Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособиеСПбГУ-ок.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
734.72 Кб
Скачать

Разделii глава 1. Основы отношений со сми в правовом поле п. 1.1. Права и обязанности лица, отвечающего за связи со сми

На федеральном уровне основным нормативным документом, регулирующим отношения со средствами массовой информации различных лиц, в том числе и специалистов по связям с общественностью, является Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации".

Заглавные понятия Закона определяются следующим образом:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

При общении с журналистом следует иметь в виду, что он наделен некоторыми правомочиями, которым соответствуют обязанности иных лиц, в данном случае – специалиста, отвечающего в организации за связи со СМИ. Анализ Закона, прежде всего, статей 47 «Права журналиста», 48 «Аккредитация», 39 «Запрос информации» позволяет сформулировать эти обязанности следующим образом:

  1. организация приема журналиста должностным лицом в связи с запросом информации;

  2. организация доступа журналиста к документам и материалам;

  3. организация предоставления ответа на запрос редакцией информации;

  4. аккредитация журналистов по заявке редакции;

  5. непрепятствование посещению журналистом государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-служб;

  6. непрепятствование посещению журналистом мест стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местностей, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствию журналиста на митингах и демонстрациях;

  7. непрепятствование деятельности журналиста по поиску, получению и распространению информации;

  8. непрепятствование произведению журналистом записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино- и фотосъемки;

  9. непрепятствование деятельности журналиста по проверке достоверности сообщаемой ему информации;

  10. толерантность по отношению к журналисту в связи с изложением им его личных суждений.

Комментируя эти обязанности, отметим следующее. Во-первых, они относятся к любому субъекту, в силу обстоятельств включенному в отношения со СМИ. Однако именно специалист по связям с общественностью является лицом, отвечающим в организации за правильное построение этих отношений. Именно к нему будут предъявлены претензии как руководством организации, так и, возможно, судом в случае судебного разбирательства.

Во-вторых, преобладание негативных обязанностей не должно смущать: некоторые из них с легкостью конвертируются в позитивные. Так, обязанность не препятствовать посещению журналистом государственных органов и организаций, или тем более мест стихийных бедствий на практике означает обязанность организовать этот доступ. Конечно, если специалист по связям с общественность ю не возьмет на себя такую организацию, привлечь его к суду или наложить административный штраф никто не сможет. Но это будет означать, что журналисты получат возможность посещать названные места вовсе без контроля со стороны иных заинтересованных лиц, – в силу п. 7 ст. 47. Таким образом, профессиональная деятельность по управлению информационными потоками не будет осуществлена. Кроме того, в этом случае специалист по связям с общественностью, скорее всего, прямо нарушит условия своего трудового договора, что может стать основанием для увольнения.

В-третьих, особо подчеркнем, что часть указанных обязанностей (под условными номерами 1, 3, 4, 5) относится только к пресс-службам государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений, но не распространяется на пресс-службы негосударственных коммерческих структур.

При организации доступа журналиста к документам и материалам следует принимать во внимание институты государственной тайны и конфиденциальной информации. В доступе к документам, содержащим какую-либо охраняемую законом тайну, журналисту может быть правомерно отказано. Вместе с тем следует помнить, что после того, как журналист получил такого рода информацию от сотрудника организации, в частности, специалиста по связям с общественностью, или иными законными способами, юридически обоснованно воспрепятствовать ее распространению, привлечь журналиста к ответственности будет невозможно. Ответственность в этом случае понесет лицо, которому тайна была доверена в силу его служебного положения, исполнения им профессиональных обязанностей или по договору.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциальную информацию. Однако отнесение сведений к государственной тайне или конфиденциальной информации происходит не по воле специалиста по связям с общественностью и даже не всегда по воле генерального директора. Для этого необходимо выполнение целого ряда условий, определенных Федеральным законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. и целым лядом иных нормативных актов. Иногда пресс-секретарь вынужден отказать редакции или журналисту, обращающихся с просьбой сообщить имена фигурантов того или иного события. Такие случаи нередки, например, в практике работы отделов пропаганды МЧС. Они вынуждены скрывать имена не только виновников чрезвычайных ситуаций, но и пострадавших и даже отличившихся при спасении героев, если отсутствует письменное согласие этих людей на разглашение их персональных данных. Не в меру разговорчивому сотруднику такого отдела грозит штраф до десяти МРОТ (ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях) или преследование в гражданско-правовом порядке.

Уведомление об отказе в запрашиваемой информации вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса. В уведомлении должны быть указаны:

  1. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

  2. должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

  3. дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

  1. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

  2. дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

  3. должностное лицо, установившее отсрочку;

  4. дата принятия решения об отсрочке.

Таким образом, если запрос на получение информации подан в письменной форме, то, получившая этот запрос организация обязана зафиксировать его среди входящих документов и не имеет права оставить без внимания. Решение же об отказе или отсрочке в предоставлении информации может быть обжаловано в судебном порядке.

Комплекс прав журналиста дополняется комплексом его обязанностей (статья 49), а значит, и соответствующих им правомочий иных лиц. В отношениях с журналистами специалист по связям с общественностью имеет право требовать:

  1. указания на источник информации;

  2. сохранения конфиденциальности информации и (или) ее источника;

  3. получения согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни своего клиента, его родственников от них самих или их законных представителей;

  4. согласования с ним проведения аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки при получении информации;

  5. предъявления редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Впрочем, законодательство Российской Федерации не содержит норм, прямо гарантирующих указанные права. Так, отсутствие указания на источник информации может привести лишь к аннулированию аккредитации, если таковая имела место, и утрате доверия к журналисту со стороны источника. Иногда журналист заинтересован в указании источника информации, чтобы избежать ответственности за публикуемые сведения. Но в большинстве случаев он фактически может (хотя и не имеет права) пренебречь названным требованием и выдать полученную от пресс-секретаря информацию за результат своего кропотливого труда.

Требование о сохранении конфиденциальности защищено несколько лучше, но также при наличии дополнительных условий. А именно: конфиденциальность информации может быть защищена, если информация изначально отвечает понятию конфиденциальной. Иначе говоря, еще до того, как журналист получает информацию, должны существовать недвусмысленные указания на то, что данные сведения или относятся к информации с ограниченным доступом по закону, или собственник информации предпринимал конкретные действия по соблюдению ее секретности. Если эти условия налицо и журналист сведения разглашает, то он может понести ответственность в зависимости от природы разглашенной информации. Так, если пресс-секретарь поделился с журналистом коммерческой тайной своей организации – например, чтобы продемонстрировать солидность компании, – а журналист обнародовал эти сведения без ссылки на источник, на него будет возложена ответственность по статье 139 Гражданского кодекса. При указании источника должны иметься доказательства того, что информация на самом деле получена от пресс-секретаря или иным законным образом, то есть ответственность должен понести не журналист, а лицо, эту информацию предоставившее. Как частный случай этой ситуации может быть рассмотрено и требование о получении согласия на распространение сведений о личной жизни.

Именно в связи с необходимостью доказательств журналист и заинтересован в легализации проведения записи. При этом согласие лица, предоставляющего информацию, должно быть зафиксировано в начале самой записи. В противном случае, фигурант имеет юридическую возможность заявить, что соответствующие технические средства использовались без его ведома, то есть запись не может быть признана допустимым доказательством.

Наконец, предъявление удостоверения журналиста должно быть в интересах самого журналиста, поскольку это удостоверение является пропуском в большинство государственных и во все общественные организации.