Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_Etika_i_kultura_cheloveka_chast_1_svod...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

6. Выводы.

Первобытная эпоха, как время генезиса человеческой социальности и адекватного ей культурного, внеприродного способа существования предполагало выработку особой надбиологической системы координат, которую можно обозначить как аксиологическую (то есть ценностную). Наделяя предметы и явления особой смысловой значимостью, фиксируя в своём сознании определённое отношение к объекту, оценивая его как положительное или отрицательное, человек начал создавать систему ценностных представлений. Если общение с другими людьми, устойчивость социальных контактов были условием выживания человека, усиливали его позиции в мире, то значимым (ценным с человеческой точки зрения) становилось всё, что укрепляло социальные связи (например коллективизм, предполагавший взаимопомощь и взаимовыручку, примитивное представление о справедливости, связанные с распределением пищи и т.д.) В обобщённом виде всё это начинало восприниматься как высшее благо (Добро), которое являлось конечной целью и было ценно само по себе.

Осмысление значимости конечной цели делало ценным не только её самоё, но и средства, способы, ведущие к её осуществлению. Поэтому в эпоху первобытности первыми культурными ценностями стали сами регулятивы – система табу (категорических запретов), заложившие основы нравственной жизни. Пищевые запреты касались проявлений каннибализма в отношении сородича по племенной группе. Не из этого ли запрета возникает со временем главный нравственный императив «не убий», а в более поздние эпохи признание права на жизнь естественным и неотчуждаемым правом человека в силу его человеческого статуса? Запрет на сексуальные кровнородственные отношения не только избавил человечество от деградации и вымирания, но и позволил вывести половые, природные по своей сути, контакты из сферы бессознательно-инстинктивного поведения в осознанную, а потому культурную плоскость, заложить основы социальной жизни, создать род, а потом и семью, основную ячейку общества. Переосмысленный с ценностной точки зрения запрет на инцест из табу стал моральной нормой, основой человеческой нравственности.

Первые регулятивы воспринимаются первобытным сознанием не только как ценность (то, что нужно сохранять, оберегать), но и как социокультурная норма (то есть как правильная, соответствующая принятым стандартам, а в данном случае вообще единственно возможная форма поведения). Зафиксированные и законсервированные в обычном поведении (обычае) нормы в неизменном виде передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий, были мифологизированы и сакрализованы «мы» ‑ сознанием, выступали основным гарантом стабильности человеческого существования. Социальные нормы первоначально опирались на интуитивно найденные (как уже упомянутая система табу), а потом и сознательно выработанные представления о том, что можно и чего нельзя делать, что соответствует, а что не соответствует человеческому статусу, что несёт человеку благо (Добро), а что наоборот ‑ Зло.

Поскольку от первобытности и до настоящего времени общество стремилось к поддержанию стабильности, были созданы различные механизмы социального контроля. В эпоху первобытности они не были дифференцированы и представали в синкретическом единстве неофициального (общественного мнения) и официального (административного) контроля. Их основная функция состояла в стимулировании нормативного и пресечении девиантного (отклоняющегося) поведения. С развитием общества произошла дифференциация средств регуляции: за общественным мнением остаются меры духовного воздействия (реакции одобрения или осуждения), а за административной системой – силовые и сугубо материальные средства; мораль и право отделяются от обычая; «мы» ‑ сознание (характерное для родоплеменных коллективов) трансформируется в «я» ‑ сознание (характерное для эпохи разложения родоплеменного уклада, классообразования и становления государственности). С появлением человеческой индивидуальности начинается эпоха осознанно-свободных решений и самодетерминации поведения на основе личных императивов. В общественном сознании возникает критическое сопоставление сущего и должного, на основе которого рождается представление об идеале и стремление к нему. Обычай постепенно уступает место более сложному регулятиву сознания и поведения человека – морали.

Тем не менее пережитки архаической нравственности сохраняются в общественном бытии до сих пор. Это характерно в первую очередь для обществ, находящихся в стадии разложения родовой организации и эпохи классообразования. Так, если нормы взаимности (как основа нравственной жизни) в современном обществе носят универсальный характер и предполагают доброжелательность, взаимопомощь, благорасположенность со стороны как знакомых, так и незнакомых нам людей, а нормы социальной ответственности предполагают, что люди будут оказывать помощь и поддержку всем тем, кто в них нуждается, то для «традиционных» обществ принципы взаимопомощи, взаимозащиты, взаимозависимости по-прежнему существуют как нормы внутригрупповые, локальные. В первую очередь это касается кровной мести, мыслимой как восстановление нарушенной справедливости, для остаточных форм которой характерно только сужение круга мстителей и ответчиков до уровня семьи, а иногда возможность её замены материальной компенсацией. Внутригрупповые нормы дополняются нормами межгруппового гостеприимства, искусственного родства, различными проявлениями эгалитаризма.

Эпоха первобытности, общее историческое прошлое человечества, заложила основы культурного существования, сформировала систему духовных ценностей, имеющих ярко выраженное нравственное содержание.

Литература

  1. Алексеев В.П. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

  2. Андреев И.П. Происхождение человека и общества. М., 1982.

  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

  4. Бородай Ю.М. Эротика, Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996.

  5. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. СПб., 1991.

  6. Дробницкий О.Г. Понятие морали // Моральная философия. М., 2002.

  7. Лаверычева И.Г. Генетический механизм альтруизма ‑ биологический источник гуманности // Диалог в образовании. СПб., 2002.

  8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999.

  9. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

  10. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен, Личность. М., 1996.

  11. Плахов В.Д. Традиция и общество. М., 1982.

  12. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

  13. Семёнов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  14. Скрипник А.П. Этика. М., 2004.

  15. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

  16. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1983.

  17. Этика. Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2000.

  18. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

ЛЕКЦИЯ 2. АРХАИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЫТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТИВОВ ПРАВА И МОРАЛИ.

В истории человечества существовали несколько способов организации жизни общества, характеризующиеся разными формами отношений индивида и социума. В первобытном архаическом обществе индивид был «растворён» в своей родоплеменной группе в такой степени, что у него не существовало сознания себя как «я», он осознавал себя как «мы». Сообразно этому основным способом общественной регуляции выступал обычай. Общность формировала и поддерживала норму поведения, и сама её неукоснительно выполняла. Следующим этапом организации общественной жизни стало государство. «Государство ‑ это общественный организм, зримое свидетельство социальной зрелости общности. Государственное бытие возникает на высоком уровне развития духовности человеческих индивидов. Социальная организация людей, их сращенность в государственное целое предполагает, что личная добродетель стала в той или иной степени всеобщим мерилом собственно человеческого бытия» (А.Г. Спиркин).

Данная лекция посвящена рассмотрению следующих вопросов:

1.Становление государства, его властных институтов и права.

2. Первый кризис системы нравственный отношений. Столкновение

принципов родоплеменной и государственной морали.

3. Право как механизм общественной регуляции.

а) Специфика права как формы общественной регуляции.

б) Справедливость как базовый социально-правовой принцип.

Концепции понимания справедливости.

в) Правовой механизм и нравственные аспекты содержания

древнейших кодификаций (законы Хаммурапи, законы Ману).

4. Законы Моисея.

а) Синкретизм морально-правовых норм и их религиозное обоснование.

б) Принцип равенства людей перед моральным законом.

5. Человеческое «я» как условие, источник и основа нравственности.

Человек и общество. Проблема нравственно-ответственного поведения в поэмах Гомера и Гесиода, изречениях Семи мудрецов.

6. Выводы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]