Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
doc_235 / doc_235.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Глава 3. Сущностные качества права 97

сказуемость — одно из основных социальных ожиданий, возлагае­мых на законодателя обществом. Власть, постоянно меняющая свои собственные законы, обрушивающая на подданных лавину проти­воречивых указов, рано или поздно сталкивается с массовым не­верием в силу ее правовых предписаний. "Напрасно законы пи­сать, если их не соблюдать или ими играть как в карты, подбирая масть к масти, чего нигде на свете так нет, как у нас было, а отча­сти и еще есть", — говорилось в одном из бесчисленных указов Петра I.

Стабильности права в немалой степени содействуют система­тизация нормативных актов (особенно кодификация) или запись правовых обычаев в странах, где обычай выступал в качестве ис­точника (формы) права. Там, где источником права является до­говор (международное право), существуют специальные правила заключения и оформления договоров, затрудняющие их скоропа­лительную отмену.

Со стабильностью права связана проблема обратной силы за­кона.

Обратная сила закона противоречит сущности права, призван­ного регулировать будущее (а не оценивать прошлое) поведение людей. Установленные государством нормы представляют собой обещание в будущем решать определенные категории дел только обозначенным в законе способом; однако государство способно ме­нять эти решения, придавая законам обратную силу.

В процессе ликвидации феодального строя и развития граж­данского общества разработан ряд правил о недопустимости и, на­оборот, обязательности обратной силы закона.

С развитием гражданского общества, основанного на догово­рах, взаимных обязательствах, сделках граждан и других субъек­тов права, было признано, что в частноправовых отношениях при­дание регулирующему их закону обратной силы обернулось бы нео­боснованной выгодой для одной стороны этих отношений за счет другой стороны, внезапно пострадавшей от непредсказуемого из­менения закона. Поэтому в частноправовых отношениях не следует распространять действие нового закона на обстоятельства и факты, существовавшие до его принятия. Это правило было закреплено во французском Гражданском кодексе (Кодексе Наполеона) 1804 г.: "Закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы".

Если в отношениях между частными лицами или объедине­ниями, регулируемых частным правом, закон устанавливает пра­вила лишь на будущее время, то в публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает право­вое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за ка-

98

Сущность права. Проблемы теории и философии права

кое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния.

Во многих странах, в том числе в нашей, с XIX—XX вв. не допускается обратная сила закона, ухудшающего правовое поло­жение человека или иных субъектов права. Так, во Всеобщей дек­ларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте о граж­данских и политических правах (1966 г.) закреплена недопусти­мость обратной силы уголовного закона, определяющего преступ­ность какого-либо деяния или отягчающего наказание1. Законода­тельство многих стран содержит положения, аналогичные тому, что включено в ст. 57 Конституции Российской Федерации: "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение на­логоплательщиков, обратной силы не имеют".

Запрет обратной силы закона в таких и аналогичных ситуа­циях вытекает из сущности права: люди, их объединения и орга­низации, деятельность которых упорядочивается правом, должны иметь возможность предвидеть правовые результаты своих дей­ствий для того, чтобы действовать в рамках правопорядка. Мысль о возможности внезапного и непредсказуемого законодательного изменения правового положения участников общественных отно­шений к худшему способна резко ослабить активность, а то и во­обще парализовать социальную деятельность.

Поскольку право (закон) является обещанием государства ре­шать определенные категории дел заранее установленным обра­зом2, закону, запрещающему какое-либо деяние, не должна при­даваться обратная сила уже по той причине, что право регулиру­ет волевое поведение людей, соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой (за что наказывать человека, если он не знал, что этот поступок когда-то будет запрещен?). По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит именно такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и запретов, и санкций (угрозы за их нару­шение) состоит в том, чтобы повлиять на выбор той или иной ли­нии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго, то не совершил бы).

Сложнее обосновать обязательность обратной силы закона, смягчающего наказания или ответственность за какие-либо пре-

1 См.: Права человека. Основные международные документы. М., 1990. С. 43—44, 137.

2 Римский юрист Папиниан писал: "Закон есть общее (для всех) пред­писание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершае­мых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства" (Дигесты Юстиниана. С. 31).

99

Глава 3. Сущностные качества права

ступления или иные правонарушения, либо устраняющего ответ­ственность за них1.

В жизни любого государства некоторые деяния утрачивают общественную опасность или вредность в связи с изменением эко­номического строя (например, спекуляция — при переходе к рын­ку), политики (создание и деятельность оппозиционных политичес­ких партий — при допущении плюрализма), идеологии (религиоз­ное вольнодумство — при свободе совести). Наказание за такие де­яния, совершенные до отмены соответствующих запретов, выгля­дело бы как явно нелепый догматизм, подрывающий авторитет государства.

Если государство смягчило наказания за какие-либо деяния, то применение разных наказаний за одинаковые деяния на том лишь основании, что одни совершены до, а другие после смягче­ния закона, выглядело бы как мелочная мстительность государ­ства правонарушителю не столько за проступок, сколько по чисто формальным основаниям. Все это, вместе взятое, побуждает к ус­тановлению общего правила о применении менее строгих наказа­ний (после изменения закона) с идеологическими ссылками на гу­манность законодателя, что укрепляет авторитет государственной власти.

