Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 г. / Прокнадзор Ответы 414 2021 года.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
5.98 Mб
Скачать

III. Елизавета петровна и екатерина II.

важнейший законодательный акт — «Учреждения для управления губерний», принятый 7 ноября 1775 г. определили собственную нишу прокуратуры в системе органов государства.

В эпоху Екатерины Великой прокуратуру ждали новые изменения, которые выразились в значительном расширении ее функций. Генерал-прокурор стал руководителем государственных финансов, государственного хозяйства и внутреннего управления, сохраняя при этом функции представителя государства в судебных инстанциях.

В 1767 г. впервые в России был провозглашен принцип государственного преследования преступлений, которое непосредственно осуществлялось прокуратурой. В отличие от законодательства Петра I, ограничивавшего прокурорский надзор правительственным делопроизводством, присутственными местами и чиновничеством, законодательство Екатерины II существенно расширило его пределы, поставив целью охранение закона вообще, практически вне зависимости от субъекта и объекта преступления. А.А. Вяземский, занимавший пост генерал-прокурора в период практически всего правления Екатерины 2, с именем которой связано создание «Учреждений для управления губерниями» — фундаментального законодательного акта той эпохи, превратившего в знамение времени должность губернского прокурора.

IV. Девятнадцатый век.

  • В 1802 г. должность генерал-прокурора объединили с должностью министра юстиции. Одновременно с этим были ограничены и полномочия генерал-прокурора. Основной задачей становился надзор за судебной деятельностью Сената и надзор за прокурорами губерний. Министр юстиции, стоявший во главе прокуратуры, в отличие от генерал-прокуроров XVIII в., не только фактически, но и формально был членом правительства, за которым никакого надзора не осуществлял. Еще Г. Державин запретил прокурорам опротестовывать решения местных государственных учреждений, следующие из предписаний министров. Таким образом, в XIX в. задачи и значение генерал-прокурора были резко ограничены. Формально ничего не изменилось, поскольку надзор за Сенатом сохранялся, но фактически, в связи с превращением Сената в преимущественно судебный орган, образованием новых высших государственных органов (Комитета министров и Государственного совета), на которые надзорная власть генерал-прокурора не распространялась, министр юстиции потерял роль "ока государева".

  • 1864 год повлек радикальные изменения, закрепленные в «Учреждениях судебных установлений». Должности обер-прокуроров (и их товарищей) учреждались в Сенате, прокуроров (и товарищей прокурора) — при судебных палатах, окружных судах. Прокуратура вместо губернской стала судебной.

Основной функцией стало уголовное преследование от и до. Понятие прокурорский надзор сохранилось, но общего надзора прокуроры уже не осуществляли. Понятие осталось в силу того, что на прокурора возлагалась обязанность осуществлять надзор за исполнением законов органами следствия. При рассмотрении дела судом первой инстанции прокурор выступал в качестве стороны, представлявшей государственное обвинение. Прокурор вправе был приносить протест на приговор, постановленный, по его мнению, с нарушением закона.

наделение прокурора полномочиями по участию в рассмотрении судами гражданских дел. Устав гражданского судопроизводства предоставлял прокурору достаточно широкие возможности защиты от имени государства прав и закон­ных интересов граждан, которые могли быть нарушены действиями органов власти. В частности, на прокурора возлагалась обязанность участвовать и давать в суде заключение.

Особенно против этого выступал Кони А. Ф. : «Совершенное изменение в характере деятельности прокурора, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения но противоречит условиям нашей административной жизни».