Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mol_a_sociodinamika_kultury.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
5.25 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

182

совершенно и отмечено зрелостью мысли автора по сравнению с моментом появления их в отдельных публикациях. Книга предлагает целостный и синтетический взгляд на обсуждаемый предмет и претендует на массовое распространение.

3. Наконец, распространение книги происходит иначе, чем научного журнала. И хотя такая книга часто остается внутри микросреды, все же наблюдается значительное распространение ее на границах ее специальности: если, кроме малакологов, найдется не так много людей, желающих подписаться на периодические журналы по малакологии, то это не исключает того, что какой-нибудь трактат об улитках сможет заинтересовать не только специалистов, но и ученых смежных областей, торговцев салатом и, кто знает, быть может, даже некоторую часть образованной публики, которая вдруг увидит в жизни улиток предмет для философских размышлений. Книга распространяется через специализированные книжные магазины с более широким охватом тематики, чем в тех магазинах, где продаются специальные журналы. Книгу

233

анализируют и комментируют не только эти журналы, но также множество различных изданий, специализирующихся на подобном анализе и комментариях. Наконец, книга проходит через торговую рекламу. Этот, третий по счету, фактор в значительной мере компенсирует относительную недостаточность оригинальности, присущую книге.

Практически ценность книги обусловлена прежде всего именно широтой охвата — качество, компенсирующее ее ощутимое отставание в отношении новых идей.

Приведем пример. Основные идеи К. Шеннона об измерении информации первоначально были изложены в трех номерах журнала «Bell System Technical Journal» и, следовательно, стали известны чрезвычайно узкому кругу людей. Эти люди отвечали трем условиям. Они должны были: а) получать номера этого журнала; б) уметь читать по-английски; в) интересоваться проблемами теории информации, весьма необычными для того времени.

На самом деле тема измерения информации примерно в течение двух лет, между 1948 и 1950 годами, оставалась не более чем слухом, ходившим в определенном, чрезвычайно узком кругу, не превышающем нескольких сотен людей, опубликование работы в отдельной книге и ее распространение двумя годами позже положили начало триумфальному шествию «теории информации». Можно было бы привести множество подобных примеров, таких, как распространение идей Н. Винера о кибернетике, ставших известными в результате бесед и письменных докладов и прошедших через руки десятка людей в Массачусетском технологическом институте и в Гарвардском университете.

§ 8. Цикл научной книги

Цикл распространения научного текста, показанный на схеме, изображенной на рис. IV-12, для книг и журналов во многом совпадает. Здесь, помимо путей распространения, можно отметить существование различных каналов обратной связи, передающих воздействия на автора, например со стороны консультантов издателя. Последние почти не затрагивают вопросов формы и стиля, считая их относительно маловажными по сравнению со смысловым содержанием.

После выпуска книги в свет в действие вступает ряд каналов обратного воздействия. Один из них — это критический анализ, проводимый специалистами с опозданием минимум в несколько месяцев и максимум несколько лет (в среднем 1 год). Этот анализ должен содержать нечто большее, чем просто строгую оценку ценности издания. Оригинальные элементы его могут оказать значительное влияние на мысли автора в его последующей работе.

Другой канал — это действенность самой научной книги. Источником здесь является масса потенциальных потребителей данного труда,— масса, которая возникает в результате чтения данной работы, но не совпадает с массой читателей, так как в научной среде оригинальные идеи распространяются и устным путем. Эти идеи лягут в основу новых теорий, новых знаний, новой техники, новых приборов (например: тензометр Леконта де Нуи или циклотрон Лоуренса). В конечном счете этот процесс самый важный; он свя-

234

зан с самим назначением научной книги, его константа времени очень близка к константе предыдущего канала, хотя бы потому, что имеется большое число его критиков и его потребителей.

