Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ivanenko_I.A._Mignarodna_ekonomika22010-11_CH.2.doc
Скачиваний:
316
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
5.43 Mб
Скачать

2. Спрос на деньги

С точки зрения денежной теории валютного курса считается, что предло­жение денег (МО может полностью кон­тролироваться денежными властями. Поэтому уровень предложения денег полностью зависит от уровня спроса (Af) на них, точное определение кото­рого позволяет установить параметры равновесия на денежном рынке и, следо­вательно, уровень валютного курса. Из общей экономической теории известно, что спрос на деньги определяется уров­нем процентной ставки, реальными до­ходами и пропорционален уровню цен. Процентная ставка (і) является стоимо­стью, альтернативной хранению денег в виде наличных или на беспроцентном счете. Если хранение денег в виде на­личности вообще не приносит процен­тов, а их хранение на высоколиквидном депозите до востребования приносит минимальный процент, то вложение тех же денег в высокодоходные государ­ственные долговые обязательства или размещение на менее ликвидных сроч­ных депозитах приносит их владельцу более высокий доход от процента. Разница между процентом по менее и более ликвидным формам хранения де­нег представляет собой альтернативную стоимость хранения денег. Например, если процент по НБУ составляет 7% в месяц, а процент по вкладам до востре­бования только 2%, то альтернативная цена хранения денег в виде НБУ соста­вит 7—2=5% в месяц. Разумеется, про­центная ставка измеряется не в номинальном, а в реальном (за вычетом инф­ляции) выражении. Рост реальной про­центной ставки сокращает спрос на деньги, падение — увеличивает.

Реальный доход (У) представляет собой денежное выражение доходов, по­лучаемых всеми субъектами экономи­ческой деятельности, которым нужны деньги, с поправкой на темп инфляции. При росте реальных доходов, например семьи в результате того, что жена пошла работать, спрос на деньги увеличивает­ся, при падении — сокращается. Эта же закономерность справедлива и для уров­ня доходов в экономике в целом, кото­рый приблизительно может измеряться объемами ВВП.

Уровень цен (Р) является абсолютным показателем, связывающим номиналь­ные и реальные остатки денег у эконо­мических субъектов. В соответствии с количественной теорией денег, если предположить, что уровень доходов и процентные ставки фиксированы, то рост уровня цен ведет к росту спроса на деньги, падение — к падению. Напри­мер, при одновременном удвоении цен и доходов реальный доход останется пре­жним, но денег для покупки подорожав­ших товаров потребуется в 2 раза боль­ше, возникнет новый спрос на деньги. Другими словами, экономических аген­тов, предъявляющих спрос на деньги, интересует только их реальная покупа­тельная способность, а не номинальное количество.

Спрос на деньги (money demand, Md) — эндогенная переменная, пропор­циональная уровню цен, зависящая от номинальной процентной ставки и ре­альных доходов и показывающая по­требность в реальных денежных остат­ках.

Спрос на деньги описывается мо­делью Баумола—Тобина, названной име­нами двух американских экономистов, в середине 1950-х гг. независимо друг от друга описавших его взаимосвязь с про­центной ставкой, доходами и уровнем цен в рамках так называемого «инвентарного» подхода. В качестве эконо­мической единицы было выбрано до­машнее хозяйство, которое по мотивам своего отношения к запасам денег не­многим отличается от коммерческой фирмы с ее запасами товаров. Главная дилемма домашнего хозяйства, как и любой другой экономической единицы, заключается в том, в какой форме хра­нить сбережения — в виде не прино­сящих проценты, но бесконечно лик­видных наличных денег или в виде приносящих проценты, но значительно менее ликвидных ценных бумаг. Цен­ные бумаги хотя и дают доход, но их пре­вращение в наличные деньги сопряжено с целым рядом издержек, например вы­платами комиссии брокеру. Если их приходится продавать достаточно часто, то комиссия брокера может перекрыть получаемый процент.

