Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mol_a_sociodinamika_kultury.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
5.25 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

185

содержания книги самим автором, чем в результате прочтения этой книги, находящейся в заводской библиотеке. Так создается сеть устной коммуникации, и нередко специалисты узнают о последних работах в смежных областях через средства массовой коммуникации, в которые они погружены в тех случаях, когда не заняты профессиональным трудом. Это может быть ежедневная газета или какой-нибудь научно-популярный журнал. В этом и состоит влияние, которое оказывает на поведение людей и на материальное творчество «социокультурная таблица» в целом,— влияние, которое мы подчеркнули в первой и второй главах.

Таким образом, анализ цикла распространения книги или научной статьи, которые, как предполагается, составляют основу современной культуры, обнаруживает многочисленные парадоксы. К их числу относится то, что научная публикация представляет собой скорее свидетельство, чем коммуникацию, что — и это особенно существенно — все время возрастает роль системы «дуальных» (между двумя учеными) устных научных коммуникаций. Все это создает мир (Umwelt), насыщенный наукой. В этом мире самым быстрым путем от творца к потребителю может быть путь заблуждений и дезинформации, что свойственно каналам, которые

Для научной книги продажа играет менее значительную роль, чем в обычном издании, вопервых, потому, что издатель научной литературы может знать лишь около 10% своих читателей, и, во-вторых, потому, что издание многих книг субсидируется различными путями. Наиболее важным фактором является анализ книги и ее критика, которая оказывает гораздо большее непосредственное влияние на автора, чем на издателя. Книга претендует на роль двигателя идей, и она будет оцениваться именно с этой точки зрения. Бывает, что «широкая публика» знакомится с научной книгой в силу экстраординарных причин, которые возникают большей частью по недоразумению.

237

являются длинными с точки зрения своей траектории в интеллектуальном обществе и короткими с точки зрения времени, поскольку средства коммуникации макросреды (печать, радио, телевидение и т. д.) при неизбежном компромиссе между быстротой и точностью отдают предпочтение первой.

Все чаще и чаще случается так, что один специалист узнает о работах другого из телевизионной передачи или из статьи в журнале, полной противоречий с научным смыслом вопроса и почти непонятной для непосвященных. Однако на основе этого текста он может весьма близко воспроизвести оригинал и даже воспользоваться этой информацией за полгода до того, как получит от своего коллеги авторский оттиск, в котором для него не будет уже ничего нового, кроме нескольких, правда часто существенных, деталей.

И наконец, проведенный нами анализ подчеркивает важность культурной атмосферы творчества и служит подтверждением того, что в нашем восприятии существует целый ряд скрытых форм, которые являются достоянием культуры многих людей и могут поэтому влиять на способность к творчеству в любой области. Напомним, что способность к творчеству определяется как особая способность некоторых людей поновому перестраивать элементы поля своего сознания. Эта перестройка и позволяет им осуществлять операции в определенном «поле явлений».

§ 9. Научная популяризация, или образование для взрослых

Парадоксы, которые в наше время порождает цикл научной культуры в собственном смысле и о которых мы говорили в предыдущем параграфе, вызывают появление совершенно новой системы коммуникации, зародившейся формально самое большее лет тридцать назад. Эта система пока еще ищет свои формы и законы. Речь идет о научной популяризации, которая все больше и больше напоминает некую огромную систему образования для взрослых, с одной стороны, перекрывающую традиционное образование, а с другой стороны, продолжающую его (вплоть до охвата людей все более пожилого возраста, поскольку прежние представления о мире, в котором они живут, оказываются недостаточными).

Зарождение этой системы весьма любопытно, поскольку она возникла в 1910—1930 годах из «научно-развлекательной» литературы («Popular mechanics», «La Science et la Vie», «La Nature»), хотя, конечно, существуют и более древние ее предшественники. Дело в том, что некоторые научные открытия можно доходчиво изложить относительно небольшому числу людей, способных усваивать научный материал и получать от этого такое же удовольствие, какое другие испытывают от решения кроссвордов или чтения

238

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 185 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

186

партитур. Позднее, и особенно начиная с 1945 года, после блестящего доказательства того, что самые абстрактные открытия в научном исследовании могут привести к конкретным, ощутимым и непосредственным результатам, характер научной популяризации изменился, и она превратилась в настоящую систему факультативного образования, которое открыто для всех и поддерживается коммерческим рынком. Большая часть научно-популярных журналов и серий была создана именно в целях завоевания читателей, а следовательно, и извлечения денег, однако статистика показывает, что существует чрезвычайно мало лабораторий или ученых, за исключением разве что математиков, которые не читали бы такого рода литературу. Практически ее читают как ученые, которые находят в ней развлечение и дополнительный источник информации, так и все большее число представителей широкой публики, поскольку тираж отдельных журналов достигает нескольких сотен тысяч экземпляров66. Технически

сточки зрения их издания, то есть «механики культуры», они представляют собой очень сложные системы, так как сочетают в себе черты научного и художественного журналов

ссистемой широкого распространения, присущей газете.

