Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методол. основы психологии.doc
Скачиваний:
202
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Тема семинара

Теория, метод и методика.

1.Методологическая основа исследования в психологии

2.Теоретические и практические задачи в исследованиях

3.Требования к организации исследования

4.Выбор метода и соответствия с ней методики исследования

Литература

1.Балин, В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство / В.Д.Балин.= СПБ, 1991.

2.Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебное пособие / В.М.Козубовский.- Мн: Амалфея, 2003.

Функции науки, уровень научного познания,

мировоззренческая интерпретация результатов науки

Понятие «наука» включает творческую деятельность для получения нового знания, а также результат этой деятельности: сумму, полученных к данному моменту научных знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, образующих в совокупности научную картину мира. Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах.

В исследовательской практике мы постоянно сталкиваемся с необходимостью пересечения границ предметной зоны. Общественная наука призвана беспристрастно искать истину, используя обновляющий аппарат знаний о своём предмете.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью приёмов и средств: сравнения, наблюдения, измерения, эксперимента. Объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ - разделение объекта на составные части, индукция - движение познания от частного к общему.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность, характерные признаки эмпирического познания. На основе эмпирических данных происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущности, внутреннего движения, законов их существования, составляющих основное содержание теории, квинтэссенцию знания на данном уровне. Объективное познание осуществляется коллективным субъектом по законам, не сводимым к индивидуальному процессу познания, а выступает как часть духовного производства.

Рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба - несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися методами, наконец, неудачность попыток дать решение актуальной прикладной задачи. Рефлексия и осознание нужно тогда, когда ставится задача построения нового научного знания.

Широко используются такие познавательные приёмы и средства: абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов; идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов (точка); синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему; дедукция - движение к конкретному научному познанию.

Отличительными особенностями научного познания являются: ориентация познания на выявление объективных законов действительности, на достижение объективности, строгой доказательности, достоверности, обоснованности полученных в процессе познания выводов, стремление познания быть воплощённым в практике, находиться в процессе непрерывного самообновления концептуального арсенала.

Опровержение и подтверждение должно устанавливаться в соответствии с требованиями, нормами и ценностями построения научного знания применительно к их происхождению, способу формирования, степени логической согласованности и объективности. По мнению М. А. Данилова фундаментальные исследования открывают закономерности психолого-педагогического процесса, которые направлены на расширение научных знаний, определения путей научного поиска, создание базы для прикладных исследований и разработок.

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методом обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовкой учителей. Предмет прикладных исследований более ограничен и нацелен на практический результат.

Каждый человек способен к двоякому познанию: познанию, посредством которого он постигает свои ощущения, чувства, мысли, и познанию, с помощью которого он сознаёт, как живёт и действует он сам, а также как живут и действуют другие, тогда он познает самого себя таким же способом, каким он познает других. Житейскую психологию называют донаучной, подчеркивая, что она предшествует психологии как науке, но обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас житейский психолог, хотя люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости.

Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Нет жесткой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей.

Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке.

В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ человека. Содержание житейской психологии находит воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях.

Например, обряд инициации, связанный с изменением социального статуса (переход подростка в полноправную взрослую жизнь в первобытных культурах), основан и на тонком знании человеческой психологии. Предметы и ритуалы, включенные в инициацию, выполняют психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его сознании значимость нового положения, помогают овладеть новой социальной ролью.

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Объективно жизнь пронизана психологическими связями и отношениями. Если существует в специфических формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Мы называем психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного оказывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо знаем - психологического образования он не имеет.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния через эти понятия. Это те понятия, которые описывают динамику и напряженность психической жизни. Человеческая субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность (личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда сам человек рассматривается только как предмет, объект. Поэтому субъективность не разделяет, не противопоставляет, а связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него же - человека - как объекта внешних отношений и манипуляций.

Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии человека.

Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир, индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске оснований и условий духовного становления человека в пределах его индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе. Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один не является столь кардинальным для понимания сути человека.

По мнению выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896-1980), «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». Это связано, в частности, с тем обстоятельством, что психология раскрывает закономерности интеллекта и мыслительной деятельности, определяющие характер как научного, так и всех других видов познания.

Психологическое исследование позволяет выявить истоки тех понятий, представлений о мире и мыслительных операций, на которые опирается любая наука. В частности, именно психология делает возможным изучение онтогенетического развития логики, то есть процессов прижизненного формирования логических структур человеческого интеллекта.

Ж. Пиаже (1966) полагал, что вся совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, к одному полюсу которого будут тяготеть науки, призванные координировать познавательную деятельность человека и задающие ее общую структуру, такие как философия, логика, математика, а к другому - те дисциплины, определяются специфическими свойствами познаваемых ими объектов (например, физика, химия, биология).

Психология занимает здесь «ключевую позицию», поскольку именно через нее вся система наук обретает целостность и замкнутость. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки - как описывающие абстрактные правила познания, так распространяющие эти правила на предметный мир - являются конкретным воплощением познания, реализацией человеческой способности познавать в определенных видах познавательной деятельности.

Психология изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знания которых необходимо для объяснения поведения человека, психологических особенностей, как одного так и группы человек. Предпосылки научного воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет) п противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Греческий врач Гиппократ утверждал, что органом психики является мозг.

Вершиной психологии в период античности явилось учении е Аристотеля (трактаты о душе), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Он дал первую систему психологических понятий. В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Теоретическая психология использует принцип историзма для аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе, вследствие чего становятся явными составля­ющие современного теоретического знания в наиболее значимых характеристиках и подходах. Б. Спиноза определил, что существует единая субстанция личности, а мышление является ее функцией. Тело и сознание между собой всегда связаны. Есть случайное познание; познание от общего положения к частному; интуитивное познание.

В 1971 году М.Г.Ярошевский ввел понятие о «категориальном строе психологической науки» в отличие от традиционного поня­тия об общефилософских категориях, охватывающих всеобщие формы бытия и познания. Он рассмотрел причины распада некоторых психо­логических школ и течений и обнаружил, что их создатели ори­ентировались на один относительно изолированный, заведомо приоритетный для исследователей психологический феномен (к при­меру, бихевиоризм сосредоточился на анализе поведения, дей­ствия; гештальтпсихология — на анализе образа). Была выделена якобы единственная инвариантная «универсалия», ставшая основанием для конструирования общей психологической теории во всех ее ответвлениях. Введение категориального строя как фундамента, на котором выстраиваются основные пси­хологические понятия, имело принципиальное значение.