Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий и Спец менеджмент.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
4 Mб
Скачать

Глава 4

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Устойчивость и устойчивое развитие как категории регионального менеджмента. Угрозы устойчивому развитию территориальных образований РФ. Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов

Устойчивость и устойчивое развитие как категории регионального менеджмента

Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости го­сударства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяс­нить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствую­щие меры сдерживания, ускорения и т.п..

Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены циклов в развитии, реконструкции обще­ственных структур, крупных прорывов в науке, технике, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической систе­мы, ее способность сохранять их в заданных пределах при от­клоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извне и изнутри.

Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическо­му, социальному, политическому, экологическому и т.п. содер­жанию устойчивости.

Устойчивость является универсальным свойством территори­альных социально-экономических систем и заключается в их спо­собности эффективно выполнять внутренние и внешние функции, несмотря на негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов.

Устойчивость является регулируемым и вместе с тем саморе­гулируемым процессом. Она включает две стороны - зависимость территориальной системы от внешней среды и относительную независимость от нее. Это противоречивое единство возникает в результате активной адаптации, развития способности преодо­левать неблагоприятные возмущения внешней среды и впитывать из нее все, что способствует развитию самой системы.

Устойчивость может быть присуща не только фиксированно­му состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

  • устойчивость развития, характеризующуюся систематичес­ким приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

  • перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе поло­жительные, проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

  • гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к разви­тию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к измене­ниям, в том числе и необходимым положительным.

Устойчивое развитие связано как с преодолением депрессии, так и с поступательным прогрессом на последующих этапах.

Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а также заемные ресурсы.

Устойчивое социально-экономического развитие региона харак­теризуется его возможностью обеспечивать положительную ди­намику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресур- сного и экономического потенциала, локализованного на его тер­ритории.

Таким образом, устойчивое развитие региона характеризует­ся его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате тер­риториального разделения труда; во-вторых, организовать надеж­ное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с прием­лемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятель­ность не только живущим, но и будущим поколениям.

Устойчивость зачастую связывается с угрозой нарушения экосистемы. Такое понимание устойчивости страдает ограни­ченностью. В процессе ее преодоления все большее внимание уделяется другим сферам жизнедеятельности. Это, однако, не ставит под сомнение органическую связь императивов устойчи­вости с экологизацией и гуманизацией практической деятель­ности.

За нижними пределами реальной устойчивости возникает не­устойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения соци­ально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связывают­ся с потерей управляемости со стороны государства, региональ­ных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

Устойчивость развития регионов зависит от множества внут­ренних и внешних факторов и условий, которые оказывают раз­нонаправленное воздействие. В частности, неустойчивые эконо­мические структуры отмечаются, как правило, в регионах интен­сивного роста производства. В этом контексте неустойчивость выступает фактором положительным.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов в конечном счете приводит к существенным изменениям в самих системах. Путь к ним лежит через преодоление устойчивости, базирующейся на одном или нескольких основаниях, и переход на другие осно­вания.

Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориенти­руются на обоснование региональной, отраслевой и межотрасле­вой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодо­ления системного кризиса в Российской Федерации в целом.

Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических образований РФ

Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообраз­ны по источникам возникновения, формам проявления, силе воз­действия, времени действия и т.п. Поэтому они могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической ре­организацией мирового сообщества и возникновением новых тер­риториальных экономических центров, необходимостью улучше­ния экологической обстановки, переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.

Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень таких угроз хозяйственной емкости биосфе­ры, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и рас­тений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное рав­новесие.

В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстен­сивное использование природных ресурсов и загрязняющие эко­систему. Экономическая нагрузка на окружающую среду должна быть приведена в соответствие с ее самовосстановительными свойствами. Альтернативы этому нет.

Национальные угрозы устойчивости страны также разнообраз­ны. Среди них:

  • крайняя незначительность позитивных изменений в эконо­мике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффек­тивность отечественного народного хозяйства;

  • низкий уровень качества управления;

  • техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;

  • неэффективная структура производства, низкий уровень ин­вестиций в основные фонды и человеческий капитал;

  • непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную эко­номику;

  • возрастающая доля теневого сектора экономики;

  • утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.

Особое значение имеет включенность регионов в территори­альное разделение труда, которое формировалось десятилетия­ми и опирается на использование естественных (природных) эко­номических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализа­ция региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но зна­чительна и угроза специализации региона.

Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и ре­ализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.

Существенные угрозы устойчивому социально-экономическо­му развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка ре­гиона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производствен­ных мощностей и, как следствие, к разрушению технологическо­го потенциала, истощению доходной части бюджета.

В Ставропольском крае, например, продукция местных товаропроиз­водителей составляет около 15% общего объема потребляемых продоволь­ственных товаров. В регионе простаивают производства, качество продук­ции которых гарантируется традициями и мастерством работников, при­родным богатством, уникальными источниками сырья и т.п. Недоисполь­зуется и уникальный бальнеологический комплекс, а при этом растет число россиян, отдыхающих на зарубежных курортах. Все это усиливает неустой­чивые тенденции в развитии этого региона.

Развернутая характеристика угрозы специализации региона предполагает использование индикаторов рыночной эффектив­ности отраслей и производств региона, экологической, полити­ческой и социальной напряженности.

