Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mol_a_sociodinamika_kultury.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
5.25 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

94

в историческом романе, новая манера живописца — все это микроидеи, микросообщения, микроновинки, за счет которых в целом и происходит обновление рамок нашего мышления.

§ 10. Интеллектуальная микросреда

На данном этапе рассматриваемого цикла все множество таких новинок подчиняется более или менее строгим социологическим закономерностям. Практически эти новинки циркулируют внутри некоторой социальной группы, которую можно выделить по ряду объективных признаков. Такая группа всегда составляет ничтожно малую часть общества, измеряемую тысячными долями от общей численности населения, но она тем не менее является «социальным классом» 2 в социологическом смысле этого термина.

Примером такой группы может служить так называемая творческая интеллигенция, в состав которой в современном обществе входят люди, чья деятельность заключается во всевозможных манипуляциях с идеями, но не предполагает коммерческой эксплуатации идей. Эта группа имеет свою особую социальную структуру и свою систему оценочных критериев, непосредственно не совпадающих с общепринятыми денежными оценками, а также свои собственные формы выражения и средства распространения информации малых масштабов. В портрете типичного представителя этой группы можно отметить такие черты, как сравнительно высокий коэффициент

113

интеллектуальности, большая интеллектуальная увлеченность в смысле характерологии Гейманса и Бергера, ограниченный интерес к таким социальным ценностям, как возможность активного действия и материальное могущество, и ряд других черт, описанных в работах, посвященных изучению интеллигенции (исследования университетской среды, знаменитый роман Симоны де Бовуар «Мандарины», работа Шульберга «Что движет Сэмми», работа Райта Миллза о властвующей элите32 и т. д.).

Понятно, что эта группа является открытой и находится в непрерывной эволюции. Иногда человек может принадлежать к ней только в какой-то момент своей жизни или деятельности. Так, например, инженер, составивший и опубликовавший техническую записку о новом производственном процессе или оригинальной промышленной реализации изобретения, осуществленной при его участии, находится на самой периферии группы творческой интеллигенции, в состав которой он входит лишь в связи с этим конкретным случаем. Надо сказать, что не всегда легко отличить творческого интеллигента, который руководствуется, так сказать, «внеденежными» критериями ценностей, от технократа, тоже обладающего большой культурой, высоким коэффициентом интеллектуальности, каким-то минимумом умения предвидеть будущее и всегда в какой-то мере работающего над переделкой настоящего во имя будущего.

Здесь нас интересует, однако, не только и не столько определение и списание особенностей этой социальной группы — которые, кстати сказать, довольно иллюзорны,— сколько используемые ее членами средства коммуникации, а также те преобразования, которым они подвергают новые идеи. Первой формой воплощения идей в мире знаков является машинописная рукопись. Прежде чем получить по-настоящему широкое распространение, такая рукопись может быть, в частности, размножена на ротаторе и распространена среди членов микрогруппы или же направлена для дополнительных преобразований в такие системы, как специальное бюро по отработке текстов патентных описаний, литературная редакция и т. п.

Рассматриваемая социальная группа пользуется особыми коммуникационными средствами, характерными примерами которых могут служить пробные отпечатки гравюр и офортов, отдельные оттиски статей, и в первую очередь сеть малотиражных журналов, которые можно назвать «малыми журналами» в отличие от систем подлинно массовой коммуникации. Стоимость таких изданий редко определяется соображениями рентабельности, во всяком случае, последние не являются главным критерием для их издателей. К этой категории относятся довольно многие научные, философские и литературные журналы. Авторам этих журналов не так важно быть напечатанными, как прочитанными. При некотором минимуме упорства у автора и достоинств у его произведения последнее нередко получает в этой сфере хотя бы ограниченное распростра-

114

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 94 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

95

Рис. II-8. Поток научных публикаций.