Эти журналы вводят в таблицу культуры важное понятие интереса или увлечения и действуют как агенты распространения культуры, требуя для себя значительного материального оснащения и довольно многочисленного персонала. Издание журнала — более сложный процесс, чем издание книги. Приведенная на рис. IV-13 блок-схема показывает приблизительный цикл осуществления этого процесса.

Можно заметить, что в этом процессе участвует новый тип педагога — педагога, который обладает широкой научной культурой и умением находить оригинальные (требующие не слишком больших интеллектуальных усилий со стороны читателя) способы изложения тех или иных научных фактов (которые их автор не в состоянии изложить так просто и понятно, потому что для него они связаны с самим процессом формирования новых идей).

Систему образования для взрослых, или научной популяризации, характеризует именно то, что на нее работает значительная доля средств массовой коммуникации: миллионы экземпляров научно-популярных журналов, массовые тиражи научнопопулярных книг, а ныне также радио, телевидение и кино (короткометражный фильм). Эта система всерьез претендует на внимание мужчин (и даже женщин), заинтересовывая их участием в интеллектуальных приключениях нашего времени.

Научная популяризация — это продукт мозаичной культуры, характеристику которой мы дали в первой главе. Вместе с тем она является одной из форм реакции на поверхностный характер знаний, необходимо определяющий «мозаичное мышление». Однако следует признать, что эта реакция обоснована только в той мере, в какой человек допускает фактическое существование такой

239

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 186 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

187

Рис. IV-13. Блок-схема научной популяризации.

Научная популяризация, или образование для взрослых, становится одним из основных факторов западной культуры. Теоретически интеллектуальная микросреда способна усвоить относительно высокую плотность абстракции. На практике сама микросреда распадается на специализированные группы. Что же касается макросреды, то она благодаря статистике определена значительно лучше. Популяризация создает малый цикл интеллектуального рынка и большой цикл, захватывающий макросреду. Пример: событие в научно-технической жизни — «взрыв атомной бомбы». Известие о нем при распространении становится понятным лишь очень узкой социальной группе физиков, которые незамедлительно включат его в свою мыслительную структуру, в свою «социокультурную таблицу». Они хорошо поняли смысл этого события, хотя могли не знать множества его подробностей. А вот микросреда уже нуждается в некоторых пояснениях интеллектуального и культурного характера, которые она способна воспринять, если ей их дают (малый цикл популяризации; пример — журналы «La Science et la Vie», «La Nature», «Umschau»). Напротив, макросреда на первый взгляд воспринимает сенсационную сторону события. Через журналистов она просит у микросреды интересные соображения «по поводу» этого события. Это большой цикл. Если событие важно, то в один прекрасный день возникнет общее желание узнать о нем побольше; это определяет возврат к источнику: круг замыкается.

240

мозаичной культуры и принимает ее: существует ряд надменных интеллектуалов, которые считают, что опускаться до чтения научно-популярных журналов — все равно что заниматься проституцией.

Современный человек с самого начала должен понять, что он не может знать всего; что не существует столбовой дороги в мир научных знаний, нет ни ключей, ни секретов, которые дали бы возможность постигнуть все с помощью нескольких магических формул. Следовательно, он должен открыто призвать на помощь специалиста в какойлибо области, даже если он благодаря научно-популярной литературе и разобрался в том, чем этот специалист занимается. Отдельный человек теряется в дебрях мозаичной культуры, и, даже если он достигнет некоторых высот этой культуры, он все равно не в состоянии соединить их в единую гармоничную систему с помощью средств массовой коммуникации, как это пыталась сделать прежняя «гуманитарная культура». Однако, если он стал на этот путь, он может уточнять или углублять свои знания в какой-нибудь отдельной области, которая интересует или поглощает его. Именно это и предлагает ему образование для взрослых. Постепенное введение программированного обучения, которое методически разлагает любое знание на элементы, облегчая его усвоение,

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 187 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

188

открывает новую перспективу в этом непрерывном процессе образования людей. Иными словами, в культурном развитии личности участвует ее разум, людям

приходится осуществлять — по необходимости случайный — процесс дальнейшего «оснащения» своего ума. Им никогда не возбраняется испытывать желание знать все больше и это желание удовлетворять — желание вполне естественное, ибо работа мысли обогащает человека, даже если она касается области, весьма далекой от его повседневных занятий.