Наиболее общими социально-экономическими угрозами устой­чивости развития экономики регионов РФ являются:

  • рост безработицы, ослабление трудовой мотивации и уве­личение нагрузки на экономически активное население;

  • криминализация экономических и иных структур, в том чис­ле власти и управления;

  • увеличение техногенных нагрузок и, как следствие, сниже­ние устойчивости природных территориальных комплексов;

  • деформация финансовых потоков и рост дотационное™ тер­риториальных бюджетов.

Социальные угрозы устойчивости регионов России также раз­нообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со сторо­ны негативных демографических тенденций. Численность насе­ления страны продолжает снижаться - со 148,3 млн в 1991 г. до 146,5 млн человек в 1998 г. Согласно прогнозам, к 2010 г. число россиян может уменьшиться до 141 млн человек. Угрожающе воз­растает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза боль­ше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).

При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.

Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов

Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.

• Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (рес­публики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская,

Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябин­ская области) благоприятные перспективы заключаются в сохра­нении спроса на продукцию отраслей их специализации, в уси­лении ориентации на развитие эффективных секторов эконо­мики.

Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Яку­тия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспорт­ной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы ус­тойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнк­туры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестицион­ных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на уг­леводородное сырье в 1997—1998 гг., резкое сокращение по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно харак­теризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.

Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленс­кая, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу ре­форм располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Резервы по­вышения экономической и социальной их устойчивости и устой­чивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребно­стей российского рынка и восстановление утраченных внешне­экономических позиций, в налаживании новых каналов товаро­движения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов - инновационных точек роста.

В Республике Карелии, Архангельской, Волгоградской, Во­ронежской, Калужской, Камчатской, Костромской, Ленинградс­кой, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Сахалинской, Тверской обла­стях ситуация близка к среднероссийской. Поэтому обеспечение их экономической устойчивости связано с осуществлением мер в основном универсального характера, направленных на преодо­ление кризисных явлений, присущих всему народному хозяйству страны.

Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область располагают благоприятными условиями для эффективной орга­низации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и га­рант продовольственной безопасности России.

Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Уд­муртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значи­тельная связь их экономики с военно-промышленным комплек­сом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные произ­водства оборонной промышленности соседствуют с устаревши­ми и неэффективными предприятиями других секторов экономи­ки. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и ус­тойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их при­менении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из фе­дерального бюджета.

Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Калининградская, Тамбовская и Читинская области испытывают особые трудности. Они отличаются наиболее глубокой депрессией и являются более отсталыми по уровню социально-экономического развития, чем предыдущие группы. Слабая транспортная освоенность их терри­торий, относительно низкий докризисный уровень производствен­ного развития обусловливали ранее и продолжают требовать сей­час особых мер государственной поддержки и протекционизма. Без них устойчивое развитие этих регионов маловероятно.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания состав­ляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регио­нов, что является результатом действия не только экономичес­ких, но и других факторов. Перевод этих республик на путь ус­тойчивого развития сопряжен с государственным урегулирова­нием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

Включенность региона в крупные межрегиональные системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимо­действие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной эко­номической и социальной политики в рамках экономических рай­онов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций явля­ется дополнительным фактором их устойчивости.

ВЫВОДЫ

  1. Устойчивость и устойчивое социально-экономическое раз­витие в качестве относительно самостоятельных в региональном менеджменте выделены сравнительно недавно и обусловлены:

  • затяжным системным кризисом в России в целом и в субъек­тах Федерации, угрожающим существованию страны;

  • усиливающейся общей нестабильностью в мире по полити­ческим, национально-государственным и другим причинам.

В немалой степени этому способствовало преодоление абсо­лютизации экологических основ в теории и концепциях устойчи­вости и устойчивого развития.

  1. Устойчивость и устойчивое развитие интенсивно развива­ются как категории практического регионального менеджмента, конституируются как специфические объекты управления и регу­лирования. Они, в частности, имеют соответствующие парамет­ры, выраженные не только качественно, но и количественно; в их соблюдении заинтересованы социальные структуры; имеются ресурсы, создаются механизмы и т. д.

  2. Общественная потребность в управлении устойчивостью и устойчивым развитием регионов проявляется все резче. Об этом свидетельствуют многочисленные программы, концепции, систе­мы, разрабатываемые в субъектах РФ, городах и районах. Расту­щая угроза территориальным образованиям страны будет стиму­лировать эти работы и впредь.

  3. Повышение эффективности управления устойчивостью и устойчивым развитием регионов сопряжено с развитием теории кризисов и катастроф, разработкой соответствующих индикато­ров и показателей, обусловлено созданием необходимых органи­зационных структур и кадровым их обеспечением.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем различие устойчивости и устойчивого социально-экономического развития?

    2. Каково экономическое содержание устойчивого развития региона?

    3. Каким образом можно управлять устойчивостью и устойчивым раз­витием?

    4. В чем заключаются социальные факторы устойчивого развития реги­онов РФ?

    5. Почему проблемы устойчивости встают в настоящее время столь остро и масштабно?

ЛИТЕРАТУРА

Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. - М., 1997.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию// Российская газета. 1996. 9 апреля.

Костин Г. Плановое управление двухуровневой экономикой. - М.: Русь, 1994.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 1997.

Регион: теория и практика устойчивого развития: Спецкурс, вып. 7 / Под ред. Ю.П. Алексеева и П.Е. Шпилева - М.: Изд-во БСТ, 1998.

Шнипер Р. И. Регион: Диагностика и прогнозирование. - Новосибирск, 1996.