Третий канал — коммерческий: продажа книги. Издатель передает книгу в книжный магазин, масса читателей ее «потребляет», и деньги, вырученные за продажу, служат своего рода объективным мерилом ее культурной ценности, по крайней мере с точки зрения ее влияния на тех, кто имеет к ней доступ. Издатель в свою очередь воздействует на автора не только через весьма материальный канал авторских прав (1 год), но главным

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 182 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

183

образом используя механизм одобрения, играющий, вопреки тому, что утверждает научная этика, значительную роль в поведении автора.

Наконец, следует упомянуть о существовании четвертой «длинной цепи» обратного действия, по которой новые идеи и технические результаты, если они превышают определенный порог значимости, в силу действия статистического механизма культуры имеют шансы достичь средств массовой коммуникации, а через них — и широкой публики; результатом является воздействие на самого творца или его собратьев; наконец, новые идеи и научные результаты, известные в микросреде уже в течение нескольких лет (например, электронный микроскоп, теория относительности и т. д.), «открываются» большой прессой. Здесь дисперсия времени обратного воздействия весьма значительна: запаздывание может составлять несколько дней (изучение наследования приобретенных черт у уток, проведенное профессором Бенуа в Коллеж де Франс), но может измеряться и годами, если речь идет об элементах, не имеющих ничего сенсационного (например, гипергонар Кретьена), то есть не совпадающих с таблицей ценностей, «бессознательно» хранимой обществом.

Что касается цепи производства книги, которая простирается от автора до читателя, то следует отметить важность промежуточных этапов, читательских комитетов, консультантов, которые часто воздействуют непосредственно на автора, и большую работу по изготовлению книги, которая превращает публикацию научного труда в довольно длительное дело, хотя бы в силу множества дополнительных моментов, которые она предполагает (изготовление рисунков, чертежей, составление библиографии и т. д.).

Эта деятельность сильно контрастирует с работой воображения или с чисто литературным творчеством, где «производственная задача» настолько свернута, что произведение может быть передано непосредственно в типографию, лишая, таким образом, издателя одной из присущих ему функций: материальной реализации.

Научный издатель целиком зависит от сети своих читателей — специалистов, переводчиков и авторов. Все они относятся к микросреде, территориально рассеянной в таких странах, как Германия или Соединенные Штаты, и, наоборот, сконцентрированной вокруг немногих центров в таких странах, как Франция,— к микросреде, которая принадлежит в значительной части к самой массе читате-

235

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 183 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

184

Рис. IV-12. Научная книга. Научное издание адресовано, в сущности, ограниченному числу читателей.

Книга — это прежде всего попытка автора синтезировать свой труд и труд других, отразить современное состояние науки и свой собственный взгляд на нее. В действительности научная книга часто использует работы, ранее опубликованные фрагментарно, в виде кратких заметок, в различных журналах. Именно в них автор выражает свои мысли. Книга, как правило, гораздо понятнее предшествующих ей заметок, но и появляется она гораздо позднее их (3—5 лет). Важную роль играет в данном случае научный консультант из среды читательского совета: член такого совета является не только частью микросреды, где все друг друга знают, но и микрогруппы, в которой все связаны друг с другом.

236

лей. Следовательно, именно в этом кроется причина очень тесных связей между индивидуумами, играющих столь важную роль в научном интеллектуальном творчестве.

Если прежде узкий и аристократический научный мир стал ныне широким и профессиональным, то он тем не менее продолжает, вопреки словам Бутри, оставаться закрытым в плане общей культуры. Однако характер его границ изменился; раньше речь шла о границах дисциплины: литератор не имел представления о науке и не мог в нее проникнуть, поскольку ему недоставало необходимых знаний. Сегодня речь идет, скорее, о своего рода градиенте внимания и усилия: руководитель промышленного предприятия, инженер или техник лишен не основ знаний, чтобы судить о научном труде или использовать его, но он все больше и больше испытывает недостаток времени, чтобы делать это. Сам он находится под воздействием сети устных коммуникаций и узнает о многих технических новинках гораздо чаще из бесед или благодаря устному пересказу

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 184 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.