Научная популяризация отвечает именно этой «исследовательской» потребности, которая реализуется, если речь идет о выборе предмета, прежде всего благодаря случайности; «образование для взрослых» вводит в «мозаичное мышление» индивидуума «локальное упорядочение»— человек использует свое свободное время и неизрасходованную энергию не на чтение статеек о неурядицах в королевских домах, а на ознакомление с правилами кровнородственных отношений среди индейцев Центральной Америки или на изучение законов электрического тока.

Таким образом, научная популяризация предполагает два различных цикла, один из которых напоминает цикл научной публикации, а другой — цикл крупной периодической печати: их соединение происходит на уровне издания. Литературный талант соединяется здесь с талантом научным, что чрезвычайно ограничивает число творцов в этой области. В данном случае творчество проявляется не в научном открытии и не в художественном воздействии. Оно представляет собой создание осмысленных сообщений на тему какогонибудь открытия, таких сообщений, которые могли бы

241

Рис. IV-14. Блок-схема функционирования научно-популярного журнала.

Эта схема является развитием схемы, показанной на рис. IV-13. Она соответствует наиболее структурированному случаю, который все чаще и чаще встречается в «предприятиях по популяризации», таких, как «Scientific American» в США или «La Science et la Vie» во Франции. «Автор-популяризатор» должен рассматриваться как творец: он изобретает ex nihilo не факт и не идею, а хорошую формулировку, интересное сравнение, удачный пример, простую форму изложения; все это не связа-

но с научным открытием, с научной теорией, которые популяризируются, а лишь дополняет их. Таким образом, он должен черпать в источнике научные новости, что бывает в силу его интереса к ним — интереса, ставшего увлечением, страстью. Задача такого автора — установить связь между научной новинкой и общей картиной культуры своей эпохи. Поэтому он должен находиться в гуще социальной жизни больше, чем сам ученый-творец. Кроме того, им движет материальный интерес и стремление к успеху. Блок-схема ясно показывает все эти моменты. Рукопись, отпечатанная на машинке, передается в редакционный совет, который сам по себе теснейшим образом связан со специалистами-учеными, поскольку поле научных новостей выходит за пределы любого совета, и со специалистами «по изложению» (по крайней мере в некоторых случаях). Очень часто первоначальный текст правится и изменяется по почти механическим критериям. Результат проходит через руки иллюстраторов, фотографов и главных редакторов, составляющих номер журнала. Затем он проходит стадию изготовления и распространения, прямого или по подписке, где сталкивается с двумя типами среды: с массой, в которой в основном распространяется журнал, и научной средой, которая читает научно-популярные журналы гораздо внимательнее, чем кажется, оценивает их критическим взглядом и порой контактирует непосредственно с автором. Отсюда два совершенно различных типа обратной связи, которые абсолютно внешни по отношению к издательскому циклу.

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 188 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

189

 

 

 

 

242

усваиваться любым человеком, обладающим некоторой минимальной культурой и способностью приложить усилие в самом широком смысле слова.

Это открытие самого открытия порой не менее трудно, чем открытие первоначальное. Лучшим доказательством тому служит то, что приемы, найденные одним автором, помногу раз повторяются затем другими, переходя из поколения в поколение, чтобы занять наконец место в лекциях и учебниках.

С точки зрения динамики культуры интересно, что общая блок-схема научной популяризации содержит несколько более или менее обширных контуров. Средства массовой коммуникации черпают из научно-популярной литературы не только конкретную информацию, но и приемы, делающие сообщение привлекательным для «потребителя». Однако, как мы отмечали выше, и сами ученые, стыдливо сдерживая себя, широко обращаются к научно-популярным изданиям, которые дают им общую информацию о соответствующем вопросе,— информацию, недостающие звенья в которой они могут сами восстановить. На рис. IV-14 показана схема описанного цикла, содержащая основные элементы, о которых шла речь в этом параграфе.

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 189 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.