Допустим, что номинальный доход се­мьи составляет PY в месяц, которые не­медленно кладутся на сберегательный депозит в банк под процент. Ее потреб­ление постоянно и равно доходам, и для того, чтобы оплатить свои расходы, надо периодически брать деньги со своего сберегательного счета. За каждое снятие денег со счета приходится платить неко­торую фиксированную сумму Ь, т.е. воз­никают трансакционные издержки. Тем самым номинальная стоимость снятия денег будет РЬ, которая включит все свя­занные с этим расходы (время, потра­ченное на визит в банк, деньги, потра­ченные на проезд до банка и назад, и пр.). Поскольку расходы семьи постоян­ны, то ее глава ходит в банк раз в 10 дней и снимает деньги со счета одинаковыми порциями, так что к концу месяца на нем денег не остается вообще. Если в каждый визит в банк глава семьи снима­ет деньги равными долями М, то очевид­но, что его средний спрос на деньги за весь период составит Md=MI2.

Чтобы снять деньги со счета, глава се­мьи должен сходить в банк PY/M раз в месяц. Например, если доход семьи со­ставляет 1 млн. рублей в месяц, а он во время каждого визита в банк снимает 250 тыс., то, чтобы взять все деньги, надо сходить в банк четыре раза. Учитывая, что каждое снятие денег со счета влечет издержки, общая стоимость снятия де­нег со счета будет Pb(PY/M). Более того, после каждого снятия денег теряется процент, который они могли бы при­нести, оставаясь на счете, т.е. г(М/2). В принципе можно взять все деньги один раз M=PY и сократить трансакци­онные издержки. Однако в этом случае будет потеряна вся сумма процента. В результате становится важным найти оптимальное сочетание, при котором трансакционные издержки и потери от неполученных процентов были бы ми­нимальными, т.е. минимизировать сто­имость хранения наличных денег.

Для этого надо просто минимизиро­вать относительно М выражение, кото­рое показывает сумму возможных трансакционных издержек Pb(PY/M) и потерь от недополучения процента r(М/2). Чтобы минимизировать значе­ние функции, как известно, надо при­нять ее производную равной 0, т.е.

(11.17)

Решая это уравнение относительно М, получаем:

(11.18)

Откуда

(11.19)

далее

(11.20)

Учитывая, что средний спрос на день­ги определен выше как MdM/2, пере­водя его в реальное исчисление путем деления обеих сторон уравнения на Р, получаем формулу реального спроса на деньги в окончательном виде:

(11.20)

Формула спроса на деньги Баумола—Тобина имеет несколько важнейших ха­рактеристик. Прежде всего она показы­вает, что спрос на деньги — это спрос на реальные денежные остатки, т.е. на ре­альную покупательную способность де­нег, на тот набор товаров, который на них можно приобрести. Она также по­казывает, что реальный спрос на деньги не пропорционален росту цен, является прямой функцией от уровня доходов и обратной — от уровня процентной став­ки. Как видно из формулы (3.20), если цены (Р) вырастают, скажем, в 2 раза при неизменности всех остальных пока­зателей, то и номинальный спрос на деньги вырастает в 2 раза, а реальный (формула 3.21) остается неизменным. Формула 3.21 показывает точное соот­ношение роста доходов (У) и роста спро­са на деньги. Так, если доходы выросли на 20%, то, приняв все остальные пара­метры равными 1 и сравнив результаты расчетов, нетрудно показать, что при 7=1,2 спрос на деньги выше на 9,5%, чем при У=1. Фактически это означает, что эластичность спроса на деньги по реаль­ному доходу составляет примерно 0,5, поскольку рост доходов на 20% привел только к примерно в 2 раза меньшему росту спроса на деньги.

Формула позволяет определить точ­ную числовую связь между ростом про­цента и сокращением спроса на деньги. Произведя аналогичные вычисления, сравнив уравнения при г = 1,2 (рост став­ки процента на 20%) и г = 1, приняв все остальные показатели за 1 (постоян­ными), нетрудно увидеть, что спрос на деньги сократится примерно на 10% (точнее, на 9,6%). Из чего следует, что эластичность спроса на деньги по про­центу составляет около —0,5. Аналогич­ным образом можно точно оценить и воздействие трансакционных издержек на спрос на деньги.

Учитывая, что многочисленные тесты модели Баумола—Тобина в целом под­твердили правоту их выводов, в более общем плане можно с известной степе­нью условности утверждать, что реаль­ный спрос на деньги есть некоторая фун­кция от номинальной ставки процента и реального уровня доходов, т.е.

(11.22)

Таким образом, закономерности спро­са на деньги следующие:

• рост спроса на деньги пропорцио­нален росту уровня цен;

• рост процентной ставки сокращает спрос на деньги, ее падение — увеличи­вает;

• рост доходов увеличивает спрос на деньги, его падение — сокращает.