Научно-технические журналы, несомненно, составляют важнейший компонент европейской, а тем самым и мировой культуры. Данный график показывает, в общем, экспоненциальный характер роста числа научных журналов начиная с 1700 г., когда были основаны такие главнейшие научные

организации, как Академия наук, Британское королевское общество и т. д.34. В настоящее время издается около 60 000 журналов различных наименований, в связи с чем возникает новый канал информации — реферативные журналы, представляющие собой форму предварительного усвоения научной культуры. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем в силу ограничительного действия некоторого механизма насыщения экспоненциальная кривая будет заменена

логистической кривой (De Solla Price, 1961)35.

нение. Собственно, можно даже сказать, что произведение по-настоящему появляется на свет лишь в тот момент, когда оно публикуется или как-то распространяется среди представителей этой узкой социальной группы. Такой критерий предполагает хотя бы какой-то минимум усилий по установлению контакта с реальностью, если даже это не более чем реальность мира знаков и норм языка и грамматики. Это требование обязательно для всякого творчества, и именно этим творческий акт отличается от фантазии или сновидения.

Как мы уже говорили, в мире насчитывается 40 000 серийных и периодических изданий, которые и питают информацией «социокультурную таблицу». В сумме это составляет 15 миллионов страниц печатного текста в год, причем теоретико-информационный анализ норм естественного языка показывает, что 98% этого объема являются избыточными, то есть лишь 2% общего

количества знаков передают подлинно «оригинальные» сведения 33.

Итак, творцы создают новые идеи, новые решения, новые предметы, новые структуры и затем — иногда сами, а иногда при посредничестве всякого рода технократов, администраторов и разработчиков — вводят свои творения в мир знаков или в мир вещей. В последнем случае также можно говорить об «опубликовании» в буквальном смысле этого слова, то есть о представлении новых идей на обозрение публики: в этом смысле и только что сооруженная гигантская плотина электростанции, и новый вид изделий являются «публикациями» оригинальных идей. Описания этих вещей можно найти в техническом журнале, но и сами по себе они являются видимыми знаками творческого воображения, и их можно

115

в этом качестве рассматривать с точки зрения экономики культуры. В этом случае мы вновь сталкиваемся с традиционным противопоставлением научно-исследовательской лаборатории или проектного бюро, с одной стороны, и производственных мастерских и торговой фирмы — с другой.

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 95 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

96

Рис. II-9. Число книг разного объема в библиотеке Гарвардского университета (по Ципфу).

Будем, однако, говорить пока что только о мире знаков. Мы уже видели, что множество новых «идей», письменных текстов складывается здесь в колоссальную «социокультурную таблицу», образует кумулятивный мир нового и непредвиденного. Это новое «упаковано» в большое количество избыточных, лишних, но необходимых материальных носителей информации. Любая крупная сокровищница знаний претендует на то, чтобы быть полным перечнем элементов этого мира. Основная цель, к которой при этом стремятся,— это исчерпывающая полнота. Главное здесь — исчерпать, охватить все, даже самые мельчайшие, проявления нового, для чего используются, в частности, такие средства, как системы депонирования обязательных экземпляров в Национальной библиотеке Франции, Библиотеке Конгресса в Вашингтоне и др. Надо сказать, однако, что на самом деле претензия на исчерпывающую полноту всегда безосновательна. Вопервых, разнообразие проявлений человеческой деятельности превосходит возможности любой подобной системы. А во-вторых, и это главное, сам процесс регистрации материальных носителей культуры неизбежно связан с некоторым запаздыванием, измеряемым днями (газеты и журналы), а то и месяцами (фонотеки радиостанций и собрания книг) и даже годами (каталоги разработок и технических реализаций). В силу этого сокровищницы знаний и культуры никогда не смогут достигнуть идеала, к которому они стремятся: ведь все самое новое не сразу попадает в национальную библиотеку или в энциклопедию. Идея «универсальной библиотеки» и вообще «памяти мира» в любой другой форме, таким образом, представляет собой лишь динамический миф, лишь идеал, к которому стремится человеческая деятельность.

116

Рис. II-10. Подчиняется ли наука законам политэкономии культуры?

График отражает количество статей данной длины в двух разных изданиях «Британской энциклопедии». Обратите внимание на то, как незначительно расхождение кривых. Это отражает ту объективную закономерность, что число статей обратно пропорционально корню квадратному из их длины.