Авторитетность права зависит и от способов его создания. Древние законодатели ссылались на волю богов, на идеи справед­ливости. Правотворчество в форме санкционирования обычаев и создания прецедентов, как правило, облекалось в торжественные формы правосудия, сопровождалось подобающими ритуалами.

Как отмечено, процессуальные (процедурные) нормы и фор­мы в праве вообще играют большую роль. По мнению Н. Лумана, "легитимация через процедуру" дает возможность отделить нена­сильственное разрешение конфликта как легитимное от насиль­ственного, т. е. правовую форму от чистой власти2. В современном представительном государстве гласность и сложность парламент­ской процедуры принятия или изменения закона (несколько чте­ний в палатах законодательного собрания, отлагательное вето гла­вы государства) призваны не только усовершенствовать первона­чальный законопроект и учесть позиции политических партий, если они существуют, но и довести до всеобщего сведения взвешенность и обоснованность принятого закона3.

1 См.: Права человека. Основные международные документы. С. 54 (ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах). См. также ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

2 См.: Хеффе Отфрид. Указ. соч. С. 107—109.

3 Невозможно согласиться с утверждением некоторых философов: "Смысл парламента не в создании законов, а в "говорении" вокруг зако­нодательства. Такое говорение может и должно быть известно обществу" (Мусхелишвили Н. Л., Сергеев В. М., Шреидер Ю. А. Ценностная рефлек-

I

100 Сущность права Проблемы теории и философии права

Для авторитетности нормативно-правового акта важно не толь­ко что (о чем) в нем сказано, но и как сказано и кем сказано

Главное, конечно, содержание нормативно-правового акта — решение какой-либо социальной проблемы, юридические средст­ва и способы регулирования связанных с ней действий и отноше­ний Но решения принимаются по-разному одни — неожиданно, без подготовки общественного мнения, другие — после выступле­ния ряда средств массовой информации, социологических опросов, третьи — в результате всенародного обсуждения вариантов реше­ния или законопроектов Наконец, решение может быть облечено в разные формы выражения государственной воли нормативный акт субъекта федерации, приказ министерства, постановление прави­тельства, указ, федеральный закон Как перспектива мыслится из­менение существующей или принятие новой конституции Консти­туционным Собранием

Право авторитетно в обществе, если оно — надежная опора безопасности личности и имущества, гарантия спокойного труда и быта, общедоступный способ цивилизованного решения споров и конфликтов Более всего авторитетность права определяется со­стоянием правопорядка — реальной возможностью осуществления прав и законных интересов членов общества, защитой их от пре­ступных посягательств, объективным, законным решением право­вых споров в судах, а в случае необходимости — принудительным исполнением невыполненных обязанностей, устранением противо­правных состояний, восстановлением нарушенных прав Прочный правопорядок — наиболее эффективная и авторитетная форма нор­мального функционирования общества, воспроизводства и разви­тия свойственных ему отношений между людьми, их объединени­ями, обществом и государством

Прочность правопорядка, а тем самым и авторитетность пра­ва зависят от способности законодателя своевременно учитывать новые отношения, порождающие споры и конфликты, нуждающи­еся в юридическом регулировании и защите Эти явления, полу-

сия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии 1996 no 11 С 6—7) Справедливо подчеркивая значение долгих прений между представителями различных групп общества, а также парламентских про­цедур, упорядочивающих прения, авторы преувеличивают роль таких процедур в сглаживании разделенности общества "Процедура — это ло­гика, вынесенная вовне, она создает для проявления разума социальный институт как своего рода "искусственный интеллект" (там же) К сожале­нию, практика показывает, что ряд поначалу дельных законопроектов в результате долгих прений и компромиссов искусственных парламентских группировок и их лидеров ухудшается, а то и вообще не становится за­коном Там, где нет авторитетных и ответственных парламентских партий, парламентские процедуры должны дополняться институтами непосред­ственной демократии

101

Глава 3 Сущностные качества права

чая массовый характер, первоначально находят отражение в сред­ствах массовой информации, правоприменительной (судебной и ад­министративной) практике, задача законодателя состоит в том, что­бы достаточно оперативно воплотить в нормативных актах такие модели признания и защиты новых отношений и способов реше­ния связанных с ними споров, которые не потребуют слишком бы­строго изменения Задача законодателя — ив том, чтобы своевре­менно отменять недействующие "мертвые нормы", уже не соот­ветствующие социальным отношениям, а потому содержащие не­нужную информацию, способную стать поводом для нелепых и бес­порядочных споров и конфликтов

Стабильная, авторитетная, динамичная правовая система, обес­печенная соответствующим ей аппаратом судебных и других пра­воохранительных органов, — не единственно возможная, но наи­более эффективная форма упорядочения и динамики обществен­ных отношений

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПРАВО И ОБЩЕСТВО