - ансамб­ля Биржи с боковыми корпусами пакгаузов - равна по длине выходящей на Неву решетке Летнего сада, составленной из трех с половиной десятков зве­ньев. В одном случае на отрезке длиной чуть больше двухсот метров -3 главных членения, в другом 35 - достаточно контрастное сопоставление, иллюстрирующее общую мысль об истоках чувства масштабности. Причем крупно члененная композиция Стрелки рассчитана на дальние точки зрения, а мелко члененная - решетки - на восприятие рядом стоящего человека [33].

Но простота этого прямого сопоставления обманчива - как известно, увеличение числа членений, «размельчая» масштаб, одновременно иллюзорно уве­личивает размеры объекта, а отсутствие членений делает его зрительно меньше ис­тинной величины. Поэтому в архитектуре городского интерьера крупность «ге­роического» масштаба должна быть поддержана соответствующим ему коли­чеством материальной массы, размером пространства, - лапидарность ма­ленькой площади, перекрестка только повторит их истинные размеры, сохра­нит заурядность впечатления. По тем же причинам нельзя безнаказанно дол­го членить среду - переход за грань разумной детализации даже больших пространств уничтожает их величественность, придает им «игрушечный» вид.

Применение в одном объекте нескольких масштабных шкал одно­временно исключает подобные архитектурные ошибки. Огромное зда­ние Адмиралтейства связывает собой разнообразнейшие пространства цент­ра Санкт-Петербурга: Дворцовую площадь, площадь Декабристов, «Цари­цын луг» перед Зимним, Адмиралтейский сад, трехлучие проспектов, расхо­дящихся от центральной башни. В этом сооружении различают сначала сверхкрупный строй отмеченных портиками отдельных корпусов, затем «нормальный» шаг колоннад и оконных проемов, снабженных четкими «ука­зателями» масштаба - рисунком переплетов, балюстрад и, наконец, причуд­ливый, с неожиданными интервалами ритм лепных украшений и скульптур (рис. 5.4). Богатство масштабных систем делает вид этого здания уместным и из «коридоров» прилегающих улиц, и с простора больших площадей бок о бок с громадой Исаакиевского собора, и в ряду обычных особняков и до­ходных домов. И оно же участвует в организации собственного масштаба каждого из примыкающих пространств. Например, площадь Декабристов по размеру (260 х 380 м) превышает Дворцовую, высота Исаакия в 4 раза боль­ше, чем Зимнего. Но ее планшет покрыт газоном, расчленен дорогами, зеле­нью, поэтому здесь торжественная парадность уступила место спокойной,

живописной тишине, которой полностью отвечает уравновешенный «много­слойный» масштаб выходящего на площадь крыла Адмиралтейства.

Центральному ансамблю города - той части Невы, к которой выходят стрелка Васильевского острова и набережная Летнего сада, присуща своя сложность масштабных построений. При приближении к стрелке картина ее постепенно насыщается неразличимыми издалека деталями - «выступают» из силуэта скульптурные формы ростральных колонн, украшения портика Биржи, членения боковых корпусов, выявляя действительно крупные разме­ры главных элементов этой системы, утверждая зрителя в первоначальном представлении о ее монументальности. Тогда как ритмический ряд звеньев решетки Летнего сада с дальних расстояний сливается в единую полосу, лег­ко вписывающуюся в панораму набережных. Скромная роль его в ансамбле выдержана в размерности - высота ограды едва достигает половины высо­ты портика Биржи, в линейности композиции. Тогда как ключевые позиции Биржи подчеркнуты осевым построением комплекса - симметрией пакгау­зов, ростральных колонн, выдвинутым полукружием причалов.

Таким образом, формирование нужного ансамблю архитектурного масштаба есть прежде всего вопрос выбора системы деталировки его сооружений и пространственной структуры. Она не зависит от техноло­гии строительства, диктующей шаг колонн, размеры панелей, от прямоли­нейно понятой функции, подсказывающей габариты пространства или заст­ройки, от рекомендации экологического плана, указывающих модуль поса­док или членения рельефа. Эти метрические характеристики среды, а зна­чит, и свойства масштабной шкалы имеют довольно значительный диапазон значений, и дело архитектора - использовать лежащие перед ним возможно­сти. Потому что главный критерий выбора масштабного ряда - творческий замы­сел, основанный на понимании общей градостроительной ситуации и конкретных ху­дожественных задач формирования данного фрагмента городской среды.

Применение положений о масштабности в проектировании открытых пространств имеет свои особенности (рис. 5.5).

Во-первых, главная задача здесь - придать данному комплексу объек­тов масштабные характеристики, отвечающие тому образному началу, кото­рое обусловлено функционально-содержательной основой пространства и его геометрическими параметрами. Особую роль играет при этом выделе­ние с помощью масштабных построений главного элемента композиции, оп­ределяющего его образный строй (доминирующий ансамбль Биржи превос­ходит по масштабу свое окружение, которое имеет более дробную масштаб­ную шкалу). Следует только помнить, что «масштаб» и «масштабность» есть лишь часть приемов архитектурного проектирования и действуют в комплек­се с другими атрибутами архитектурной формы: масса, силуэт, система объ-

Рис. 5.5. Приемы

масштабных

преобразований

в архитектуре открытых

пространств:

а - исходная форма; б, в-выделение главного; г - затушевывание различий; д - внесение общих акцентов; е - расчленение пространства

б

.J

ii? L

[Ml

! "Jaw