Отсюда следует, что работа по накоплению знаний должна быть нацелена прежде всего на редкие объекты, малочитаемые журналы, малотиражные издания, публикации, выходящие в «экзотических» странах, математические статьи, понятные во всем мире лишь небольшому числу специалистов и т. д., а не на то, что относится уже к стадии средств массовой коммуникации, для которых имеются более удобные, многочисленные и быстродействующие системы хранения.

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 96 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

97

На практике идея «универсальной библиотеки» (крупнейшие национальные библиотеки мира являются лишь приближением к такой библиотеке) сталкивается с трудностями передачи сообщений в пространстве и во времени — из Японии в Вашингтон, от момента создания произведения до того момента, когда оно становится общедоступным. С этими трудностями связана сама сущность документации, причем практический выход, к которому прибегает в таких случаях система культуры, — это создание более или менее быстро составляемых и доступных частичных перечней. Если сокровищница культуры не идет к человеку, человек идет к ней. Этим, по-видимому, и объясняется естественная концентрация интеллигенции в крупных общественных центрах, которые уже в силу экономических закономерностей всегда обладают определенным запасом культурных ценностей: для создания такого фонда культурных ценностей, скажем, в Канзасе, их необходимо завезти туда специально, в Нью-Йорке же они образуются сами собой в силу естественного взаимодействия людей и вещей.

В подобных условиях и происходит взаимодействие между системами, характерной особенностью которых является предельная новизна их сообщений (и, может быть, даже особый параметр, который можно было бы назвать «интеллектуальностью»), с одной стороны, и собственно системой распространения информации через каналы средств массовой коммуникации — с другой. Короче говоря, при анализе данной стадии социокультурного цикла чрезвычайно важно разграничить следующие два явления:

117

1.Мир микрокоммуникации, который создается, используется и развивается небольшой общественной прослойкой; этот мир стремится быть как можно более всеобъемлющим и отличается необычайной сложностью и труднодоступностью как в материальном, так и в интеллектуальном смысле.

2.Распространение информации в массовом масштабе. В этом случае непосредственная цель состоит в том, чтобы обеспечить охват всего социального поля и, следовательно, высокую доступность информации. Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно же осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента. Их задача — это прежде всего распространение информации. Цели их деятельности определены не вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания, но в то же время носят и экономический характер — крупнейшие газеты сначала создавались как доходные предприятия; затем какое-то время функции газет соединяли с идеей власти, теперь же их функции скорее относятся к сферам потребления материальных благ,

организации досуга, к сфере обслуживания, то есть к функциям третичного сектора по классической схеме Фурастье36.

Следует подчеркнуть, что массовое распространение информации является одним из неотъемлемых этапов социокультурного цикла. Многие представители научной интеллигенции и другие творческие деятели склонны думать, что успехом создания новых идей на основе старых, имеющихся у них в сознании, то есть своей индивидуальной культурой, они обязаны исключительно своему узкому окружению, исключительно чтению специальных журналов, просмотру научных фильмов, лекциям, беседам со своими коллегами или с представителями близких специальностей и т. д., вообще жизни в той автаркической культурной среде, которая, как они полагают, имеет лишь случайные точки соприкосновения с такими средствами массовой коммуникации, как многотиражные газеты, романы-бестселлеры, фильмы-боевики и популярные радиопередачи. Это представление о своей самобытности, о полной отделенности от масс всегда носит довольно искусственный характер. Данные всех обследований массовых средств распространения культуры (в частности, работы Райта Миллза, исследования влияния радиопередач и массовой печати, которые провели Лазарсфельд и Берельсон) показывают, что современный творческий интеллигент никогда и ни в каком отношении не может полностью отвлечься от среды, в которой он живет. Кстати говоря, как мы видели, творец не обязательно должен быть интеллигентом, хотя чаще всего это и так,— можно говорить о повседневном творческом процессе создания всевозможных мелких новинок, каждая из которых имеет лишь небольшое узкоспециаль-

118

ное значение, но это компенсируется их большим многообразием Методами контентанализа и путем изучения закономерностей распространения слухов (Оллпорт) были,

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 97 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.