Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ivanenko_I.A._Mignarodna_ekonomika22010-11_CH.2.doc
Скачиваний:
316
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
5.43 Mб
Скачать

13.4. Валютные риски и арбитраж

Основной смысл коммерческой тор­говли валютой на мировом рынке, кото­рая осуществляется в значительной мере в форме сделок спот, заключается в стремлении участников получить при­быль на различиях в валютных курсах в географически разных валютных цент­рах, так называемом арбитраже.

Арбитраж (arbitrage) — операция, предполагающая покупку валюты или другого актива (товара, ценных бумаг) на одном рынке, ее немедленную прода­жу на другом рынке и получение прибы­ли в силу различия цены покупки и цены продажи.

Арбитраж уравнивает спрос и предло­жение на валюту и поэтому способствует устранению на какое-то время различий в валютном курсе между географически разными рынками, объединяя националь­ные валютные рынки в единый мировой.

Например, если курс в Нью-Йорке со­ставляет 1 долл. = 1,6 немецкой марки, а во Франкфурте 1 долл. = 1,5 немецкой марки, арбитражист, обычно коммер­ческий банк или валютный дилер, купит доллары за марки во Франкфурте и не­медленно продаст их в Нью-Йорке, зара­ботав при этом по 0,1 марки на каждый доллар.

Большая подвижность валютных кур­сов, сложность и огромные размеры ва­лютного рынка привели к возникно­вению специфической группы рисков, которые необходимо учитывать в меж­дународных операциях.

Валютные риски (foreign exchange risks) — группа рисков, возникающих в связи с использованием нескольких ва­лют в международных сделках.

Валютные риски делятся на две груп­пы:

- риски, связанные с изменением в будущем валютного курса,

- риски, свя­занные с расчетами.

1) Поскольку арбит­раж предусматривает покупку одной валюты и ее немедленную продажу на ином рынке, никакого иного риска, кро­ме риска непроходимости расчетов, не возникает. Другое дело со всеми осталь­ными формами торговли валютой на мировом рынке, где существует риск изменения валютного курса за время осуществления конкретной операции. Такие риски нейтрализуются с помощью хеджирования.

Хеджирование (hedging) — ком­пенсационные действия, предпринима­емые покупателем или продавцом на валютном рынке, чтобы предохранить свой доход в будущем от изменения ва­лютного курса.

В целях хеджирова­ния нередко используется покупка фор­вардного контракта или опцион по­купки валюты в будущем по сложивше­муся сегодня форвардному курсу, причем цена стра­ховки от валютного риска составляет цену премии, выплачиваемой держате­лю опциона.

С точки зрения международной макроэкономики хед­жирование имеет ярко выраженный стабилизационный эффект, поскольку позволяет избежать или хотя бы ограни­чить, валютные риски и предотвратить частое разорение финансовых посред­ников и других фирм, вовлеченных в международные операции. Валютная

Противоположным понятию хеджи­рования является спекуляция на ва­лютных курсах, которая не носит отри­цательного оттенка, а является одной из легальных форм валютного бизнеса. Спе­кулянты стремятся держать большие открытые позиции в той или иной валюте, полагая, что ее курс изме­нится в их пользу и ее удастся конвер­тировать в другую валюту с прибылью. Прибыль или убыток спекулянта равен разности между курсом спот, по кото­рому он купил валюту, и курсом спот, по которому ему удалось ее продать.

Например, если, с точки зре­ния спекулянта, курс спот определенной валюты через три месяца будет выше, чем курс трехмесячного форвардного контракта, то он купит такой контракт и, если не ошибся, получит валюту через три месяца по курсу, зафиксированному три месяца назад, и немедленно пере­продаст ее по более высокому курсу рынка спот, получив тем самым при­быль.

Когда спекулянт покупает валюту не с целью перепродать ее в будущем по более высокому курсу, он принимает длинную позицию (long position). Если, напротив, спекулянт занимает валюту или продает ее по форвардному курсу с целью последующей покупки по более низкому курсу, чтобы погасить свой заем, спекулянт принимает короткую позицию (short position).

В отличие от хеджирования, спекуляция, однако, может иметь как стабилизирующий, так и дестабилизи­рующий макроэкономический эффект. Спекуляция стабилизирует макроэконо­мику, если спекулянты покупают валю­ту, когда курс ее низкий, в расчете на то, что в дальнейшем он вырастет. Спекуля­ция дестабилизирует макроэкономику, когда спекулянты продают валюту, курс которой низок, в надежде на еще боль­шее его падение.

Незащищенный процентный арби­траж (uncovered interest arbitrage) — покупка валюты на рынке спот для осу­ществления инвестиции без использования механизмов хеджирования валют­ного риска.

Защищенный процентный арби­траж (covered interest arbitrage) — покупка валюты на рынке спот для осу­ществления инвестиции и одновремен­ная форвардная продажа иностранной валюты для хеджирования валютного риска.

2) Расчетные риски (settlement risks) — риски, возникающие в связи со сбоями в системе международных рас­четов по валютным операциям.

Наиболее типичные расчетные риски связаны с временными сдвигами в расче­тах между валютными центрами, распо­ложенными в разных часовых поясах.

Например, при обмене долларов на иены поставка иен на корреспондентский счет японского банка в Нью-Йорке мо­жет произойти только в то время, когда открыта Токийская биржа, тогда как обратная поставка долларов американ­ским банком его банку-корреспонденту в Токио может быть осуществлена толь­ко тогда, когда открыта Нью-Йоркская биржа. Рабочие часы двух бирж не пере­секаются, поэтому неизбежна ситуация, когда одна сторона произвела платеж, тогда как другая нет. Риск усугубляется тем, что это может быть не просто тех­нический сбой, а свидетельство неожи­данного банкротства незаплатившего партнера.

Исследование расчетных рисков, проведенное БМР, свидетельствует, что в боль­шинстве случаев технические сбои ис­правляются в течение 24-48 часов и на это время банки перекредитовываются на межбанковском рынке. Если плате­жи не поступают в течение более трех рабочих дней и связаны с банкротством партнера, это, учитывая их большой раз­мер, может с легкостью привести к немедленному коллапсу и не получив­шего их банка. Следствием этого может стать "эффект домино", приводящий к банкротству целой группы связанных общим бизнесом банков, что, в свою очередь, может иметь тяжелейшие системные последствия для макро­экономики.